Ныгметова Ж.Т., магистр социальной работы

Карагандинский государственный университет имени Е.А.Букетова

Формы  социальной работы  с мигрантами Казахстане

Если представить социальную работу как целостное содержание деятельности, а работу с мигрантами как составную часть, то реальное узнаваемое выражение специфики этой части проявляется в определенных формах работы. В последние годы в казахстанской науке и практике часто употребляются понятия «технология социальной работы», «социальные технологии». Несмотря на несколько искусственное соединение двух слов – «социальные» и «технологии», такое сочетание стало уже общепринятым и вполне приемлемым для исследования социальной работы. Возможно употребление  этого термина и в отношении к социальной работе  с мигрантами. Но в данном случае мы  используем понятие «форма» (вид) исходя из следующего суждения. Социальная технология - это комплекс мероприятий, который носит целостный, довольно устойчивый и в то же время операционализированный характер [1]. Для социальной работы с мигрантами, находящейся, по сути, в начале своего становления, пока сложно говорить о технологиях. Специфические социальные технологии в работе с мигрантами – дело будущего.

Форма  – набор определенных  устойчивых и узнаваемых  признаков, по которым  одно явление  отличают  от другого  однородного явления. Форма отражает  в узноваемых  признаках  устойчивую  специфику  содержания той или  иной  деятельности.  Понятие  «форма»  означает не  только  внешнее по отношению к содержанию. Форма  проевляется и в структурировании процесса, т.е. в структуре. Если содержание выражает совокупность подвижных, изменчивых харакреистик, то форма – совокупность  более устойчивых необходимых связей,  составляющих структуру объекта [2].

Социальная работа как деятельность имеет содержание, устойчивые  признаки которого выражаются в различных организационных формах и процедурах, отражающих особенности социальной активности в отношениях и связях «человек-человек», «человек-организация», «человек-государство» в социальной среде. Понятие  формы дает возможность  проведения более последовательной классификации (деление на классы) актов деятельности по их  видовым признакам.

Дифференциация  форм работы  с мигрантами – закономерный процесс,  сопутствующий  ее развитию,  изменению  содержания  понятия «миграция». Так, преобладание  вынужденных переселенцев  в структуре  миграционного  потока в начале 1990-х гг. требовало  развития определенных форм социальной помощи мигрантам. Усиление потока репатриации и переселения соотечественников, начавшееся с 1997 г.,  требовало инновационных форм социальной работы с мигрантами. Одни формы необходимы, когда категория миграции  выступает в «чистом» виде, т.е. с минимумом  ограничений  в персональном  состоянии и состоянии  принимающей среды. Другие когда положение мигранта осложнено, например, болезнью, бездомностью, отсутствием документов, да еще проходит в условиях обострения ксенофобии, т.е. связано комплексом разных объективных  и субъективных ограничений. Причем минимизация (максимизация) ограничений может определяться и влиять на форму, как в прямой, так  и в обратно пропорциональной зависимости от степени вовлечения (интеграции, адаптации) мигранта  в новую среду.

Для Казахстана 90-е годы  в целом ознаменовались усилением миграционных процессов. В середине 90-х на долю республики приходилось 0.4% общего числа международных мигрантов в мире, тогда как численность населения РК составляла лишь около 0.003% всего мирового населения. Численность эмигрантов  всегда здесь была  довольно  высока  по сравнению  с другими  странами бывшего  СССР. Так в 1987 г. из Казахстана  выехало 7.1 тыс. чел. (из всего СССР -39.1 тыс.), в 1988г. -23.6 тыс. (108.2) , в 1989 г.-53 тыс. (250 тыс.соответственно) [3]. Увеличение масштабов миграционных потоков произошло  именно в 90-е годы.

За годы независимости на историческую родину вернулось более 633 тыс. этнических казахов. По данным на 1 января 2007 года Казахстан принял 143 тыс. 343 семьи оралманов. Только за 10 месяцев 2008 года в республику из государств ближнего и дальнего зарубежья переселилось 18,4 тыс. семей, или 67 484 человек. А в целом за 16 лет гражданство Казахстана получили более 500 тыс. человек.

С 1 января 2008 года начали действовать региональные центры по адаптации и интеграции оралманов в городах Караганда, Шымкент и селе Аксукент Южно-Казахстанской области. В Шымкенте создан поселок для переселенцев из 2 тысяч жилых домов с необходимой инфраструктурой.

В 1997 году был принят Закон РК «О миграции населения», который заложил основы правового регулирования в области защиты прав и интересов мигрантов. В 2000 году был разработаны концепция миграционной политики и концепция демографической политики. На их основе утверждены Правительством РК Программа демографического развития РК на 2001-2005 годы и отраслевая Программа миграционной политики РК на 2001-2010 годы.

Активизация внутренней  миграции населения (из села в город)  приводит к усилению  маргинальной  неустойчивости  городского населения, точнее, определенной его части, не успевающей быстро адаптироваться к городскому темпу и условиями жизни. Внутренняя миграция влияет также на баланс трудовых ресурсов по регионам Казахстана. Миграция, регулируемая государством, приводит к организованным формам мобильности на добровольной и вынужденной основе.

Формы социальной работы с мигрантами для обеспечения интеграции должны развиваться  в двух направлениях: во-первых, воздействия на среду с целью усиления установок  толерантности; во-вторых, воздействия на самих мигрантов с целью повышения их свойств и способностей  адаптироваться и интегрироваться. Чтобы среда была более комплементарной к мигрантам, следует учитывать жизнесферную структуру и влиять на нее, другими словами, оказывается воздействие на жизненные сферы с помощью территориальной  реабилитации, культурной интеграции, профессиональной  адаптации. Это означает: а) обеспечение  реабилитации для приживаемости в местном сообществе, в естественно-антропологической  сфере (помощь жилищным устройством, материальная помощь, получение медицинских услуг и т.д.); б) культурная интеграция (абсорбции, аккультурации) в культурно-духовной сфере (формирование установок толерантности  общества, поддержание реализации национально-культурных потребности, изучение  языка и культуры); в) адаптационные мероприятия в агентно-профессиональной сфере (мониторинг потребностей  предприятий  региона  в рабочей силе,  мигрантов нормальные условие труда и зарплаты, рабочие места, условия  повышения  квалификации и т.д.) 

Литература:

1.     Технологии  социального обслуживания  населения /под ред. В.Г. Попова, Е.И.Холостовой. - М.,  2000. С. 43.

2.     Понятия «содержание» и «формы» // Материалистическая  диалектика  как научная  система/ Под. Ред. В.А. Шептулина. М.,1983. С. 191.

3.     Cадовская Е.Ю. Внешняя миграция в Казахстане и предупреждение потенциальных конфликтов. - Бишкек, 1997, с. 205-215.

4.     Программа 2006-2007 гг. в рамках Международного образования «Этносфера» и Центр «Русская школа для мигрантов»

5.     Социальная работа с мигрантами  и беженцами: Учебное пособие /отв. ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФА-М, 2008.-220с

6.     Габов Ю.А., Кист В.Э., Казкенов К.М. Миграционные потоки и межнациональный консенсус. - Караганда, 2005