Современные информационные технологии.
Программное обеспечение
Д.т.н. Мусиенко М.П.,
Савинов В.Ю.
Черноморский государственный университет
им. П. Могилы
Анализ компьютерных
образовательных платформ для создания аппаратно-дистанционных
научно-образовательных систем
Для проведения
современных лабораторных исследований (например, в области
материаловедения, нанотехнологий и пр.) необходимо
применение определенного количества
специализированного оборудования. Создание
таких лабораторий в каждом исследовательском
центре весьма затруднительно из-за высокой стоимости оборудования. Однако в совокупности
несколько лабораторий могут удовлетворить научные
потребности исследователей. Таким
образом, перспективным является использование аппаратно-дистанционных научных учебно-исследовательских
лабораторий, которые позволят проводить необходимые исследования на реальном
оборудовании удаленным пользователям с управлением и получением результатов с
помощью дистанционных каналов передачи данных.
Существующие сегодня
немногочисленные виртуальные лаборатории (прототипы аппаратно-дистанционным лабораториям) ограничены в своих
функциях и представляют, как правило, виртуальные
лабораторные работы, демонстрационные материалы или виртуальные приборы.
При
создании аппаратно-дистанционных систем актуальным становится вопрос о выборе
программных средств, технологий для создания гибкой, удобной, универсальной и
многофункциональной программной платформы.
Для решения
этого вопроса в ходе исследований были проанализированы существующие решения
для удаленного обучения (дистанционные образовательные платформы). Основные
результаты анализа пяти наиболее часто применяемых платформ приведены в табл. 1.
Таблица
1
Основные результаты анализа дистанционных образовательных
платформ
Платформа |
Достоинства |
Недостатки |
Moodle (http://moodle. org) |
-
модульность; -
мощные подсистемы глоссария и форума; -
кроссплатформенность системы (для установки можно
использовать любую операционную систему: Windows, Linux или Unix); -
многоязычный интерфейс; - программное обеспечение с открытыми исходными кодами под лицензией GPL
(возможность бесплатного использования системы и пр.). |
- не самый дружественный интерфейс с точки зрения пользователя; - сложность с администриро-ванием учебного процесса; - определенные ограничения на использование браузеров; - не реализованы модули интерактивного взаимодействия студента и преподавателя
(например, вебинар); - уязвимость системы безопасности; - отсутствие поддержки данной платформы для мобильных устройств. |
Mirapolis (http://www. mirapolis.ru) |
- высокая масштабируемость; - кроссплатформенность системы; - поддержка системой нескольких СУБД (MSSQL, IBM DB2, Oracle); - наличие бесплатной демоверсии; - многоязычность (поддержка кириллицы); - высокая интерактивность (имеется
аппаратно-программная реализация виртуальной комнаты). |
- отсутствие поддержки данного ПО для мобильных устройств; - данное ПО является платным. |
Blackboard Learning
System (http://www. blackboard. com) |
- кроссплатформенность системы; - возможность интерактивного взмаемодия (вебинары,
веб-конференции и т.п.); - поддержка мобильных устройств; - поддержка всех броузеров. |
- высокая стоимость продукта (порядка
десятка-нескольких десятков тысяч долларов); - отсутствует публичный доступ к описанию и
документации; - слабая защита; - не поддерживает платформу Windows Mobile; - нет поддержки кириллицы. |
СДО «Прометей»
(www. prometeus.ru) |
- кроссплатформенность системы; - высокая масштабируемость; - поддержка всех броузеров; - высокая интерактивность. |
- код источника
недоступен пользователям (невозможны изменения
на уровне пользователя; - высокая стоимость
коммерческого продукта; - регулярные выплаты
за лицензию; - не поддерживает
мобильные устройства. |
Authorware Attain (http://www. adobe.com/ products/ authorware) |
- удобный
интерфейс; - доставка учебного
материала через сеть с помощью современных технологий
сжатия и потоковой
доставки; - наличие
адаптивной системы (Система автоматически отслеживает успеваемость ученика и его динамику
и видоизменяет на
основе этих данных
содержание и способы
доставки учебного материала); - наличие
бесплатной демо-версии. |
- узкая направленность; - относительно высокие требования к оборудованию; - низкая интерактивность(Невозможность организации
прямого диалога ученика с компьютером); - не поддерживает мобильные платформы; - платный продукт. |
Проведенный анализ показывает одну характерную особенность: фактически все
платформы веб-ориентированы. За счет этого требования к клиентским компьютерам
сводится к минимальным, что делает программный продукт более привлекательным со
стороны пользователя.
На основе проведенного анализа можно сформулировать следующие требования к
разрабатываемому программному комплексу, а именно: платформа должна быть:
-
бесплатной;
-
веб-ориентированной;
-
мультиязычной (поддержание
латиницы и кириллицы);
-
модульной;
-
интуитивно понятной для
пользователя.
Также платформа
должна иметь:
-
модули, реализующее интерфейс
виртуального чата, что в свою очередь увеличит; интерактивность пользователей
данного ПО;
-
модуль наполнения контента;
-
высокую защиту от взлома;
-
адаптивную систему;
-
совместимость с мобильными
платформами.
Для проектирования таких систем разработчиками применяется множество Интернет технологий:
-
технология
AJAX;
-
Java
servlets;
-
СSS;
-
Flash-технологии;
-
технологии
сжатия изображений, видео-, аудиоконтента.
Среди систем
управления базами данных разработчики предпочитают использовать МySQL, т.к. она
бесплатна, при этом предусматривают поддержку, к примеру, Microsoft SQL Server.
Проведенный
анализ используемых технологий позволяет определить базовый необходимый и
достаточный набор программных средств, которые необходимо применить для
полноценной работы разрабатываемой платформы.
Для сервера
приложений:
-
JBOSS;
-
Apache
tomcat.
Для сервера
трансляций:
-
Wowza Media Server;
-
Adobe Media Server.
Таким
образом, применение подобных технологий и программного обеспечения при создании
программной платформы для аппаратно-дистанционных
научно-образовательных систем приведет к относительно низкой себестоимости
программного продукта как со стороны разработчиков, так и со стороны клиентов
(уменьшение затрат на покупку дополнительного ПО), обеспечит привлечение
широкого круга пользователей благодаря низким системным требованиям и
возможности использования системы в мобильных устройствах.