Свадебные обряды
крымчаков Крыма как средство сохранения национального «я»
Редькина Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой педагогики и управления
учебными заведениями, Республиканского высшего учебного заведения «Крымский
гуманитарный университет» (г. Ялта).
По данным литературы и
этнографических сборов, возраст вступления в брак в середине XIX – начале XX
столетия для девушек был обычно 13–16 лет, для юношей 16–18 лет. Еще до начала
XX в. сохранялся обычай сговора родителей о браке детей, нередко, когда те были
в младенческом возрасте.
В начале ХХ столетия будущие
муж и жена могли познакомиться на каком-нибудь празднике или семейном
торжестве. Символом сватовства было принятие девушкой дорогого подарка –
"бэ", обычно золотого украшения, который вручался свахой
("эльчи") от имени жениха. Вслед за этим следовало заручение –
("нышан") – встреча родителей жениха ("куюв") и невесты
("келин") для определения размера приданого. Как правило, свадьбы
назначались на осень, реже игрались весной.
Свадьба начиналась в ночь на
воскресенье ("йух кун"). В воскресенье приданое невесты расставлялось
и развешивалось в одной из комнат дома ее родителей ("джеиз асмах"),
напоказ для желающих осмотреть его ("джеиз кормек"). Во вторник
("ортакун") устраивался девишник ("къыз кечесы"), в среду
("къан кун") – мальчишник ("яшлар кечесы"). В эти вечера
родственницы жениха и невесты обмениваются платками – ("марама
сэрмэк"), а жених и невеста вручают обязательный по обычаю подарок своим
"молочным матерям" ("эмчек ана"). Распорядителем на свадьбе
("игитлер агасы") был кто-то из родственников или знакомых жениха. В
среду вечером в дом невесты приходили приглашенные гости, священнослужитель
("ребы") и производили опись приданого. В тот же вечер приданое
перевозилось в дом свекрови, где женщины семьи жениха раскладывали вещи по
сундукам, оставляя лишь то, что необходимо к свадьбе – свадебный наряд,
постельное белье, подушки. Готовили брачное ложе для молодых.
День венчания – четверг
("кичкене кун") начинался ритуальным купанием жениха ("куюв
амамы") и невесты ("келин амамы") в бане. В предбаннике играл
оркестр. Обряд купания и расчесывания волос невесты, купания и стрижки жениха,
усаженных в женском и мужском отделениях бани на центральные места – "орта
таш", сопровождался танцами, песнями, трапезой с молодым вином. Затем
невесту отвозили домой, где ее одевали к венчанию. Одежда невесты была белого
цвета, обязательным для венчания был головной убор "пыл бурунчих" –
прикрывавший лицо трубочками стекляруса. Мать невесты надевала на нее три
золотых мониста – "юзлик алтын", "эллик алтын",
"мамадьялар". Отец опоясывал невесту. После этого мать над головой
дочери-невесты разламывала на куски хлебную лепешку "птэ", политую
смесью меда и масла, и раздавала их присутствующим. Все эти действия
сопровождались обрядовыми песнями.
Когда за невестой приезжали
жених со своими родственники, "пыл бурунчих" временно снимался, а
голову нареченной покрывали специальным шелковым платком, так что она ничего не
видела. Невесту выводили из дома специально назначенные для этого молодые
замужние женщины ("сагдыч") в окружении детей, которые держали в
руках зажженные свечи. Сторона невесты одаривала присутствующих и перекрывших
дорогу невесте платками, платочками, накидками, раздавала вино и водку, после
чего дорога открывалась, и молодые в окружении детей со свечами и родственников
отправлялись в молитвенный дом крымчаков "къаал". По дороге брат
невесты обращался к ней с ритуальной песней, припев которой "до – до –
до..." подхватывали дети. Во дворе "къаал" по иудейскому
религиозному ритуалу устанавливался балдахин на четырех столбах.
С невесты снимался ее платок,
вновь надевался "пул бурунчих", и она отправлялась с женихом под
балдахин ("къыдыш таяхлар"), где их венчал крымчакский
священнослужитель – "ребы". По описанию середины XIX в., кроме
обычных молитв и благославлений иудейского ритуала, предназначенных для брачной
церемонии, "ребы" брал в руки петуха и трижды кружил им над головами
новобрачных.
После окончания церемонии
жених и невеста под песни и танцы гостей отправлялись в дом жениха, где
свадебное гуляние происходило отдельно (на мужской и женской половинах), были
накрыты столы с разнообразной едой, молодым вином и водкой. Трапеза прерывалась
песнями и танцами. В женской половине невесту усаживали в нише для постелей на
"июк" за деревянной аркой "кревет" – она должна была
поститься. Гости расходились в начале пятничной ночи. В пятницу ("айне кун")
утром, после брачной ночи, невесту и жениха будили женщины "хевра"
(см. далее) и забирали белье невесты ("корымны"). С этого момента в
течение недели новобрачным запрещалась близость, при этом молодая не должна
была отлучаться из дома.
В субботу ("шаббат
кун") свадьба продолжалась. Жених с утра отправлялся в "къаал",
где ему поручалось читать Тору. Невеста принимала гостей – женщин, приносящих
подарки – "келин кормек". Для этого ее вновь одевали во все
подвенечное, свекровь повязывала ей на голову платок, обязательный для замужней
женщины – "кыих", лицо укрывалось за "пул бурунчих". До
вечера за накрытыми столами продолжалось гуляние. Вечером молодежь расходилась
и приходили пожилые люди, для которых подавалась субботняя еда и сласти.
В воскресенье в отдельной квартире собирались члены погребального братства "Хевра Акодеш" для осмотра "корымны" невесты. Для них родственники невесты накрывали столы с едой, молодым вином и водкой, они же одаривали "хевра" подарками. В течение сорока дней после свадьбы невеста не должна была выходить из дома и показываться посторонним, соблюдая обряд скромности. В первый понедельник после свадьбы молодые покупали себе место на кладбище.