К.и.н., доцент Кибардина Т.А.
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им.
Д.И.Менделеева
Рукописная книга и её функции в
русской культуре первой половины XIX века в воспоминаниях современников
Кибардина Т. А.
канд. ист. наук
В истории русской культуры рукописная
книга занимала прочные позиции и отражала отдельные тенденции в духовном
развитии общества. Печатная книга отнюдь не вытеснила рукописную, но способствовала
обретению ею новых дополнительных функций, актуальных для русских читателей
первой половины XIX в. Отдельные вопросы бытования рукописной книги в
XVIII–XIX в. представлены в работах С. П. Луппова,
И. Е. Баренбаума, И. Ф. Мартынова, В. Н. Волковой
и других исследователей. В данной статье отражены отдельные аспекты бытования
рукописной книги в русской обществе на основе анализа мемуарной литературы
современников эпохи. Мемуарный источник, в силу своей субъективности позволяет
изучить читателя рукописной книги как выразителя интеллектуальных и духовных
потребностей своих современников. Кроме того, мемуарная литература представляет
собой вид массового источника, что весьма важно при анализе отдельных фактов
истории и культуры.
Согласно мемуарным свидетельствам,
рукописная книга на протяжении XVIII – первой половины XIX в. составляла значительную часть книжного репертуара в
круге чтения современников. Она находила своего читателя в различных
социально-культурных нишах, а её содержание определялось целым рядом
социально-культурных факторов.
В эпоху правления Александра I
рукописная книга, согласно воспоминаниям современников, становится заметным
фактом русской действительности. Для рукописной книги, традиционной для русской
культуры, с конца XVIII в. в качестве основной
закрепляется функция распространения официально запрещённой информации
[Баренбаум 1975, с.216]. Нелегальная литература имела, как правило,
политическую окраску и содержала критическую оценку каких-либо явлений
отечественной действительности. Именно нелегальная рукописная литература
явилась одной из форм преодоления государственных механизмов давления на
печать. Особенно актуальной нелегальная рукописная книга становилась в периоды
усиления государственной реакции [Баренбаум 1975, с.215].
Н. И. Тургенев в своих
воспоминаниях называл «контрабандную рукописную» литературу выразителем
общественного мнения в условиях деспотизма. Она являлась своеобразным
показателем настроения и направления умов в России и формировала российскую
гласность. Нелегальная рукописная книга со времени великой отечественной войны
до восстания декабристов дала много талантливых поэтических сочинений, которые
свидетельствовали о том, что это было «время оживления, эпоха надежд и здравого
смысла и глубокой мысли» [Тургенев 1989, с.282]. В своих мемуарах
П. А. Вяземский [Вяземский 2003, с.43] и М. А. Дмитриев
[Дмитриев 1985, с.233, 277] выражали сожаление об утрате этих ценных образцов
русского поэтического творчества и мечтали об его восстановлении и публикации.
Рукописная литература была разнообразна по
содержанию и жанровым формам. Широкое распространение получили рукописи
произведений сатирического характера. Продуктом своей эпохи, Д. Завалишин
считал, ходившие в публике, известные членам тайных обществ, рукописные язвительные
сатиры на русское правительство и его главу. Такими сочинениями были «Триумф» и
«Русский Жилблаз», в которых жестоко высмеивались и работа Государственного
совета, финансовое расстройство государства, солдатчина и другие негативные
явления русской действительности. Члены тайных обществ принимали
непосредственное участие в распространении списков, запрещённой к публикации,
комедии А. Грибоедова «Горе от ума» по отдалённым губерниям накануне
восстания [Завалишин 2003, с.128–129, 131–132, 136]. Пьеса Грибоедова «сводила
с ума всю Москву» и была широко известна образованной столичной публике, об
этом свидетельствуют воспоминания Ф. Ф. Вигеля [Вигель 2003, с.1014]
и Т. П. Пассек [Пассек 1956, с.38]. Таким образом, для современника
Александровской эпохи рукописная нелегальная литература являлась значительным
элементом той культурной среды, в которой происходило формирование
мировоззрения поколения декабристов.
Своеобразным отголоском Александровского
либерализма уже в период николаевской реакции было изучение семинаристами в
философском курсе трактата «О свободе», в котором утверждалось право каждого на
свободу мысли и слова. Об этом писал Н. П. Гиляров-Платонов,
познакомившийся с этим трактатом в начале 1840-х гг. по тетрадям и
семинарским записям старшего брата, который изучал его «во времена Аракчеева и
Магницкого». Подобное использование учащимися тетрадей с записями, лекциями,
переводами и т. д. предыдущих поколений учеников было широко
распространено в среде учащейся молодёжи. Эти переходящие из поколения в поколение
тетради давали уникальную возможность ознакомиться с содержанием предметов
несколько шире, чем предполагала учебная программа или мастерство
преподавателя. Кроме того, в условиях постоянного дефицита качественных учебных
пособий записи учеников являлись своеобразными хрестоматиями. Широко
практиковалось их коммерческое переписывание, благодаря этому переписчики
знакомились с разнообразной информацией, в том числе и с официально запрещённой
[Гиляров-Платонов, с.294].
Восстание декабристов и последовавшая
реакция не исключили нелегальную рукописную литературу из сферы бытования, она
долгое время входила в круг чтения отдельных категорий читателей. Согласно
мемуаристике, все нелегальные рукописи можно поделить на два типа по следующим
критериям: по «остроте» их политического содержания и сфере бытования. Первый
тип литературы составляли произведения, созданные на «злобу дня», и являлись
нежелательными с точки зрения официальной идеологии. Подобная литература широко
бытовала в аристократических и литературных салонах, в среде дворянской и
разночинной интеллигенции. Второй тип нелегальных рукописей часто был связан с
деятельностью политических революционных обществ, содержание их,
соответственно, имело ярко выраженный антиправительственный характер. Некоторые
мемуаристы считали, что именно государственная политика, основанная на
цензурных запретах и ограничениях, провоцировала возникновение оппозиционных
настроений в обществе, которые выливались в рукописной форме в политически
активную среду [Никитенко 1955, с.18].
Ярким примером литературы первого типа
было стихотворение М. Ю. Лермонтова «На смерть поэта», которое очень
быстро стало известно в публике, поскольку его распространением занялись друзья
автора при помощи писцов. Содержание стихотворения вызвало множество толков:
одни признавали его за стихотворение гениальное, других оно возмутило, особенно
последнее четверостишие [Семёнов-Тян-Шанский 1990, с.440].
В. П. Бурнашев писал, что государь был лично оскорблён, поскольку
получил экземпляр стихотворения по городской почте с надписью: «Воззвание к
революции» [Бурнашев 1972, с.186–187]. Поскольку прибавление было написано
позднее, то стихи ходили в двух списках: одни с прибавлением, другие без него.
В связи с этим возникли слухи, что автор прибавления другой поэт, а Лермонтов
благородно принял вину на себя [Муравьёв 1972, с.196]. Реакцию современников на
списки лермонтовского стихотворения можно сравнить (судя по количественному
отражению в мемуарной литературе) с реакцией общественности на ряд масштабных
событий литературно-книжного мира, в хронологических пределах нашего
исследования: с конца XVIII в. до
середины XIX. Такими «громкими» событиями
стали судьба издателя Н. И. Новикова, писателя
Н. А. Радищева, трагическая кончина А. С. Пушкина,
заключение И. Тургенева на гауптвахту из-за заметки в печати по поводу
кончины Н. В. Гоголя и историей публикации письма
П. Я. Чаадаева в «Телескопе».
Рукописная книга первого типа отражает
различные проявления общественно-литературной жизни общества. Если говорить об
узких литературных кругах, то здесь хождение рукописей было обычным делом,
поскольку новое литературное произведение первоначально «оценивалось знатоками»
искусства и близкими автора. Такова была судьба практически всех
литературно-критических сочинений. Но часто случалось, что цензура не
пропускала сочинение в печать, и оно продолжало существовать в виде рукописи, а
если представляло определённый интерес для публики, распространялось в списках.
Так, например, в мемуарах Ф. Ф. Вигеля, есть упоминание о доносе на
военных офицеров, которые распространяли стихи «возмутительного содержания»,
оказавшиеся отрывком пушкинского «Андрея Шенье», не пропущенного цензурой.
Распространители и автор были привлечены к ответу в III Отделение тайной канцелярии, а, опальному в то время,
поэту пришлось объясняться с императором Николаем I [Вигель 2003, с.1211–1212]. В списках «ходили»
сочинения не прошедшие цензуру, например, стихотворения
К. С. Аксакова [Никитенко 1955, с.8]. В рукописях распространялись
сочинения, которые создавались без расчета на печать из-за ярко выраженного
политического смысла. Они, как и стихотворение Лермонтова, создавались по
поводу каких-либо значительных событий, их бытование могло иметь относительно
широкую аудиторию, как, например, стихи Хомякова [Чичерин 1990, с.297], или
критические произведения В. Г. Белинского [Данилевский 1952, с.436].
Обладатели подобных сочинений не подвергались каким-либо гонениям со стороны
властных структур, подобные рукописи скорее можно характеризовать как полуофициальные,
нежелательные, но и не преступные. Хотя их авторам и распространителям часто
приходилось нести ответ за свою творческую деятельность, неофициально, в
соответствующих органах. Подобная литература воспринималась обществом так же,
как и запрещённая в России печатная литература, например, издания лондонской
типографии Герцена.
Состав второго типа нелегальных рукописей
имел разнообразный характер. Это были сочинения известных авторов, публикация
которых была невозможна и сочинения авторов-любителей, создававших едкие
сатиры. Особый род рукописей составляли секретные правительственные документы,
основной средой их функционирования были тайные общества и организации.
Рукописи подобного рода бытовали в достаточно «благополучной среде». Н. П. Гиляров-Платонов
вспоминал о своём политическом воспитании в подростковом возрасте, который
пришёлся на вторую половину 1830-х гг., посредством знакомства к секретным
спискам документов, хранящихся в усадьбе соседских помещиков. Благодаря
грамотным дворовым людям мальчик из семьи деревенского священника познакомился
со списками таких документов. Среди них были мнения адмирала Н. С. Мордвинова,
которые подавались в Государственный Совет, доклад И. В. Лопухина о
молоканах, письма Невзорова по поводу гонений на Библейское общество. Среди
документов попадались и рукописи, не попавшие в печать по цензурным
соображениям [Гиляров-Платонов 1884, с.255]. Этот факт даёт возможность сделать
заключение о том, что дворянские библиотеки и семейные архивы имели запрещённые
документы и рукописи, которые формировали у их читателей определённое
восприятие государственно-политической реальности.
Наиболее благодатной почвой для
распространения запрещённой литературы, в том числе и рукописной, была
молодёжь, особенно студенчество. Герцен, вспоминая о своём обучении в
Московском университете, писал о хождении среди студентов тетрадок с
запрещёнными стихами и комментариям к ним [Герцен 1975, с.124–125]. Последующее
поколение студентов увлекалось современными политическими и экономическими
учениями западных авторов, которые в рукописях бытовали в среде учащейся
молодёжи. Их интерес к запрещённой литературе, как писали мемуаристы, был
обусловлен Французской революцией 1848 г.
и нерешённостью внутренних российских проблем.
Особенно радикальными идеями выделялся кружок
Петрашевского, в воспоминаниях Д. Д. Ахшарумова, содержится
утверждение о том, что кружок Петрашевского был не единственным объединением
такого рода. На собраниях революционно настроенных петрашевцев обсуждались
рефераты на актуальные темы российской действительности. В основе таких
обсуждений иногда лежали рукописные копии государственных секретных документов,
например, записка А. П. Заблоцкого-Десятовского (сотрудника министра
государственных имуществ Киселёва), представлявшая один из секретных правительственных
проектов освобождения крестьян, упоминаемая в воспоминаниях
П. П. Семёнова-Тян-Шанского [Семёнов-Тян-Шанский 1990, с.302–303]. В
рукописях распространялись произведения литераторов, критиков и
сочинителей-любителей. Молодёжь увлекалась сочинениями литераторов
демократического лагеря, которые утверждали в литературе принципы реализма
(натурализма). Кумиром молодёжи того времени был В. Г. Белинский,
особенно взволновало петрашевцев известное письмо критика, написанное по поводу
«Переписки с друзьями» Н. В. Гоголя. Письмо горячо обсуждалось
членами кружка, переписывалось и распространялось, а впоследствии фигурировало
в судебном деле, как запрещённое. Подобным же образом, в списках обращалась
сатирическая статья А. Герцена, в которой зло сравнивались столицы,
Санкт-Петербург и Москва [Семёнов-Тян-Шанский 1990, с.302–303]. После ареста
петрашевцев экземпляры списков этих сочинений были конфискованы и переданы в III Отделение. Упоминается в мемуарах о чтении на
собраниях петрашевцев, не пропущенных цензурой стихов и переводов
С. Ф. Дурова. Среди «опасных» сочинений авторов-любителей в
воспоминаниях фигурирует сочинение офицера Н. П. Григорьева
«Солдатская беседа». Автор довольно резко отзывался об императоре и положении в
России в целом, за что получил самое жестокое наказание – пятнадцать лет
каторги [Милюков 1990, с.264–265]. Печальный опыт петрашевцев не надолго
поубавил пыл соотечественников, А. В. Никитенко 31 мая
1862 г. в своём дневнике писал о публичной гражданской казни Обручева за
распространение «возмутительного сочинения против государя и верховной власти»
[Никитенко 2005, с.356].
«Писаная» литература была следствием
крайней строгости цензуры, эта мысль характерна для мемуаристов различных
политических взглядов.
Литература:
1. Баренбаум И. Е. Некоторые актуальные проблемы
изучения истории русской (рукописной и печатной) нелегальной революционной
книги // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 216.
Источники:
1. Бурнашев, В. П.
Михаил Юрьевич Лермонтов в рассказах его гвардейских однокашников [Текст] /
В. П. Бурнашев // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях
современников. – М., 1972. – С. 169–194.
2. Вигель, Ф. Ф.
Записки [Текст] : в 2 кн. Кн. 2. / Ф. Ф. Вигель. – М. :
Захаров, 2003. – 752 с. – (Серия «Биографии и мемуары»).
3. Вяземский, П. А.
Старая записная книжка, (1813–1877 гг.) [Текст] /
П. А. Вяземский. – М. : Захаров, 2003. – 960 с. – (Серия
«Биографии и мемуары»).
4. Герцен, А. И.
Былое и думы [Текст] / А. И. Герцен. – М. : Дет. лит., 1975. –
576 с.
5. Гиляров-Платонов, Н. П. Из прожитого [Текст] /
Н. П. Гиляров-Платонов // Рус. вест. – 1884. – 172. – июль. –
С. 250–300; Т 173. – сент. – С. 229–293.
6. Данилевский, Г. П.
Знакомство с Гоголем [Текст]: (Из литературных воспоминаний) /
Г. П. Данилевский // Гоголь в воспоминаниях современников. –
М., 1952. – С. 434–463.
7. Дмитриев, М. А.
Мелочи из запаса моей памяти [Текст] / Дмитриев М. А. // Московские
элегии: стихотворения. Мелочи из запаса моей памяти. – М., 1985. –
С. 141–302.
8. Завалишин, Д.
Воспоминания [Текст] / Д. Завалишин. – М. : Захаров, 2003. –
608 с. – (Серия «Биографии и мемуары»).
9. Милюков, А. П.
Фёдор Михайлович Достоевский [Текст] / А. П. Милюков //
Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. – М., 1990. –
Т. 1. – С. 259–290.
10. Муравьёв, А. Н.
Знакомство с русскими поэтами [Текст] / А. Н. Муравьёв //
М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. – М., 1972. –
С. 195–199.
11. Никитенко, А. В.
Дневник [Текст] : в 3 т. Т. 2. (1858 – 1865 гг.). /
А. В. Никитенко. – М. : Худож. лит., 1955. – 652 c. – (Литературные мемуары).
12. Никитенко, А. В.
Записки и дневник [Текст] : в 3 т. Т. 2. / А. В. Никитенко.
– М. : Захаров, 2005. – 608 с. – (Серия «Биографии и мемуары»).
13. Пассек, Т. П.
Из дальних лет [Текст] / Т. П. Пассек
// Герцен в воспоминаниях современников. – М., 1956. – С. 25–67.
14. Семёнов-Тян-Шанский, П. П.
Из «Мемуаров» [Текст] / П. П. Семёнов-Тян-Шанский //
Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. – М., 1990. –
Т. 1. – С. 291–311.
15. Семёнов-Тян-Шанский, П. П.
Из «Мемуаров» [Текст] / П. П. Семёнов-Тян-Шанский //
Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. – М., 1990. –
Т. 1. – С. 291–311.
16. Тургенев, Н. И.
Россия и русские [Текст] / Н. И. Тургенев // Русские мемуары:
избранные страницы, (1800–1826 гг.). – М., 1989. – С. 241–328.
17. Чичерин, Б. Н.
Воспоминания [Текст] / Б. Н. Чичерин // Русские мемуары: избранные
страницы, (1826–1856 гг.). – М., 1990. – С. 166–306.