Теоретические и методологические проблемы исследования языка
Преподаватель Отарова Е.Н.
Военный авиационный инженерный
университет (г. Воронеж)
Об
информативности сегментных средств поэтического текста
Изучение звуковой стороны языка является
неотъемлемой частью языковедения. В настоящее время внимание исследователей
привлекает, с одной стороны, проблема эмоциональности и выразительности,
заключенные в звучании речи, и, с другой стороны, проблема звуковых ассоциаций,
способных каким-то образом дополнить общее содержание высказывания смысловыми оттенками.
Вопрос о том, обладает ли отдельно взятый
звук содержанием, давно является предметом споров [2,4,5]. Под содержанием
звука мы будем понимать, вслед за И.Р. Гальпериным, не собственно смысловое
содержание отдельно взятого звука, а его информативность [3]. Исследователи, полагающие, что каждый
звук имеет свое значение, не
утверждают, что звук выражает логическое понятие, а только то, что звук
в определенной степени способен
выражать настроение, чувство, эмоциональное состояние говорящего или пишущего.
Существует мнение, что звуки, организованные особым образом, обладают способностью
вызывать желаемый эмоциональный эффект.
В
поэтическом произведении звук может быть непосредственно (не через систему
лексических и грамматических значений) связан со смыслом. Эту мысль удачно
выразил Ю.М. Лотман: «Отношение слова и звука в стихе отлично от подобного
отношения в разговорном языке» [6]. М.В. Панов отмечает, что в стихотворном
произведении значение переносится на отдельный звук. «Фонемы, составляющие
слово, приобретают семантику этого слова… Каждый звук … приобретает
независимость, самостоятельность… И вот эти, семантически нагруженные, фонемы
становятся кирпичиками, из которых снова строится это же слово» [7]. В поэзии означающее становится вместе с тем и
обозначаемым. Различие между ними преодолевается.
Таким
образом, отдельные звуки языка могут, если они соответствующим образом
организованы, заключать в себе дополнительную информацию. Недаром те
исследователи, которые видят в звуках способность что-то выражать, говорят о
звуковых ассоциациях. «Эта способность нести в себе определенную
информативность, еще не есть сама информация. Она становится таковой, лишь
будучи организована в систему сигналов, где обязательным условием системности
является звуковой повтор» [3].
Применительно к поэтическому тексту важно отметить особую роль звуковой
организации стихотворной речи [7]. Наиболее частой формой звуковой организации
речи является повторение однородных звуковых элементов (звуковые повторы),
создающие различные виды симметрического звукового построения речи. Повторение
однородных звуков, входящих в состав слов, связанных данным звуковым повтором,
выделяет эти слова в речевом потоке, привлекает к ним внимание, подчеркивает их
особую значимость. Традиционно в характеристике различных видов звуковой
организации речи различают повторения звуков по их качеству (ассонанс –
повторение гласных звуков, аллитерацию – повторение согласных звуков). По
расположению принято выделять анафору, или единоначатие, (повторение начальных
звуков), эпифору, или концовку
(повторение конечных звуков), кольцо (повтор звуков в начале и в конце), стык (в конце и в начале слов, фраз,
стихотворных строк или полустиший и т.д.).
Исследователь Е.Н. Винарская предлагает
рассматривать принципы построения фонетической организации стиха с точки зрения
зонной структуры человеческих эмоций [1]. Гласные фонемы репрезентируют в
тексте тембр эмоционально выразительных вокализаций; этими вокализациями поэт
передает свое самоощущение, отношение к своей собственной деятельности.
Наиболее выразительны, а, следовательно, и «заразительны», тембры самых
длительных ударных гласных в словах наиболее важных, ключевых для смыслового
содержания текста. Шумовые компоненты высказывания, репрезентированные составом
согласных в словах, не выражают эмоционального отношения к своей собственной
активности, поэтому тембр вокализаций – средство в первую очередь лирической
поэзии.
Таким образом, резюмируя сказанное, мы
можем заключить, что в поэтическом тексте функция эмоциональной
выразительности, несомненно, является ведущей, что обнаруживается в зонном
упорядочивании соответствующих звуковых жестов: вокализаций, сегментов
восходящей звучности и т.д. Выявить это упорядочивание элементов можно,
анализируя фонетическую форму языковых единиц письменного поэтического текста.
Что касается ритмических параметров, то здесь необходимо обратиться к звучащему
поэтическому тексту, записанному на аудиокассету с помощью носителей языка.
Наряду с
участием звуковой организации речи в целостной выразительной системе
организации поэтического текста, следует иметь в виду и ее типологическое
значение в разграничении стиха и прозы, где такие постоянные формы повторений,
как ритм, рифма, строфа определяют специфичность самого типа речи (в
зависимости от особенностей данного языка) как речи стихотворной, в отличие от
прозы, не обладающей такими последовательно выраженными чертами звуковой
симметрии.
Итак, в
процессе творчества поэт использует целый арсенал языковых средств. Отметим,
что звуковые жесты (образы), создаваемые фоническими, звучностными,
ритмическими, мелодическими и динамическими паралингвистическими средствами,
значительно обогащают систему поэтических образов, порождаемых лингвистическими
средствами.
Литература:
1. Винарская Е.Н. Звучность текста как
выразительное средство поэтической речи / Е.Н. Винарская // Единицы поэтической
речи и их функции. – М., 1990. – С. 4-13.
2. Воронин С.В. Основы фоносемантики /
С.В. Воронин. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1982. – 244с.
3. Гальперин И.Р. Информативность единиц
языка. Пособие по курсу общего языкознания / И.Р. Гальперин. – М.: Высшая школа, 1974. – 175с.
4. Журавлев А.П. Фонетическое значение /
А.П. Журавлев. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1974. – 160с.
5. Левицкий В.В. Фонетическая
мотивированность слова / В.В. Левицкий // Вопросы языкознания. – 1994. – №1. –
С.26-37.
6. Лотман Ю.М. О поэтах и
поэзии / Ю.М. Лотман. - С.-Пб.: Искусство, 1996. - 848с.
7. Панов М.В. Ритм и метр в русской поэзии
/ М.В. Панов // Поэтика и стилистика. – М., 1991. – С.3-23.