К.ф.н
Кузнецова Н.Н.
Оренбургский
государственный педагогический университет, Россия
Средства выражения
неопределенности в поэтических текстах ХХ века
Категория определенности-неопределенности была
предметом исследования с глубокой древности. В разное время с ней связывали
такие свойства понятия как «космосы» - конкретные вещи, идеальный мир -
материальный мир, лишенность
определенного бытия - суть бытия, общее
– частное, абстрактное – конкретное и т.д. Эти противопоставления в свою
очередь порождали противоположность свойств: устойчивость/изменчивость,
совершенство/несовершенство, соразмерность и упорядоченность/ хаотичность и
непредсказуемость, точность/неточность, необходимость/случайность,
известное/неизвестное, фиксированное/нефиксированное и многие другие.
В языке поэзии, построенном на ассоциативности и
образности, неопределенность играет особую роль, являясь его сущностным
свойством. Исследователи отмечают, что тенденция к неопределенности (наряду с тенденциями к усилению
предикативности, к активизации внутренней речи, к расширению семантики слова, к
усилению роли слова, к компрессии смыслов, к изображению потока сознания и
др.), в языке поэзии ХХ века является ведущей (10: 9).
С точки зрения семантики неопределенность в поэтическом тексте
проявляется (9: 109-113) в:
- неопределенности речевого субъекта, например: Стать тем, что никому не мило - О, стать,
как лед! – Не зная ни того, что
было, Ни что придет, Забыть, как
сердце раскололось – И вновь срослось, Забыть
свои слова, и голос, И блеск волос (14: 28)
- неопределенности
объекта, предмета речи (темы), например: Еще не страх, но как бы кто-то,
невидим из-за поворота, отбросил тень свою вперед (7);
- неопределенности
адресата, например: По холмам – круглым и
смуглым, Под лучом – сильным и пыльным, Сапожком – робким и кротким – За плащом
– рдяным и рваным (14: 183);
- неопределенность действия, например: Перешагни,
перескочи, Перелети, пере- что хочешь – Но вырвись: камнем из пращи, Звездой, сорвавшейся в ночи… (13:
182);
- неопределенности времени, например: Когда-нибудь и где-нибудь. Не все ль равно? Но розы
упадут на грудь, Звезда блеснет в окно Когда-нибудь... (6);
- неопределенности
пространства, например: Ужасен, если оскорблен. Ревнив. Рожден в Москве. Истоки
крови – родом Из чуждых пекл, где
закипает Нил. Пульс – бешеный. Куда там нильским водам! (о А.С.Пушкине) (2);
- неопределенности состояния, например: Закроешь глаза на мгновенье И вместе с прохладой вдохнешь Какое-то
дальнее пенье, Какую-то смутную дрожь (6);
- неопределенности чувства, например: И так широко освещало Тревожное море в дыму,
Как будто еще обещало Какое-то счастье ему (6);
- неопределенности точки зрения, например: Полу-жалость. Полу-отвращенье. Полу-память, Полу-ощущенье. Полу-неизвестно что, Полы моего пальто…
(5: 192);
- неопределенности партнеров поэтической
коммуникации, например: Мир теней погасших и поблеклых, Хризантемы в голубой пыли;
Стебли трав, как кружево, на стеклах… Мы
глаза таинственной земли… (4: 65);
- неопределенности отнесения признака, например: Бедная тростинка, Милая
тростинка, И чего хлопочет? Всё уверить хочет, Что она живая, Что, изнемогая – (Полно, дорогая!) (1: 120);
- неопределенность чувственного восприятия,
например: Твое чудесное произношенье –
Горячий посвист хищных птиц; Скажу ль: живое впечатленье Каких-то шелковых зарниц (8: 178).
Неопределенность чувственного восприятия тесно связана с синкретизмом ощущений
– зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных и др. В приведенном примере
нет четкого указания на характер ассоциаций. Первые строки (произношенье, посвист) указывают на слуховые ощущения, слово зарниц вызывает прежде всего на
зрительные ассоциации. В заключительной строфе стихотворения, где наблюдается
лексический повтор (шелковых – шелка) содержится указание одновременно
на тактильные и слуховые ощущения: И
столько воздуха и шелка и ветра в шепоте твоем. На тактильные указывает
выражение и столько воздуха и ветра
(ощущение полета, парения, преодоления воздуха), на слуховые – лексема шепот.
С точки
зрения грамматики,
в русском языке (как не имеющем артиклей), категория
определенности-неопределенности выражается при помощи целого ряда средств
разных уровней языка. К наиболее распространенным можно отнести:
1)
Морфологические средства выражения неопределённости:
а) неопределённые местоимения и наречия,
например: Мне стало страшно этого
субъекта, Но одному ему вдогад, Зачем, ненареченный некто, - Я где-то взят
им напрокат (11: 12). В том числе и указательные местоимения, выступающие в
функции неопределенных, например: Здесь
будет все; пережитое В предвиденьи и наяву, И те, которых я не стою, И то,
за что средь них слыву (те – в
значении ‘кто-то’; то – ‘что-то’)
(11: 325). Кроме того, некоторая неопределенность возникает при употреблении
личных местоимений без опорного наименования, например: Слушай… это летит хищная, властная птица, В р е м я ту птицу зовут, и на крыльях у ней твоя сила, Радости сон мимолетный,
надежд золотые лохмотья… (1: 163);
б) слова категории состояния, например: Неизвестно, на какой Из страниц земного шара
Отпечатаны рекой Зной и тявканье овчарок (11: 89);
в) частицы могут передавать значение
неопределенности по-разному. Этому может способствовать их собственная
семантика, например: Луг дружил с
замашкой Фауста, что ли, Гамлета ли Обегал
ромашкой, Стебли по нонам летали (11: 98). Помимо этого, значение
неопределенности возникает, если частицы занимают необычное для них положение
конца стихотворной строки (что стало характерным для поэзии ХХ века), например:
Гул ворвался, как шомпол, О, холодный,
сначала бы! Бурный друг мой, о чем бы? Воздух воли и – жалобы?! (11: 149);
г) разделительные союзы,
например: На берегу то ль ночи, то ли дня, Над бездною юдоли, полной муки, За то, что
не отринули меня, Благодарю вас, доли и дудуки (2);
2) Синтаксические
средства выражения неопределённости:
а) сказуемое без
подлежащего, например: Цвести средь немолчного ада То грузных, то гулких шагов, И стонущих блоков, и
чада, И стука бильярдных шаров (1: 102);
б) деепричастие без
основного глагола-сказуемого, например: Только
всего – простодушный напев, Только всего – умирающий звук, Только свеча – нагорев, догорев… Только. И падает
скрипка из рук (5: 141).
в) определение без
определяемого слова, например: Не рыдал,
не сплетал Оголенных, исхлестанных, в шрамах. Уцелела плита За
оградой грузинского храма (11: 56);
г) назывные: Август
– астры, Август – звезды, Август – грозди Винограда и рябины
Ржавой – август! (14: 107);
д) неопределённо-личные предложения, например: Рассказывали страшное, Дали точный адрес. Отпирают,
спрашивают, Движутся, как в театре (11: 72);
е) безличные предложения, например: Грешить бесстыдно, непробудно, Счет потерять ночам и дням, И, с головой от
хмеля трудной, Пройти сторонкой в
божий храм (3: 290);
ж) эллиптические предложения, например: Подыхали, веря: где-то, Скоро – исполна за раны. А
крикливые младенцы Возомнили вдруг –
орлами … (12);
Во всех этих случаях неопределенность,
выраженная семантически и грамматически, «сливается с неопределенностью,
присущей метафорическому образу» (9: 112). Ассоциации, расходящиеся в разных
направлениях, диффузность таких образов часто не позволяют трактовать их однозначно,
например, у И.Бунина узкий, козий взгляд; волчьи, божьи глаза; у О.Мандельштама обручи краснознаменной хвои;
а солнце щурится в крахмальной нищете и др.
Литература:
1. Анненский, И.
Стихотворения и трагедии. – Л., 1990.
2. Ахмадулина Б. http://book-read.ru/libbook_93345.html.
3. Блок А. Стихотворения и
поэмы. – М., 1987.
4. Волошин М.
Стихотворения. – М., 1989.
5. Иванов Г. Стихотворения
– М., 2006.
6. Иванов Г. http://snegirev.ucoz.ru/index/georgij_ivanov_rozy/0-539.
7.
Кривулин
В. http://magazines.russ.ru/volga/1999/11/krivul.html.
8. Мандельштам О.Э.
Избранное. – Смоленск, 2002.
9. Очерки истории языка
русской поэзии ХХ в. Грамматические категории. Синтаксис текста. - М.: Наука,
1993. - 240 с.
10. Очерки истории языка русской поэзии ХХ в.
Поэтический язык и идиостиль. Общие вопросы. Звуковая организация текста. - М.:
Наука, 1990. - 304 с.
11. Пастернак Б.
Стихотворения и поэмы. – М., 1990.
12. Соснора В. http://magazines.russ.ru/km/2006/3/ski25.html.
13. Ходасевич В.Ф. Собрание стихов. - М., 1992.
14. Цветаева М. Через сотни разъединяющих лет… -
Свердловск, 1989.