Философия / Философия
музыкального искусства
Учитель музыкального искусства Деньгина М.В.
МАОУ гимназия №16, город Тюмень, Россия
Музыка как единство целостного Бытия
Музыкальное Бытие и/или
Бытие музыки взаимодействует с обществом, природой, с сущностными силами
человека, вступая в диалог с научными дисциплинами. Именно в советское время
философия, социология, культурология, эстетика, этика, музыковедение, исследуя
противоположные стороны (адекватность/неадекватность, субъективное/объективное,
единство/многообразие, действие/взаимодействие, идеальное/материальное),
находили необходимость выявления положительных, рационально-адекватных сторон –
этих жизненно-значимых тем целостного Бытия: Красота-Правда-Истина.
Отрицательное, иррационально-неадекватное оставалось в стороне, тушевалось,
считалось не важным и не главным для социализма.
В советскую эпоху
музыка, музыковедение, музыкознание сохраняли свою локальность и были узкоспециальными.
Сегодня, в XXI веке музыкальное искусство приобретает массовый характер в связи
с экологией: рост экологической культуры, ее проникновение в СМИ. Музыка
приобретает свою многофункциональность, вкрапляясь во все сферы
жизнедеятельности человека. В настоящее время она стала наиболее проникающей:
музыкотерапия, то есть валеологическая музыка, музыкальный дизайн,
сонатал-музыка, арт-музыка. Музыкальное искусство буквально проникло во все
сферы индивидуальной и общественной жизни, музыкальное влияние постоянно
возростает. Современная музыка (музыкальное Бытие/Бытие музыки) стала как
никогда разнообразнее и многообразнее. Этому способствовали следующие факторы:
- увлечение музыкальным
искусством и музыкальной самодеятельностью в мире и в России стало самым
массовым (в пользу и во вред музыкальной культуре), по сравнению с другими
жанрами эстетического творчества. Остановимся на этом факторе, так как есть
практическое доказательство вышесказанному.
Являясь руководителем
самодеятельного хорового коллектива в сельской местности можно увидеть, что
желающими участвовать в хоровой самодеятельности становятся люди профессий, далеких от искусства народного
вокала – это предприниматели лесоперерабатывающей сферы, повара, врачи,
учителя. Задавая им вопрос: «Что же подвигло Вас на участие в
самодеятельности?», отвечают коротко: «Душа поет, а значит, исповедуется и
очищается»;
- всепроникающая роль
музыки: в наше время, собственно музыкальное искусство все больше
сопровождается музыкой как вспомогательным средством в других видах
деятельности. Так, посещая супермаркеты, можно услышать музыкальное
сопровождение для покупателей. Современные телесериалы зачастую не придают
должного значения музыке и оставляют ей только лишь роль фоно-музыки. Наше
современное поколение не стремится «пропитывать» свою «душу» классическими
музыкальными образцами, они довольствуются от музыки малым – современными
ритмами, «пустыми, бессодержательными» текстами, низкопробными,
массово-потребительскими мелодиями. Такой вывод выявляется из моей
педагогической практики. Но есть обучающиеся, которые посещают дополнительные,
профилирующие образовательные учреждения – школы искусства, музыкальные школы,
кружки, студии, но это единицы… А хотелось бы, чтобы каждый обучающийся в
общеобразовательной школе овладел знанием игры на любом инструменте, на
первичном уровне владел своим голосовым аппаратом. Тогда можно было бы
раскрывать целостность Бытия человека/человеческого Бытия, исследовать его
сущностные силы в соотношении идеального (И) – материального (М) (поиск
гармоничной личности);
- технизация музыки
находится в числе лидеров; происходит технизация эстетической жизни:
электромузыкальные инструменты, современные звукозаписи, гигантские музыкальные
архивы. Большую роль в акустических особенностях музыкального звука и голоса
играет звукорежиссер, программист;
- глобализация музыки:
музыкальная культура заимствует отовсюду и лучшие (и часто худшие) образцы:
Интернет, музыкальные фестивали, конкурсы, «фабрики», «Голос», создание хоровых
кружков, хоровых отделений, архивная реставрация музыкальных произведений
прошлых лет.
Происходит глобализация
музыкальной культуры, ее формирование, диалог разных культур, совершенствуются
общеземные процессы культур. Важно сохранять равновесие, свою специфику регионализации,
а оптимальным средством для всего этого является диалог культур (Диалог –
взаимоотражение и отражение культур, которые имеют свои законы).
В XX-XXI вв. музыка, как
и все виды искусства, испытывает на себе влияние постмодернизма. Музыка, ее
современность, совершенствование углубляется в противоречия
модернизма-постмодернизма, ставит, более остро, ряд новых проблем.
Постмодернизм преувеличивает роль хаоса в жизни (хаос в Бытие) и в частности, в
музыкальном искусстве (хаос в музыкальном Бытие/Бытие музыки). Философская
теория отражения приводит к объективности взглядов, к организации,
самоорганизации, не абсолютизирует хаос, не ищет его привилегированности, а
предупреждает о нем, не позволяет ему находиться как господствующему элементу в
Бытие. Философская герменевтика, постмодернизм строятся на диалоге (полилоге)
разнородных и равноправных субъектов, текстов, смыслов, - на их
полифоничности, гомофонно-гармоничности, а не на монофоничности.
Таким образом,
музыкальное искусство способно отразить полнее, шире современную диалектику
всеобщего, частного и единичного, не потерять за пестротой музыкальных звучаний
их «душу». Этому должны помочь научные и практические подходы философов,
социологов, эстетов, культурологов, искусствоведов, музыковедов, а также
философский принцип отражения. Именно теория отражения, законы отражения
позволяет увидеть, раскрыть, исследовать музыкальное искусство, музыкальную
культуру в дополнительном аспекте, то есть музыку в единстве целостного Бытия.
Ведь наше время – эпоха массовых позитивных и негативных действий,
взаимодействий, а сторона и результат последних есть процесс отражения.
Дискуссии (особенно советских и болгарских) философов, естествоиспытателей в
области теории отражения, эстетиков, культурологов оставили незавершенным ряд
вопросов.
Некоторые современные
музыковеды и философы пытаются расширить сферу музыки, включив в нее любое
колебание в природных и общественных процессах, эклектически смешивая
организованные (музыкальные) и неорганизованные (шумы, немузыкальные звуки).
Философские и
музыковедческие положения ученых в теории отражения (Пифагор, Плотин, Августин,
Фома Аквинский, Боэций, Роджер Бэкон, Спиноза, Георг Гегель, Р. Декарт, М.
Мерсенн, А. Кирхер, М.С. Каган, Жан-Жак Руссо, Т.В. Адорно, Ж. Деррида, В.Н.
Холопова, Э.В. Ильенков) позволили воссоздать наиболее системное представление
взаимопроникновения философии и музыки. Есть необходимость выявления главных
«ипостасей» единства музыки в целостности Бытия (генезис эпох): подражательная (Античная эпоха -
натуроцентризм), выявляющая слияние и разделение человека и природы;
религиозная (Средневековье - теоцентризм), связь с Богом, а не с человеком;
личностная (Возрождение - антропоцентризм), способствующая самовыражению
творящего и воспринимающего субъекта; социальная (Новое время - социоцентризм),
осуществляющая живое общение между индивидом, группами, институтами и
обществом; мировоззренческая, мироощущающая, их соотношение
(идеальное-материальное, субъективное-объективное, адекватное-неадекватное), то
есть на лицо системность процесса музыкального Бытия и/или Бытия музыки. Музыка
способна выступать в своем многообразии, многоаспектности, многоуровневости,
опираясь на специальные научные дисциплины.
Литература:
1.
Авторские
учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам:
философия, логика, социология, культурология. – М.: Логос, 1998.- 208 с.
2.
Адорно,
Т.В. Избранное: Социология музыки / Т.В. Адорно - М., СПб.: Унив. Кн. 1999. –
445 с.
3.
Адорно,
Т.В. Философия новой музыки / Т.В. Адорно; вступ. ст.
К. Чухрова; пер. с нем. Б.М. Скуратова. –
М.: Логос, 2001. –
344 с.
4.
Античные
мыслители об искусстве. – М.: 1938. – 324 с.
5.
Апрелева
В.А. Философские и эстетические проблемы в творчестве русских композиторов /
В.А. Апрелева. – Екатеринбург: Уральский ун-т, 2001. – 191 с.
6.
Бахтин,
М.М. Эстетическое наследие и современность / М.М. Бахтин; ред. И.А.
Мальченкова. – Мордовия: Мордовский ун-т, 1992. Ч.1. – 176 с.
7.
Бытие.
Материя. Сознание: метод разработки по курсу философия / сост.: Ф.А. Селиванов,
К.Г. Рожко. – Тюмень: ТюмГУ, 1991. – 33 с.
8.
Ильенков,
Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. – М.: Политиздат, 1991. – 464 с. –
Мыслители XX в.
9.
Щербинин,
М.Н. Феномен музыки в европейском смыслогенезе или «Менуэт быка» / М.Н.
Щербинин // «Собирание» смысла через разнообразие форм европейской культуры:
сб. ст.; ред. В.Е. Левкин. – Тюмень: Вектор Бук, 2002. – С. 3-24