Гузь О.Ф.
Западно-Казахстанский
государственный университет им. М.Утемисова,
Казахстан
Основные положения теории
эстетического воспитания
Основные положения теории
эстетического воспитания сформировались в XIX - начале XX
века в трудах В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, К.Д.Ушинского, В.И.Водовозова, В.П.Острогорского
и др.
Задачи эстетического
воспитания заключаются в том, чтобы развивать способности воспринимать,
понимать и чувствовать прекрасное в жизни, природе,
искусстве. Оно должно также способствовать нравственному совершенствованию
личности, воспитанию активного отношения к действительности. Поэтому необходимо
связывать эстетическое воспитание с нравственным и
интеллектуальным. По мнению В.Г.Белинского воспитывая с раннего возраста в
детях чувство прекрасного, педагог, таким образом, формирует качество личности
как человечность: «Эстетическое чувство есть основа добра, основа
нравственности». В своих высказываниях он считал, что мощным фактором
воспитания являются все виды искусства.
Близки к взглядам
Белинского были воззрения Н.Г.Чернышевского, который цели и задачи
эстетического воспитания видел в том, чтобы научить человека воспринимать,
понимать, чувствовать прекрасное.
Значительное место
эстетическому воспитанию отводится в педагогической системе К.Д.Ушинского.
Основоположник научной педагогики считает чувства средством нравственного и
эстетического воспитания. Чувство красоты педагог называет специфическим
человеческим чувством. Основным критерием прекрасного
он видит в истинном отражении действительности.
Огромный вклад в развитие
теории и практики эстетического воспитания внесли работы и деятельность П.П.Блонского, Л.С.Выготского,
А.С.Макаренко, В.П.Сухомлинского, Б.М.Теплова, СТ. и В.Н.Шацких
и др.
Несомненно, большое
влияние на теорию эстетического воспитания оказал В.А.Сухомлинский, который
считал, что полноценное умственное развитие ребенка невозможно без
эмоционально-эстетического отношения к учению. Поэтому эстетическое воспитание
должно решать две задачи: во-первых, формировать активное творческое отношение
школьников к изучаемым явлениям, а также к самому процессу познания; во-вторых,
выявлять и развивать творческие способности учащихся.
О связи эстетического
воспитания с процессом творчества говорит и психолог П.П.Блонский:
«Эстетическое воспитание - есть, прежде всего, развитие эстетического
творчества. Каждый ребенок в потенции творец всяких, в том
числе и эстетических, ценностей: строя домики, он проявляет свое архитектурное
творчество; лепя и рисуя, он - скульптор и живописец; наконец, он так сильно
тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации, он же «рассказчик» в 11 лет
и «поэт-лирик» в 15 лет». Впервые раскрыл механизмы творческого
воображения и рассмотрел пути развития детского творчества профессор Л.С.Выготский, который считает, что «цель здорового
общества - здоровая творческая личность». Поэтому в процессе эстетического
воспитания, воспитания красотой, гармонией, добром, формируются и развиваются
эстетические чувства и способности человека».
Наиболее
общую характеристику системы эстетического воспитания дала Н.А.Ветлугина: «Под
системой эстетического воспитания понимается не законченная и выстроенная
конструкция, а установление гибких, диалектических взаимосвязей между внешними
воздействиями и внутренними процессами, между характером эстетической
деятельности и способностями людей, между различными процессами и свойствами
личности и т. п.».
Особое место в системе
занимает принцип взаимосвязи элементов, в котором отмечено, что поскольку
эстетическое воспитание вовлекает в себя все факторы жизни и деятельности
человека, то главная задача состоит в том, чтобы найти взаимосвязь и
взаимодействие эстетического воспитания средствами искусства и средствами
действительности. Только в этом случае можно говорить о системе эстетического
воспитания, понимаемая не как сумма мероприятий, а как совокупность общих
теоретически обоснованных принципов воспитания, с непременным учетом возрастной
последовательности.
Задача воспитания
искусством не сводится только к освоению и пониманию искусства как такового, а
предполагает эстетическое отношение к действительности, творческую активность,
обусловленной самой творческой природой искусства, воспитания тех качеств,
которые характеризуют общее развитие личности. Цель всех компонентов
учебно-воспитательного процесса в школе является формирование всесторонне
развитой личности, гармонически сочетающей в себе высокую идейность, моральную
чистоту и физическое совершенство. Особенность эстетического воспитания
касается всей действительности и всех форм деятельности человека, выбирает свой
предмет из всего многообразия объектов и явлений и требует по природе своей
системного подхода. Предметы эстетического воспитания предполагают:
формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетической
потребности личности; активизацию его творческой деятельности.
Таким образом,
целенаправленный и контролируемый процесс формирования эстетического отношения
к действительности, эстетической потребности и эстетической деятельности
требует для своего построения системный подход, учитывающий все стороны
действительности и все формы деятельности. Основным структурным элементом
системы эстетического воспитания является личность. Цель эстетического
воспитания - эстетическое и общее развитие личности; предмет формирования -
личность; методы - ориентируются на личность с учетом его возрастных и других
характеристик. Педагогический процесс направлен на сохранение личности,
развитие и управление им; основной подход связан с непосредственным
воздействием на нее.