Мухамеджанова Ш.Т.

Карагандинский Государственный Университет им.Е.А.Букетова, Казахстан

ОБРАЗНАЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ “ПРОСТРАНСТВО” КАК СУБСТРАТ ФРАЗЕОСОМАТИЗМОВ В МАНИФЕСТАЦИИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

(на материале казахского и французского языков)

В последнее время центр тяжести в изучении фразеосочетаний, как языковой единицы, переместился в область изучения коммуникативной возможности устойчивых сочетаний и в те сферы, которые обращены к мышлению, познанию и сознанию, к концептуальным системам[1]. Во вторичных номинациях стали видеть ключ к пониманию основ мышления и процессов создания не только национально-специфического видения мира, но и его универсального образа. Фразеология тем самым укрепляет связь с когнитивной лингвистикой, с одной стороны, и этнолингвистикой – с другой.   

         Человек способен идентифицировать индивидуальные объекты, устанавливать сходство между областями воспринимаемыми разными органами чувств - сравним явления синестезии: жуан суйек – жуан дыбыс (толстая кость-твердый звук [букв.толстый звук]; une pomme aigre - un ton aigre (кислое яблоко - язвительный тон [букв.кислый тон]). Улавливать общность между конкретными и абстрактными объектами, материей и духом, сравним: кан акты – ойлар акты (кровь течет-мысли текут) или les idées coulent - le sang coule (мысли текут - кровь течет). В подобных случаях говорят, что «человек не столько открывает сходство, сколько создает его» [2,с.9]. Это ассоциативно-образное «создание» сходства наиболее ярко проявляется при манифестации ментального пространства индивида в фразеосоматизмах (СФС) посредством привлечения в лексико-семантическую структуру элементов пространственно-временных отношений внешнего мира.            

 Категория «пространство» с гносеологической точки зрения подразумевает рассмотрение пространственных отношений, в которых учитываются свойства четырехмерного континиума (пространство-время) и субъектно-объектные взаимодействия. Анри Пуанкаре, известный французский математик, физик и философ, в сочинении «Ценность науки», по этому поводу отмечает: «Но, что мы называем объективной реальностью, <…> объективность следует искать только в отношениях, тщетно было бы искать ее в вещах, рассматриваемых изолировано друг от друга» [6,с.84].        

         Пространство одна из первых реалий бытия, которое воспринимается и дифференцируется человеком. В результате развития представлений о пространстве организующейся вокруг человека как центра макро-, микрокосмоса (наивная/языковая картина мира), оно репрезентируется также в языковых единицах – фразеосоматизмах. При этом, на основе ассоциативно-образного переосмысления, использованные в СФС пространственные конституенты «опредмечивают» непредметные сущности, сравнивают/противопоставляют субстанцию внешнего мира и конституцию человека для раскрытия ментальных – свойств, состояний  индивида.

Внутренний мир человека сопоставим с понятием «ментальное пространство» (ментальный мир) введенного в оборот Ж.Фоконье. Согласно автору [4], ментальные пространства призваны не отражать так называемую «объективную реальность», а воплощать образ того, как человек думает и говорит о тех или иных вещах.

Ментальное пространство представляет собой «млечный путь» многомерно-квазизамкнутых миров: интеллектуального, морального, эмоционального и других измерений.

В семантическом механизме СФС участвуют четыре компонента, лишь частично представленные в ее поверхностной структуре: основная субстанция (лексема-соматизм как метонимический агент индивида) и вспомогательная субстанция (пространственные образы внешнего мира), и некоторые свойства каждого из них. СФС развертывая различные стороны ментального пространства, в своей предикативной части обозначает, но чаще не обозначает класс вспомогательной субстанции, его имплицирует признаковое слово. Оно же подсказывает и ментальное состояние-признак основного субъекта.

         СФС описывающие собственно ментальное пространство многообразны, как во французском так и в казахском языках. В их лексическом корпусе имеется большой выбор лексем-соматизмов. При этом большую роль в восприятии внешних пространственных отношений, в практической (и теоретической) деятельности языковая картина мира уделяет зрительному восприятию (лексема - глаз) [4,5]. Зрение – главный ориентир человека в мире, а зрительная информация – доминантная из всех видов. Но по меткому замечанию Х.Ортега-и-Гассета [2,с.69], понятия недоступные чувствам «умопостигаются» и «ум обладает более совершенным зрением, чем глаз», т.е. человек в постижении сущности бытия есть унилатеральная (целостная) система.      Информация полученная зрительным восприятием, совместно с функционированием других дистантных и контактных информантов человеческого организма концентрируются и перерабатываются в области сердца и головы.

         В ассоциативно-образном наполнении актуального смысла СФС интегрировано взаимодействуют, взаимопроникают чувственное познание и абстрактное мышление. На этой основе усиливается чувство реальности «при помощи холодного жара воображения», т.е. «двойного акта» распространения и соединения признаков субстанции, названного Ф.Уилрайтом [2] «семантическим движением». Семантическое движение, или по П.Рикеру [2] предикация признака вспомогательной субстанции для раскрытия свойств основной субстанции СФС, происходит посредством возникновения «напряжения сходства и различия». Ассоциативно-образное напряжение проявляется в очерчивании определенных граней сходства признаков субстанции внешнего пространства и ментального состояния индивида при их (субстанции) категориальном различии. Посредством «образа», как одной из форм отражения объектов реальности сознание отбирает из памяти, мотивирует и ассоциирует (от лат.associatio - соединение) признаки различных субстанций, что отображается в лексико-семантической структуре СФС, в ее актуальном фразеологическом значении. В процессе коммуникации (письменной, устной) ассоциативно-образный потенциал СФС служит для того, чтобы сделать мысль наполненную эмоционально-экспрессивной, оценочной составляющей, доступной для других людей, чтобы объект (ментальное пространство) стал доступен мысли для его последующего означивания. 

 

Литература:

1.Barth, Britt-Mari. L’apprentissage de l’abstraction. Paris : Retz,1987.

2.Теория метафоры:Сборник/общ.ред.Н.Д.Арутюновой, М.А.Журинской.-М.:Прогресс,1990.-512с.

3. Учение аль-Фараби о познавательных способностях/Иванов П.С.-А-А.:Наука.1977,215с.

4.Virole, Benoît. Sciences cognitives et psychanalyse. Nancy :Presses universitaires de Nancy,1995.(Processus discursifs).

5. Лагута О.Н. Логика и лингвистика. Новосибирск,2000.-116с.

6. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. «Аграр»,М.:1996,384с.