Философия / 6. Философия науки
Д.э.н. Юшин С.А.
Киевский национальный торгово-экономический университет
ДИСПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА
В ОБЩЕЙ ФИЛОСОФСКОЙ КОНСТРУКЦИИ ГЕГЕЛЯ
В римском праве невозможна дефиниция человека,
ибо раба нельзя подвести под это понятие. Гегель
y
Переход в эпоху Экономики Знаний требует осмысления когнитивных ее оснований, важное место в которых занимает субъектно/объектный
аспект. И здесь уместны тезисы Гегеля: 1) знания берутся
как объективные и как субъективные определения, или скорее как
определенные виды отношения объекта и субъекта друг к другу; 2) понятие отчасти субъективно,
отчасти объективно (определено как субъективное и в то же время
как объект, выступающий в качестве предпосылки); 3) идея – соединение субъективного и объективного; 4) содержание познания как выведенное
принадлежит методу, благодаря чему
сам метод расширяется в систему [1,
с.79, 94; 2, с.206, 304].
Схематизированные тезисы
Гегеля, представленные на рисунках 1 и 2, представляют его работы [1-7].
Информация из рисунка 1 дает представление об алгоритме позиционирования
Гегелем блоков общего формата субъектно-объектного пространства. Здесь
четко просматривается роль метода (генератора содержания познания) в выхождении
человеком за свои интеллектуальные пределы (отказ от привилегии дитя – быть
человеком в себе). Однако следует
указать и на то, что отказ от подобной привилегии противоречит известному
принципу Христа: «если не обратитесь и не станете как дети, не войдете в
Царство Небесное» [Мат. 18, 3].
Поэтому Гегель и предлагает человеку, кроме выхождения за себя, достигнуть
углубления в себе, чтобы стать разумным и для себя. И в своей «Науке логики» он
выдвигает императив: движение вперед есть возвращение назад в основание, к первоначальному
и истинному, от которого
зависит то, с чего начинают, и которое на деле порождает начало [3, с.127].
идея права есть
свобода сознание – это
отношение Я к предмету (внутреннему или внешнему) практическая
деятельность есть соединение внутреннего с внешним
Рис.1. Общий формат
субъектно-объектного пространства у Гегеля
В алгоритме Гегеля обращает на
себя внимание деятельностный аспект отношений между субъектом и объектом.
Целесообразная деятельность, или средство, являются основными детерминантами
свободы и воли человека как единства субъективного и объективного.
И здесь Гегель приходит к выводу о том, что лишь в собственности лицо выступает как разум (т.е. развивает
идею Аристотеля: собственность есть орудие деятельности активной). При этом он
видит в ценности (для субъекта) некоторую производную от качественной
определенности вещи (у Аристотеля: качество – видовое отличие сущности).
Кроме того, объект (или средство) у Гегеля, как продукт
целесообразной деятельности субъекта, положенный вне его, влияет на субъекта
в зависимости от того, насколько он единичен в рамках всеобщности (необходимости
и власти внешнего авторитета подчиняются, но не так, как необходимости природы).
Информация из рисунка 2
уточняет вышеуказанные представления об алгоритме позиционирования Гегелем
блоков общего формата субъектно-объектного пространства. Здесь он
предостерегает исследователей от ошибки отождествления субъективного и объекта.
У него субъективное отделяется от объективного
через чувство. В то же время объект (распадаясь в
самом себе на неопределенное многообразие, как объективный мир, и
каждое из этих единичных есть
также некий объект), как абсолютное противоречие между
совершенной самостоятельностью и совершенной несамостоятельностью различных
существований, выступает и как созерцание, зависящее от субъекта,
который отделяет себя от объективности тем, что он субъективно
превращает сознание в образ. И его диалектика отражает процесс, где субъективная
цель смыкается с внешней ей объективностью через средний термин – единство
целесообразной деятельности и подчиняемой цели объективности (средству).
Гегель
считает, что субъективным «я» могу быть только по отношению к объекту
созерцания или представления, поскольку тогда я противопоставляю себе другое; но
на деле раздвоенность, где «я» есть субъект по отношению к объективности,
есть также отношение и тождество, которое одновременно отлично от этой различенности и образует тем самым и начало всеобщности.
Рис.2. Диспозиция
субъективного и объективного у Гегеля
Итак, начало всеобщности у
Гегеля образует «я» как субъект по отношению к объективности. И
здесь на первый план выступает когнитивный аспект, так как именно метод – это единственная
и абсолютная сила разума, и высшее и единственное его побуждение
познать самого себя во всем через самого себя. В ищущем познании метод –
это орудие, находящееся на субъективной стороне средство, с
помощью которого она соотносится с объектом; в этом умозаключении субъект
есть один крайний член, а объект – другой, и первый связывается через
свой метод со вторым, но этим не связывается для себя с самим собой.
И если сравнить эту диспозицию метода с упомянутым выше средним термином (единство
целесообразной деятельности и средства), то их тождество внутри
противоположностей вполне очевидно.
Выводы. Из всего вышеприведенного можна сделать такие выводы:
*субъектно-объектная
составляющая выполняет в общей философской конструкции Гегеля специфическую
роль, регулирующую логику предпосылок целесообразной деятельности (включая
волю, свободу, собственность и пр.);
*посредством субъектно-объектных
отношений Гегель выводит тезисы о процессуальном характере отделения субъективного
от объективного, и о роли метода как связника между познающим субъектом
и познаваемым объектом.
Литература.
1. Гегель Г.В.Ф. Работы разных
лет. В 2-х томах. Т.2. – М.: Мысль, 1973. – 630 с.
2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В
3-х томах. Т.3. – М.: Мысль, 1972. – 371 с.
3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В
3-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1970. – 501 с.
4. Гегель Г.В.Ф. Работы разных
лет. В 2-х томах. Т.1.. – М.: Мысль, 1972. – 668 с.
5. Гегель Г.В.Ф. Философия
права. Пер. с нем. – М.: Мысль, 1990. – 524 с.
6. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия
философский наук. Т.1. – М.: Мысль, 1974. -452 с.
7. Гегель Г.В.Ф. Философия
религии. В 2-х томах. Т.1. – Пер. с нем. – М.: Мысль, 1975. – 532 с.
Международная научно-практическая конференция
«Стратегические вопросы мировой науки – 2007»
15-28 февраля 2007 г.
Секция: философия
Подсекция 6: философия науки
Доклад:
ДИСПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ
СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА
В ОБЩЕЙ ФИЛОСОФСКОЙ
КОНСТРУКЦИИ ГЕГЕЛЯ
Авторская справка
Юшин Сергей Александрович
доктор экономических наук,
профессор, старший научный сотрудник
Домашний адрес: 03127, Киев-127,
ул. Пр-кт
40-летия Октября, 116а, кв.62
Место работы:
Киевский национальный торгово-
экономический университет,
профессор кафедры менеджмента
Адрес, на который необходимо выслать
сборник:
03127, Киев-127, ул. Пр-кт 40-летия Октября, 116а, кв.62
Телефоны:
Домашний: 8.044.258-12-39
Мобильный: 8.067 - 5010268