ФИЛОСОФИЯ /6. ФИЛОСОФИЯ
НАУКИ
К. ф. н. Тягнибедина О.С.
Луганский национальный педагогический
университет
имени Тараса Шевченко
ПОНЯТИЕ ВЕРОЯТНОСТИ И
ВЕРОЯТНОСТНЫЕ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В науке и практической
деятельности человеку зачастую приходится иметь дело с проблематическим,
вероятностным знанием в форме гипотез, предсказаний, догадок, предположений. С
этим связан естественный интерес к понятию вероятности и вероятностным методам
познания.
Задача данной статьи
будет заключаться в том, чтобы показать, как изменялись исторически
представления о понятии вероятности, какие интерпретации вероятности характерны
для современного познавательного процесса, какой выход в область практической
деятельности имеют вероятностные методы познания.
Первые исследования
вероятностного знания появились еще в античный период. Платон (428 – 348 гг. до
н. э.) в диалоге «Тимей» указывает на два рода знания: достоверное
и правдоподобное, или вероятное. Это деление обусловлено своеобразной
онтологией, которой руководствовался Платон. Все сущее он разделил на «мир
идей» и «мир вещей». Идеи неизменны и устойчивы, а « мир вещей» подвержен
постоянному изменению. Исходя из этого, Платон считает достоверными только
рассуждения о бытии неизменном и устойчивом; рассуждения же о постоянно
меняющемся «мире вещей» могут быть только вероятными. При этом человек, который
живет в этом «мире вещей», имеет лишь вероятностное, т. е. близкое к истине,
знание.
Исследования по
вероятности осуществлял и основатель логики Аристотель (384 – 322 гг. до н.
э.). По Аристотелю, вероятное – это то, «что бывает в большинстве случаев или
часто бывает». Вероятностное знание Аристотель называет диалектическим в
противоположность аподиктическому, т. е. безусловно, достоверному,
доказательному знанию. В своем главном логическом трактате «Аналитика»
Аристотель анализирует, наряду с дедуктивными выводами, диалектические
(вероятностные) рассуждения. По Аристотелю, любое рассуждение, в том числе и
вероятностное (диалектическое) должно иметь форму силлогизма. Приведем пример
диалектического силлогизма:
Большинство
ученых – гениальные люди.
Этот
человек – ученый.
Этот
человек, вероятно, гениален.
Данный силлогизм построен по первой
фигуре. Однако бóльшая посылка не является аподиктическим, но лишь
диалектическим суждением.
Одно из произведений
Аристотеля – «Топика» специально посвящено изложению теории вероятностного
знания. Характерной особенностью вероятностных умозаключений Аристотеля явилось
то, что в них не использовалась
количественная оценка вероятности суждений.
В ХVII в.
появляется так называемая классическая теория вероятностей, основными
представителями которой являлись Б.Паскаль, Ферма, Я.Бернулли, Гюйгенс, Муар,
Лаплас и др. Существенным для этой теории явилось использование метрического
определения вероятности, т. е. определения на языке чисел. Так, по Лапласу,
вероятность – это «отношение числа случаев, благоприятствующих ожидаемому
событию к числу всех равновозможных и несовместных случаев».
Классическое понятие
вероятности появилось в результате анализа ситуаций, возникавших в азартных
играх. Эти игры основаны на том предположении, что все исходы их являются
равновозможными. Так, например, если игральная шестигранная кость изготовлена правильно, то вероятность выпадения
одной из граней равна 1/6, поскольку имеется
6 равновозможных, несовместных случаев, а благоприятствующих – один.
Следует подчеркнуть, что классическое
понятие вероятности, основанное на равновозможности различных исходов, имело
довольно узкую область применения (лотереи, азартные игры, страхование).
Правда, в этой сравнительно узкой области классическое определение вероятности
работало на протяжении двух столетий достаточно удовлетворительно.
Однако в науке и в
реальной жизни часто приходится иметь дело не с отдельными, индивидуальными
явлениями, а с массовыми случайными событиями, где, наряду с необходимостью,
господствует случайность, а наступление события определяется не как
необходимость, а как вероятность. Для изучения массовых случайных явлений была
разработана новая интерпретация вероятности – частотная, или статистическая,
вероятность.
Отдельные высказывания в
пользу этого понятия были сделаны еще в античности, а также в классический
период. В
явном виде это понятие было
сформулировано известным английским ученым Дж. Венном (1866 г.), а затем
активно пропагандировалось Р. Мизесом (20-е годы ХХ в.).
В основе частотной
интерпретации лежит понятие об относительной частоте появления массового
случайного события при достаточно длительных наблюдениях и испытаниях.
Дж. Венн, а в последствии
и Р. Мизес определяли вероятность как предел относительной частоты появления массового случайного события при многократном числе
испытаний.
Чтобы вычислить
относительную частоту события, служащей основой для статистической вероятности,
необходимо прибегнуть к следующей процедуре: сначала выявляем класс событий,
обладающих интересующим нас свойством. Затем в процессе опытов или наблюдений
подсчитываем, сколько раз интересующее нас свойство, или событие, встречается в
данной серии:
m
PСТ =
––––, где m – число появления события, n – число всех испытаний.
n
На практике было
установлено, что для многих массовых случайных явлений
относительная частота при большом числе наблюдений имеет тенденцию к
устойчивости. Эта устойчивость частот массовых случайных явлений представляет
объективную закономерность. Такие закономерности поведений массовых
случайных событий, установленные с помощью статистической вероятности, называются
вероятностными, или статистическими. Вероятностные законы присущи самому
объективному миру и являются важнейшей составной частью конкретных естественных
и социально-экономических наук. Все это свидетельствует о достаточно широкой
сфере применения вероятностно-статистических методов познания.
Однако ученые осуществляли
поиски других интерпретаций вероятности. В результате возникли логическая и
субъективная концепции вероятности.
Известный английский
ученый Д.М. Кейнс, написавший первый трактат по логической вероятности «Учение
о вероятности» (1921 г.), подверг критике классическое и частотное определения,
предложил рассматривать вероятность как логическое отношение между
высказываниями, как отношение частичной выводимости заключения из множества
посылок.
Выражение «вероятно», по
Кейнсу, обозначает «степень разумной веры», соответствующей знанию. Если знание
h оправдывает
разумную веру в P со степенью L, то это означает, по Кейнсу, что существует вероятностное отношение
степени L между P и h. Это отношение является, по Кейнсу, предметом вероятностной
логики и записывается так: P / h = L.
Что же касается вопроса
измерения вероятностей, то далеко не все вероятности, по Кейнсу, поддаются
числовому измерению; чаще всего вероятности сравнивают друг с другом, а иногда
даже сравнение невозможно.
Понятие логической
вероятности получило дальнейшее развитие в трудах Г. Джеффриса, Г. Кайберга, Р.
Карнапа и др. Так, Г. Джеффрис считает это понятие основополагающим, с помощью
которого можно определять даже статистическую вероятность. С точки зрения
Кайберга, вероятность необходимо понимать как «степень уверенности, которую
субъект должен приписать утверждению, гипотезе при данных свидетельствах». При
этом степень уверенности – это логическое
отношение между высказываниями.
В работах Р.Карнапа
проводится точка зрения, согласно которой не правомерно останавливаться на
одной единственной интерпретации вероятности. Как показывает
история, утверждает Р.Карнап, теоретики использовали в качестве экспликата, или
интерпретации, понятия вероятности различные выражения такие, как
«правдоподобие», «степень веры», «степень разумного ожидания», «степень
подтверждения», «степень частичной истины», «степень близости к абсолютной
надежности», «относительная частота» и др. Число этих экспликатов можно, по
мнению Карнапа, свести к двум, если не обращать внимания на незначительные
различия. Это вероятность1, т. е.
степень подтверждения, или
логическая вероятность, и вероятность2, т. е. частотная, статистическая вероятность. Научное знание
использует оба эти понятия. Вероятность2
находит свое применение в эмпирических науках, изучающих закономерности
случайных массовых явлений; вероятность1 используется в теории
индуктивных рассуждений при определении степени подтверждения гипотезы
фактическими данными.
Следует отметить, что в
последнее время получила распространение также и субъективная интерпретация
вероятности, сторонниками которой являются Ф.Рамсей, Б. де Финетти, Л.Сэвидж и
др.
В основе субъективной
вероятности лежит множество степеней веры, присущих реальным людям. В свою
очередь, степени веры отражаются в поведении тех людей, которые ими обладают.
Английский ученый Ф.Рамсей в своей книге «Основание математики» предложил метод
определения вероятности с помощью ставок при заключении пари. Правда, метод
Рамсея трудно применить на практике, да и сам он считал субъективную интерпретацию
вероятности в качестве дополнения к наиболее распространенной частотной
интерпретации вероятности. Л.Сэвидж в работе «Основания статистики» построил целую систему субъективных
вероятностей, основанную на отношении
предпочтения в множестве действий. Скажем, если субъект предпочитает сделать
ставку в пользу события А, а не в пользу события В, значит
для данного субъекта событие А более вероятно, чем событие В.
Сторонники субъективной
концепции вероятности стремились найти метод определения вероятности, который
содержал бы в себе момент интерсубъективного, независимого от субъекта. Это,
безусловно, важно и необходимо, поскольку теоретические исследования
приобретают особую актуальность, когда находят практическое применения. В
настоящее время субъективная
интерпретация вероятности находит плодотворное применение в логике решений.
Действительно, в тех случаях, когда речь идет о прагматической оценке
деятельности человека, невозможно обойтись без субъективной вероятности.
Известный итальянский
ученый Бруно де Финнети утверждает, что субъективная вероятность является
единственно допустимой в науке. Такой подход к определению места субъективной
вероятности среди других ее интерпретаций не нашел широкой поддержки среди
ученых.
В заключении следует
подчеркнуть, что понятие вероятности является по своей сути своеобразным
понятием. Это своеобразие заключается во множественности его интерпретаций,
которые выявлялись исторически в процессе познания. Наиболее известные интерпретации
вероятности – это классическая, частотная (статистическая), логическая,
субъективная. Каждая интерпретация вероятности составляет основу вероятностных
методов исследования, применяемых в определенных областях научной и
практической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пятницын Б.Н. Философские проблемы вероятностных и
статистических методов. – М.: Наука, 1976.
2. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. –
М.: ЮНИТИ, 1997.
3. Рузавин Г.И. Методология научного
исследования. – М., 1999.