Конференция «Научный потенциал
мира» - 2007
УДК 339.138 |
Секция «Политология» |
|
Подсекция 4 «Политическая
социология» |
Шелест В.В.
Киевская духовная академия
Развитие национальной экономики
базируется на создании социально справедливого предпринимательства, где человек
работал бы самоотверженно и по призванию, связанного с его духовным подвигом.
Вопрос
мотивации людей к труду является одним из ключевых в любой системе
хозяйствования, поскольку только труд заинтересованных людей может быть
производительным. Человечество уже давно беспокоит идея идеального
общественного строя, где человек работал бы самоотверженно не из-за страха
наказания или голодной смерти, а по призванию. Труд, в связи с этим, должен
быть не обязательством, а внутренней потребностью здорового организма. При этом
направление деятельности каждый член общества избирал бы самостоятельно или по
согласованию, исходя из собственных возможностей, наклонностей, способности и
таланта. Относительно потребностей человека, то они должны быть удовлетворены в
полном объеме обществом [1]. Сюда же относится и
духовный подвиг человека, его умение терпеливо и тщательно выполнять порученную
работу, побеждать трудом все негативное в себе ради спасения души. При этом
очень быстро берут верх традиции воспитания человека, неоспоримая послушность и
повышенная трудовая активность, заложенная в генах предыдущими поколениями
украинского народа. Происходит синтез эффективных технологических решений и
духовных мировоззрений, к которым относится и религия. Она оказывала
исключительное влияние на жизнь отдельного человека и общества в целом,
вырабатывала нормы и законы общественного бытия и поведения людей.
Церковь учит видеть и слышать человека среди технократных
достижений цивилизации, когда человек стал средством производства, придатком
машин и орудий производства, признает его право на самобытность, на личное, не
зависимо от способа производства, трагическое и славное существование. Церковь
борется за чистоту души человека в нашем греховном, испорченном соблазнами мире.
А.
Эйнштейн считал, что "…в наш
материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные
люди. Я не могу найти выражение лучше, чем "религия"
для обозначения веры в рациональную природу реальности" [3].
В
результате реформ украинский народ получил возможность вернуться к истокам
своей духовной и экономической мощи. В этой суетной жизни остро стал вопрос о
том, какое же хозяйство будет иметь евангельское оправдание. Поэтому
актуальными стали вопросы изучения эффективности работы монастырских экономий
прошлого и на их основе - создание результативных моделей хозяйственной
перестройки общества. Наша страна заслуживает новой гармонической организации
жизни, где все будет построено по правилам сотрудничества и взаимообусловленной
дополнительности, а не розни мира сего и погибельного хаоса. Оно эффективно и
экономически оправдано.
В
такой обстановке сугубо практическое значение получает повторяемая Сильвестром
евангельская мудрость: «¼всякую скорбь и
притеснение с благодарностью претерпи, если обидят – не мсти, если хулят –
молись, не воздавай злом на зло, согревающих не осуждай, вспомни и о своих
грехах¼» Ежедневное,
ежечасное следование этой заповеди было необходимо для того, чтобы завоевать
доверие окружающих, обрести кредитоспособность.
Сделать
экономику социально направленной, нацеленной на удовлетворение запроса людей
можно такими путями:
1. Широкое развитие предпринимательства.
2. Внедрение маркетинга для изучения спроса
и предложений на различные ассортименты товаров.
Развитие предпринимательства, особенно малого
и среднего, дает возможность создать широкую и мощную сеть
товаропроизводителей, общий потенциал которых способный сполна решить проблемы
количества, качества и ассортимента товаров адекватно требованиям потребителя.
В
настоящее время все больше деловых людей, правительства и административных
управленцев начинают обращаться к христианству как источнику непреходящих
моральных ценностей, которые сохранила Украина на протяжении многих веков, приняв
Православие. Лучшие представители промышленных кругов и купечества
дореволюционной Украины были верующими людьми. И сейчас, по данным одного из
опросов общественного мнения, 58% предпринимателей и 40% директоров предприятий
признают существование Бога, считают себя православными людьми. Это есть
достоверный показатель зрелости общества и личности в новых экономических
условиях производства, делающих выбор решений и действия на основе внутренних
потребностей своего развития. Как говорится в народной, мудрой пословице: «Без
Бога ни до порога».
Особенности
религиозного восприятия развивают в психике верующих потребность в
сдержанности, дисциплинированности, аккуратности и скромности поведения,
позволяют ограничивать свои желания, контролировать деловую ситуацию в бизнесе.
А высокие моральные качества, заложенные Православием в душах народа, позволяют
надеяться на возрождение его национальной экономики, процветание культуры,
улучшение благосостояния.
Библиография
1. Бондаренко В.И. До питання мотивації праці у сільському
господарстві // Зб. наук. праць ЛНАУ. - Серія «Економічні науки». - № 5/74. -
Луганськ, 2005. - С. 26-30.
2. Ольсевич
Ю. Хозяйственная система и этнос //
Вопросы экономики. - № 8. - 1993. - С. 8-17.
3. Эйнштейн
А. Собрание научных трудов, т. 4. - М.:
Наука, 1987. - С. 128, 564.
ШЕЛЕСТ Владилен
Викторович |
студент II
курса Киевской Духовной Академии |
Домашний
адрес: |
ул. Ленина,
32, кв. 49 |
пгт.
Аскания-Нова |
Чаплинский
район |
Херсонская
обл. |
75230 |