Мороз А.И.  

Белорусский государственный университет, г. Минск,  Беларусь

Международная правосубъектность церкви

 

Международное право многим обязано церкви и религии. Последняя иг­рала роль главного нормативного комплекса в международных отно­шениях задолго до появления международного права.  Международное право – «право цивилизованных государств» создавалось преимущественно на европей­ской основе при преобладающей роли христианства. Заповедь: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими», заимствована  международным правом из христианства и является важнейшим принципом современной международной жизни.

Для того, чтобы ответь на вопрос о международной  правосубъектности церкви в современном мире необходимо подробнее рассмотреть институт правосубъектности.

Международное право – это система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Объектом регулирования международного права, соответственно, являются межгосударственные отношения, которые  значительно шире, чем отношения только между государствами, и включают себя отношения между государствами, народами, которые борются за независимость и межправительственные организациями. Это значит, что нормы международного права могут регулировать только межгосударственные отношения  и то, что субъектами международного права могут быть только участники межгосударственных отношений.

Перечисленные субъекты международного права – государства, народы, которые борются за независимость, межправительственные организации –  являются общепризнанными и обладают соответствующей международной правосубъектностью. Они способны обладать правами и нести  обязанности (правоспособность) и  способны самостоятельно осуществлять права и исполнять обязанности (дееспособность).

Для рассматриваемой темы важно не столько то, кто обладает международной правосубъектностью, сколько то, кто может ею обладать. Ученые отмечают, что нельзя обладать какими-то элементами международной правосубъектности и не быть субъектом международного права. Вопрос стоит так: либо лицо является или может быть субъектом международного права или оно им не является и объективно быть не может.

Для этого необходимо выявить основные признаки международной правосубъектности. Во-первых, это – право выступать от своего имени в межгосударственных отношениях, т.е. совершать акты, которые подпадают под действие тех или иных норм международного права. Если лицо подчиняется воздействию хотя бы одной правовой нормы, если у него возникает хотя бы одно субъективное право или обязанность, то это лицо является субъектом права.

Во-вторых, большинство авторов считает, что основным  и самым важным критерием международной правосубъектности является право на заключение международных договоров. При этом указывается,  что ни одно из действующих соглашений не предусматривает право на заключения  международных договоров физическими лицами ( или юридическим лицам, или неправительственным организациям и т.д.). Но если предположить, что если бы такие соглашения были заключены, то можно ли индивидов, которых они  наделили правом заключать международные договоры, считать субъектами международного права. Индивид ни при каких условиях не может быть приравнен к такой организации людей, как государство или организация, поэтому он объективно не может быть участником межгосударственных отношений и подчиняться прямому воздействию норм международного права. Тем не менее, не вызывает сомнений то обстоятельство, что лишь субъектам международного права свойственно право заключать международные договоры.  Вместе с тем, возможна ситуация, когда первичные субъекты международного права – государства – не наделят производный субъект правом на заключение международных договоров, как то имело место в Соглашении о Западном Берлине 1971 года.

Рассмотрим соответствие церкви критериям международной правосубъектности. Церковь представляет из себя весьма хорошо организованную структуру с развитым внутренним правом. Церковь оказывает значительное влияние на внешнюю политику и международное право, а часто напрямую с ней связана. В свое время в теократических государствах Древнего Востока религия, политика, право были связаны воедино. В Западной Европе церковь являлась ключевым участником международных отношений и церковь была полноправным участником межгосударственных отношений, имела права и определенные обязанности. До сих пор Ватикан (Святой престол) и  Мальтийский орден (Суверенный военный орден госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты) обладают международной правосубъектностью, имеют дипломатические представительства во многих странах, участвуют в международных организхациях, заключают международные договора (конкордаты). Приведенные примеры, однако являются более исключениями, нежели правилом. Церковь является влиятельным участником международных (но не межгосударственных) отношений. Членами той или иной церкви могут быть сотни миллионов приверженцев в разных странах и не смотря на географическое разделение составлять единое церковное тело. Однако, это не означает то, что церковь обладает международной правосубъектностью.  Внутрецерковное единство формально разделают границы государств. Части единой церкви подпадают под юрисдикцию  того государства, на территории которого они находятся. Части единой церкви имеют отношения друг с другом или с другими церквями, однако в юридическом смысле  такие отношения имеют немежгосударственый характера.

Международные отношения немежгосударственного характера складываются внутри тех или иных обществ, в пределах власти тех или иных государств. Их специфика заключается в том, что они пересекают государственные границы, располагаются в пределах власти более чем одного государства. Однако с точки зрения правового регулирования у них больше общего с внутригосударственными отношениями, чем с межгосударственными. В той мере, в какой они возникают внутри определенного общества, они могут подвергаться регулированию правом соответствующего государства. Они интегрированы в то или иное общество и по этой причине не могут не подпадать под власть государства порожденного этим обществом и его защищающего. Они находятся не «над» государством, а «под» государством, какое бы ни было их фактическое влияние на его политику.

Международное отношение немежгосударственного характера условно можно рассматривать как отношение, частично располагающееся внутри одного общества и частично внутри другого. Соответственно оно может регулироваться двумя различными национальными правовыми системами.

Рассмотрим важный непосредственно для нашего общества вопрос о международной правосубъектности Русской Православной церкви.

Исторически сложившийся принцип симфонии государства и православной церкви не предполагал участие церкви в делах государственных. В этой части принцип симфонии действует до сих пор. Официальная позиция Русской православной церкви заключается в том, что во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ. Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. Сказанное в полной мере относится и к международно-правовым функциям государства. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством.

Соответственно, можно сделать вывод о том,  что церковь теоретически может обладать международной правосубъектностью. Для этого она обладает достаточной самостоятельностью и стройной организацией,  вместе  с тем церковь, если рассматривать ее как организационно-правовую форму, подчиняется внутреннему праву государств и только с согласия государства  или государств может быть наделена  международной правосубъектностью.

 

Литература:

1.     Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. – М.: Волтерс Клувер, 2007.

2.     Черниченко С.В. Тория международного права. Т.1. Современные теоретические проблемы. – М. НИМП, 1999.

3.     Международное право. Учебник. Под ред. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. – М.: Международные отношения, 2003.

4.     Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, документ.