К.и.н. Маленков В.В.

Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики

ПЕРВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ (1945-1952 ГГ.)

Институт «уполномоченных» появился после встречи И.В.Сталина с руководством русской православной церкви (РПЦ) осенью 1943 года. До этого времени деятельность религиозных объединений контролировалась партийными и советскими органами, и этот контроль носил чисто административный и ведомственный характер. Церковь в СССР не только была отделена от государства, но, даже, не имела юридического лица, т.е. фактически существовала вне закона. Соответственно и политика государства по отношению к ней мало, чем отличалась от отношения тюремного надзирателя к заключенному.

Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война, ясно дала советскому руководству понять, что справиться с гитлеровской Германией будет гораздо легче в союзе с другими государствами. В этих целях и строилась советская дипломатия со своими военными союзниками, но идеологическими противниками. Одним из камней преткновения для сближения была политика советского государства в отношении религии и церкви. Об этом прямо заявил государственный секретарь США К. Хэлл в своей беседе с народным комиссаром иностранных дел СССР В.М.Молотовым. Говоря о препятствиях, мешающих взаимопониманию двух стран, госсекретарь заметил, что в Америке относятся с беспокойством к вопросу религии в СССР.

5 сентября 1943 года газета «Правда» сообщила о встрече  И.В.Сталина с группой православных иерархов. Некоторые исследователи государственно-церковных отношений считают эту встречу началом поворота в политике государства.[*] На самом деле принципиально ничего не изменилось.

В условиях конкретной  внешнеполитической конъюнктуры в ходе второй мировой войны советскому правительству временно понадобилось создать иллюзию нормализации отношений с церковью. Используя вышеприведенный метафорический пример о надзирателе и заключённом, ситуацию после 1943 года можно представить следующим образом – заключенный так и остался заключенным. Ему только позволили некоторые послабления в условиях заключения.

Одним из практических результатов встречи главы государства и иерархов стало создание Совета по делам русской православной церкви (СДРПЦ) при правительстве СССР. Соответствующее постановление вышло 14 сентября 1943 года. Совету вменялось осуществлять связь между правительством и патриархией. В мае 1944 года был создан аналогичный Совет по делам религиозных культов (СДРК), который занимался вопросами неправославных конфессий.

Связь между советскими органами управления и религиозными объединениями и организациями в регионах осуществляли специальные уполномоченные. В штатные расписания региональных исполнительных комитетов вводилась соответствующая должность, которая финансировалась СДРК и СДРПЦ при Совете Народных Комиссаров. Одним из регионов, где была введена должность уполномоченного, оказалась Сахалинская область.

До 1945 года она делилась между СССР и Японией. Северная часть Сахалина находилась под советской юрисдикцией. Южный Сахалин и Курильские острова относились к Японии. В японском секторе накануне прихода советских войск насчитывалось более 250 храмов разных конфессий: буддистские, синтоистские, протестантские, католические. В штатном расписании облисполкома соответственно была введена должность уполномоченного по делам религиозных культов (УСДРК).

Первым уполномоченным стал Павел Кириллович Тюрин. Он родился в 1906 году в деревне Контрево, Орловского района, Орловской области. После окончания войны работал заведующим отделом социального обеспечения в Амурском облисполкоме. В 1946 году Хабаровский крайком партии и крайисполком командировали П.К. Тюрина на Южный Сахалин. Приказом № 169 от 04.11.1946 г. по Южно-Сахалинскому областному управлению по гражданским делам его назначили УСДРК по Сахалинской области.

Специфика его работы заключалась в том, что священники и религиозно верующие были иностранцами. И к ним нельзя было подходить с теми мерками, которые применялись к отечественным священнослужителям. Последние были поставлены не только вне закона юридически, но и лишались или ограничивались в экономических источниках существования. Так, например, до войны на Северном Сахалине местные власти отказывали в выдаче пахотной земли священникам не только сами, но и запрещали сельским жителям сдавать ее в аренду.

К японским священникам отношение было другим. В условиях карточной системы распределения продуктов священнослужители были приравнены к лицам умственного труда и обеспечивались средствами питания в первую очередь, согласно существующим  нормам: рис – 600 гр. в день; сахар – 300 гр. в месяц. Для религиозных треб также выдавалось саке.

УСДРК Тюрин систематически сообщал в СДРК в Москву  о состоянии религиозности в Сахалинской области. Сообщения включали анализ религиозной сети, в котором перечислялись все конфессии, сообщалось о количестве храмов и священнослужителей. Приводились и оценочные наблюдения. Так, в письме от 11 июня 1947 года на имя председателя СДРК И.В. Полянского, сахалинский уполномоченный писал: «Наблюдения и знакомство с деятельностью религиозных культов на территории Южного Сахалина показали, что имеющиеся храмы почти всех религиозных культов не пользовались особой популярностью среди местного японского населения, служители религиозных культов, особенно синтоистские, часто жаловались на то, что верующие редко стали посещать храмы, значительно сократилось проведение обрядов похорон, крещения и венчания. Многие священники в своих проповедях обвиняли население в утрате религиозных чувств. В связи с этим положением вполне естественно сократились и денежные доходы священников».

Одной из задач сахалинского УСДРК был контроль за репатриацией японских священнослужителей. Он отслеживал динамику их выезда в Японию. Оказывал содействие в ускорении репатриации. Так, по просьбе католических священников П.К. Тюрин обратился в облисполком, чтобы тот просил председателя Репатриационного Комитета генерала Голикова ускорить выдачу разрешения на выезд. В скорейшем выезде католических священников были заинтересованы и местные власти, которые стали отслеживать, что в католические храмы начали ходить российские граждане.

Вел УСДРК и учет высвободившихся культовых помещений и дальнейшего их использования. Так, по отчетам П.К. Тюрина на 1.09.1947 года было передано храмов:

-         культурно-просветительным учреждениям – 27 (25 буддийских,             2 протестантских);

-         под жилье – 22 (10 буддийских, 2 католических, 10 тенрике);

-         под склады и производственные помещения – 14 (12 буддийских,          2 тенрике).

Всё храмовое имущество после выезда священников учитывалось по каждому храму комиссиями горисполкомов и передавалось на хранение в областной музей.

Массовый выезд религиозно верующих японцев и духовенства постепенно снижал и объем работы уполномоченного. П.К. Тюрин в июне 1947 года даже поставил перед своим руководством в Москве вопрос о целесообразности содержания целой штатной единицы и посоветовал исполнять эту работу по совместительству.

 

К концу того же года его мнение резко изменилось. Это связано с тем, что одновременно с уменьшением японской религиозной диаспоры, начался рост числа религиозно верующих среди русского населения Сахалинской области. Особенно активизировались евангельские христиане баптисты.    П.К. Тюрин обратился в областной финансовый отдел с просьбой увеличить фонд заработной платы на 1948 год или, хотя бы, оставить его на уровне 1947 года. Однако смету ему сократили.

27 декабря 1947 года П.К. Тюрина избрали на должность секретаря Южно-Сахалинского горисполкома. Ровно через месяц облисполком принял решение «оставить за т.Тюриным П. работу уполномоченного по делам религиозных культов по Сахалинской области по совместительству, с оплатой ему 50% зарплаты». Видимо, областные начальники посчитали, что данное направление деятельности еще нужно.

Работой уполномоченного П.К. Тюрин занимался до 1952 года. В этом году Государственная штатная комиссия при правительстве сократила должность УСДРК при Сахалинском облисполкоме. С 1 февраля 1952 года П.К. Тюрин  освободили от обязанностей УСДРК, и он полностью занялся советской работой.

Литература:

Государственный архив Сахалинской области (ГАСО). Ф. П-4.Оп. 1. Д. 339.

ГАСО. Ф. П-4. Оп. 1. Д. 494.

ГАСО. Ф. 53. Оп. 1. Д. 81.

ГАСО. Ф. 53. Оп. 1с. Д. 104.

ГАСО. Ф. 53. Оп. 3. Д. 2353.

ГАСО. Ф. 171. Оп. 1. Д. 2.

ГАСО. Ф. 267.  Оп. 2. Д. 3.

Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М.: Политиздат, 1991.

Одинцов М.И. Государство и церковь в России ХХ век. М.: Луч, 1994.

Правда. 1943. 5 сентября.

         Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Том 1. Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (19-30 октября 1943 г.). Сборник документов. – М.: Издательство политической литературы, 1978. С. 152

Шкаровский М.В.Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М., 2000.

 



[*] Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М.: Политиздат, 1991; Шкаровский М.В.Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М., 2000.