Соискатель Т.Е. Васильева, к.и.н. А.Ф.
Буршин
ГОУ ВПО «Сибирский государственный
технологический университет»,
Лесосибирский филиал, г. Лесосибирск, Россия
Историко-мемориальные
музеи и музеи культового искусства как средство историко-культурного и нравственно-эстетического
просвещения для будущих поколений
Значительная часть ценностей истории и
культуры, накопленных цивилизацией, сосредоточена в культовых сооружениях. Это
характерно для всех формаций человеческого общества. Храмы всех религий и во
все времена имели особый статус, поскольку сохранялись не только служителями и
последователями религии, но и находились под особым покровительством сакральных
сил, олицетворяющих ту или иную религию. Видимо, отсюда возникла традиция
сохранения в храмах наиболее ценных предметов и сокровищ. При этом культовые
сооружения были центрами общественной жизни, что придавало особые черты их
экстерьеру, внутреннему убранству, мерам охраны, ритуалам посещения и т.д. Эти
особенности прослеживаются, начиная от «домов духов» первобытных изолированных
племен и заканчивая грандиозными храмами и соборами крупнейших городов мира
[1].
На ранних этапах развития человеческого
социума духовные власти пользовались большим влиянием, чем светские правители
(например, вожди племен), которые либо подчинялись первым, либо сами были
духовной властью (вождь-шаман). Поэтому в ранний период развития человечества
культовое сооружение зачастую становилось одновременно и жилищем вождя.
По мере развития производительных сил в
руках светской власти концентрировались значительные материальные ценности,
что, в конечном итоге, привело к перераспределению влияния между духовной и
светской властями, несколько ослабив первую из них. Однако при этом объективно
духовная власть и ее влияние на народные массы оставалась необходимой для новых
правителей, и им приходилось либо провозглашать самих себя высшими духовными
лицами, как это делали Генрих VIII в Англии
или император Петр I в России, либо защищать и
оказывать покровительство уже существующей религии. Прямым следствием этой
политики становилось строительство государством новых храмов, которые
впоследствии также символизировали мощь государственной власти, а пышное и
богатое храмовое убранство – престиж самого государства.
Влияние церкви и ее культовых сооружений
существенно актуализируется в переломные моменты истории, когда ослабевают
институты государственности. Так было в США и Европе в период экономического
кризиса 1930-х годов, или в той же Европе после второй мировой войны. Бурный
рост влияния Православной Церкви и ислама характерен для России 1990-х годов,
переживавшей глубокий политический, экономический, идеологический кризис.
Н.В. Нагорский подчеркивает, что сам термин «культовое сооружение» может
характеризовать достаточно большое количество объектов религиозного поклонения,
и в том числе:
-
необычные для данной местности природные образования, редкие явления природы,
поразившие людей еще в древнейшие времена. Как правило, каждый из таких
объектов имеет какие-либо искусственные отметки (вторичные знаковые системы),
выделяющие их из окружающего мира и подтверждающие культовый характер;
-
места, специально отведенные для выполнения таких обрядов, как погребальные
церемонии, инициации, гадания, благодарственные собрания и т.д.;
-
при существовании государственных религий, когда возрастает технический и
производственный потенциал человечества и появляется возможность
концентрировать в одном месте значительные силы и средства, культовые
сооружения полностью отделяются от природы и приобретают структуру храма
(например, египетские пирамиды) в зависимости от религиозных представлений и
материальных возможностей государства [2].
Большинство культовых сооружений
языческого периода на территории России безвозвратно исчезли, либо на их месте
построены сооружения других религий. Относительно хорошо сохранились в Европе,
Африке и на Ближнем Востоке постройки античного периода, а также более позднего
времени [3].
Любая религия, создавая культовые
предметы, в том числе и культовые сооружения, была заинтересована в максимальной
эффективности этих средств, учитывая их воздействие на эмоциональную сферу
человека, т.е., по существу, решала основную задачу искусства, которое, в свою
очередь, основывалось на религиозных представлениях. Наиболее яркий предмет –
античное искусство. Храмы Древней Греции и Рима были архитектурными
сооружениями, наполненными произведениями искусства всех жанров. Малыми
культовыми сооружениями античных городов были статуи богов, установленные на
постаменты, которые одновременно являлись алтарями, или на специально
выделенных участках земли, где происходили соответствующие религиозные
церемонии.
В этот период государство становится
гарантом сохранности культовых сооружений, которые одновременно служили и
национальными сокровищницами. Эта тенденция характерна абсолютно для всех
государственных религий, включая Древний Египет, Азию, Африку и Америку до
Колумба. Именно государство заботилось о сохранении накопленных сокровищ, т.е.
об их охране, режиме учета и хранения, доступе посетителей [4].
Значительная роль в сохранении исторической памяти принадлежит
музеям, пропагандирующим национально-культурные традиции. Особое значение в
преемственности поколений отводится историко-мемориальным музеям, отражающим
колорит эпохи, преобразующим исторические документы и образцы культурной
деятельности в средство информационно-логического и эмоционально-образного
воздействия, помогающие людям постигать непреходящие ценности культуры и
искусства.
Сотни музеев, отражающие события в жизни
России, посвященные ее выдающимся людям, вносят неоценимый вклад в возрождение
и дальнейшее развитие отечественной культуры. Достаточно вспомнить
блистательный ряд музеев Санкт-Петербурга. Историко-мемориальные музеи Петра I и А.В. Суворова, Чесменской Победы и обороны и
блокады Ленинграда, М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева, В.В. Докучаева и А.С.
Попова, А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова, А.А. Блока и М.Е. Салтыкова-Щедрина. Все
они стали неотъемлемой частью духовной жизни северной столицы, разносторонне пропагандируют
достижения мировой и отечественной культуры, стимулируют социально-культурную
активность горожан.
Музей является посредником, необходимым
звеном между индивидом и культурной средой. Он доносит до индивида своими
средствами комплекс духовных ценностей, идей, эмоций, присущих данному этносу,
его традициям. Тем самым музей включает индивида в культурно-исторический
процесс.
Один из теоретиков музейного дела в России
Н.В. Бакушинский писал: «мы вновь организуем новый мир, однажды воплощенный в
произведении искусства, и только в этом случае явления искусства становятся
жизненной ценностью, пробуждая волю к творчеству» [5].
По мнению Н.В. Бакушинского,
первостепенными задачами музея являются:
-
раскрытие смысла произведения искусства;
-
установление связи произведения со зрителем.
В своих исследованиях Бакушинский придавал
очень большое значение личности экскурсовода, который должен: постоянно
наблюдать за настроением и интересом группы, создавать соответствующее
эмоциональное настроение, а также активизировать самостоятельную работу своих
слушателей. В соответствии с уровнем знаний зрителей следовало начинать с
простых, понятных вещей, постепенно переходя к более сложным, поскольку
«искусство – мир со всеми законами, а не склад», а «экскурсия – это тоже
творчество» [6].
Взаимообогащающее сотрудничество музея и
Церкви в наше время стало важнейшим условием сохранения шедевров культового
искусства и их использования в деле нравственно-эстетического и
историко-патриотического воспитания.
Как свидетельствует мировая практика, под
сводами крупнейших храмов Парижа, Лондона, Рима, Кельна мирно сосуществуют и
взаимно дополняют друг друга религиозные службы и музейные экскурсии, концерты
симфонической и камерной музыки, публичные лекции и занятия со школьниками и
студентами.
Для любого музея успешное развитие в
условиях формирующегося информационного общества напрямую зависит от реализации
достижений науки и практики начала XXI века,
от способности не только реализовать традиционные формы музейной деятельности,
но и обогатить их методами вовлечения посетителей в активное
социально-культурное творчество.
Таким образом, особый статус и феномен
историко-мемориальных музеев и культового искусства, основанный на единстве общечеловеческого и
национального в культуре, позволяет, при сохранении верности традициям
определенной религии, проявлять веротерпимость, объединять людей разных
убеждений, использовать творения культового искусства в процессе
нравственно-эстетического воспитания разных групп населения, и в первую очередь
молодежи.
Литература:
1. Окунев С.Н. Музеефикация – гарантия
сохранности культовых сооружений // Музеи России: поиски, исследования, опыт
работы [Текст]: сборник научных трудов. Вып. 3. – 1997. – С. 11-13.
2. Нагорский Н.В. Музей как открытая социально-педагогическая
система: [Текст]: дис. д-ра пед. наук. СПб., 2005. – С. 294.
3. Методика реставрации памятников
архитектуры [Текст] / Под ред. Е.В. Михайловского. - М.: Стройиздат, 1997. – С.
3-24.
4. Восстановление памятников культуры
(проблемы реставрации) [Текст] / Под ред. Д.С. Лихачева. - М.: Искусство, 1981.
– С. 15-44.
5. Бакушинский Н.В. Искусство пропаганды
искусства [Текст] - М., 1932. – С. 81.
6. Там же. – С. 86.