Мамедова
З.К.
учитель музыки, СШЛ №20, г. Актобе
Влияние музыкально-хоровых занятий
на развитие и воспитание ребенка
Искусство хорового пения всегда было, есть
и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым,
веками проверенным фактором формирование духовного, творческого потенциала
общества. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным
содержанием, могучим воздействием на эмоциональный, нравственный и
интеллектуальный строй как исполнителей, так и слушателей, с его относительной
(иногда обманчивой) простотой и доступностью, демократичностью было и остается
надежным и испытанным средством музыкального воспитания и образования,
повышения общей культуры подрастающего поколения.
Хоровое пение как искусство ориентировано
на ликвидацию в подсознании личности настроя на конфликтность и агрессивность,
на формирование новых идеалов общества в рамках специфики национального
самосознания и национальной культуры.
Прагматически обучение искусствам должно
органично входить в общую подготовку человека к будущей трудовой деятельности,
где все больше и больше требуются такие качества личности как воображение,
самостоятельность мышления и решения проблем, коммуникативность,
инициативность. Именно выработка таких качеств и является хотя и побочным, но
важнейшим эффектом в занятиях искусством. Не последняя роль в этом отношении
принадлежит и музыкальному воспитанию, а среди его составляющих -искусству
хорового пения.
Хоровое пение не должно рассматриваться
только как коллективное разучивание музыкальных произведений для последующего
неминуемого выступления на сцене. Хоровое пение - это часть емкого, глубокого,
обширного понятия "музыкально-хоровая культура", постигая которую ребенок,
прежде всего, постигает и творит самого себя. Мир культуры дает ребенку
духовную свободу, то есть возможность выбора в альтернативных условиях.
Культура от природы не заложена в человеке, у него нет от природы потребности в
культуре, она вносится в духовный мир человека извне, поскольку является
механизмом передачи последующим поколениям обобщенного социального опыта
предыдущих поколений. Хоровое пение в этом случае является транслятором
народного многовекового певческого опыта со своим специфическим языком (ноты,
партитуры, гармоническое и полифоническое многоголосие). Но в культуру
народного хорового песнетворчества входит целый спектр сопутствующих, но крайне
важных для становления и социализации личности моментов: формирование критериев
прекрасного и безобразного; регулирование взаимоотношений поющих между собой;
определение норм общения как в процессе хоровых репетиций, так, проецируя, и в
обычной, повседневной жизни; обучение людей гибкости сосуществования при
сохранении личного достоинства, интеллигентности, дружелюбности и
доброжелательности. В этом плане восстанавливать фундамент культуры надо с
понятий права, долга и ответственности, что прекрасно вписывается в культуру
хорового пения.
Хоровые классы в системе дополнительного
образования детей -это музыкальный всеобуч на профессиональной основе. В основе
идеи музыкального всеобуча на профессиональной основе лежит принцип
непрерывного музыкального образования. Это процесс постоянного музыкального
развития человека на протяжении всей его жизни. Смысл непрерывности состоит в
развитии способностей и потребностей личности, в предоставлении каждому
человеку возможности реализовать собственную программу получения образования.
Но это удается осуществить только при получении каждым человеком информации по
предметам сразу же на высоком профессиональном уровне, более того,
"ценность раннего обучения пению" состоит в обеспечении
преемственности "обучения в детстве с обучением в зрелом возрасте".
Кроме того, непрерывность музыкального образования предполагает соблюдение ряда
условий: "доступность обучения, вариативность (диверсификация
образовательных структур и содержания образования), преемственность форм и
содержание обучения, интеграция формального и неформального образования
(горизонтальная и вертикальная интеграция)". В области музыкального
всеобуча такая ситуация возможна при использовании метода начального
интенсивного хорового пения, реально осуществимого на практике. Метод
отличается доступностью содержания и форм учебного процесса; ориентирован на
сохранение и укрепление преемственности отечественных певческих традиций,
поскольку пение - это часть культуры, которая обеспечивает духовную свободу
личности, а значит - способность к альтернативному выбору в построении своей
жизни. Метод позволяет соединить разные - формальные и неформальные - формы
музыкального образования, а главное - позволяет разработку программ различного
уровня, адекватных потребностям и возможностям обучающихся, при этом
ориентируясь на формирование метапотребностей и зону перспективного развития,
то есть метод вариативен или диверсификационен, значит - перспективен.
Содержательное единство системы
непрерывного диверсификационного музыкально-хорового образования обеспечивается
стабильностью образовательной программы начального интенсивного хорового пения
и технологии постановки голоса, наличием классических критериев
образовательного стандарта хорового пения. Целью начального музыкального
образования на профессиональной основе является мотивационное самоопределение
обучающегося к последующему любительскому музицированию на профессиональной основе
с той степенью грамотности, которая предполагает совершенствование
"фундамента музыкальности".