Педагогические науки/4.Стратегические направления реформирования системы образования.
Мусаева Ж.Т.
Карагандинский государственный технический университет, Казахстан
Культурно-образовательное
пространство современной молодежи
В данной статье рассматривается
проблемы адаптации современной молодежи к новым изменяющимся условиям
культурно-образовательного пространства, особенности перемен общественных
механизмов воспитания и образования
Молодежь всегда воспринималась
обществом как судьбоносная сила, как будущее. «Что посеешь, то и пожнешь», - гласит
народная мудрость. Вплоть до второй половины ХХ в. в отношении молодого
поколения существовали жесткие установки, которые оставались неизменными и
определяли его поведение. «Юный» означало «несовершенный». Общественные
механизмы воспитания и образования были направлены на воспроизводство
послушного исполнителя, продолжателя традиций и носителя установленных норм. Со
второй половины ХХ в. ситуация в корне изменилась.
Конфликт между «отцами и
детьми» присутствовал на протяжении всей истории, но в данном случае это было
противоречие, ведущее к противостоянию. М. Мид отмечала, что в тот период
зародился новый тип культуры, когда не дети учатся у взрослых, а наоборот, родители
учатся у своих детей. Это вызвано новым явлением на исторической сцене - молодежной
культурой, которая попыталась создать альтернативу модернизму, и несла свои
смыслы, формы, течения и направления. Однако данный феномен к рубежу столетий с
утратой духа противостояния деформировался, одна его часть растворилась в
пространстве постмодерна, другая продолжает существовать, но уже не вызывает
шока, а считается чем-то обыденным, даже банальным. В целом в культуре
постмодерна в значительной мере утрачивается смысл существования из-за того,
что он дает видимость свободы, раскованности и доступности, ломает барьеры
между различными социальными группами, утверждает новый стиль производства знания
и власть интеллектуалов, производит замену законов этики на мораль индивида, но
по своей сути аннулирует культурную организацию и общность.
Такое положение обусловлено
напором глобализационных процессов, объединяющих мир в единое экономическое,
культурно-образовательное пространство. С помощью глобальной сети молодежь
оказывается в совершенно новом культурном пространстве - кибер-культуре,
создающей условия для формирования виртуальной реальности, которая способна
упразднить действительность как таковую. Попадая в виртуальный мир, человек
теряет субъектность и становится объектом манипуляции. Молодежная культура
1960-1980-х несла в себе собственный смысл и целеполагание, сегодня же
произошла их утеря. Одна из главных проблем сейчас - самоидентификация
индивидуума.
Самоидентификация осуществляется
посредством создания смыслового образа «Я» в соотнесении с устойчивым образцом,
распространенным в этно-социальной группе, к которой принадлежит индивид. По
каналам массового воздействия продуцируется не самый лучший образец
межличностных, семейных и общественных отношений. Семья, как социальный
институт, претерпевает кризис, о чем свидетельствует статистика отсутствия
нормального замещения поколений, рост детской и молодежной преступности,
наркомании в странах Европы, Америки, на постсоветском пространстве. Причем,
как отмечают исследователи, причина кроется не столько в экономике, сколько в
социально-психологических отношениях. Семья не выполняет основного своего
назначения - разрешения противоречий между личностью и социальной средой,
поколениями, мужчиной и женщиной. Система образования ориентирована на
получение специальных профессиональных знаний, которые не дают системного
взгляда на мир, не нацелены на самопознание и производство взаимосвязей с
окружающей природной и социальной средой. «Правильные» гуманитарные познания
оказываются не востребованными средой. В результате их рассогласования с
предлагаемым поведенческим образцом формируется негативная идентичность. Кроме
того, если сюда же добавляются случайный выбор профессии и далее жесткая
конкуренция в процессе трудовой деятельности, то разрушаются социальные
ожидания человека. Как следствие, происходит не только выделение личности из
мира, что необходимо для ее определенной автономии, но отделение и отчуждение
от него. Отношения субъекта с другими людьми и даже с природой приобретают
исключительно формальный характер. Из всего обилия его связей остаются
однозначные, линейные и уплощенные. Мир тогда представляется чужим и холодным,
а сам индивидуум оказывается в позиции противостояния ему, вместо того чтобы
ощущать себя его неотъемлемой частью.
Решение указанной проблемы кроется в
восстановлении утраченного смысла, в возврате человека к самому себе. И здесь,
безусловно, образованию принадлежит ведущая роль. Оно должно акцентировать
внимание на получении навыков самопознания и развития способности к
самоорганизации, то есть стать проективным.