Абалакова Б.Т.

КГУ им С. Аманжолова

К вопросу формирования эстетической культуры будущих специалистов

Эстетическая культура - это общественный процесс, направленный на формирование эстетического отношения человека к действительности, определенных взаимоотношений между людьми, на формирование способности понимать и создавать красоту в действительности  и в искусстве, способности преобразовывать действительность в соответствии с законом красоты[1].

Вопросы эстетической культуры как в прошлом, так и сейчас занимают важное место в системе духовно-нравственных формирования личности. До сих пор объектом изучения был ряд теоретических вопросов эстетической культуры - сущность, формы, методы и.т.д. Сейчас специалисты, работающие в области эстетической культуры, все больше приходят к выводу о необходимости создания системы эстетического культуры с целью обеспечения большей эффективности эстетического воздействия на различные слои населения.

Система эстетической культуры - внутренне организованная совокупность компонентов (сфер эстетического воздействия, средств факторов, институтов, организации и др.), находящихся в необходимой  связи и взаимодействии, что способствует достижению общей цели- формированию эстетического отношения к действительности и эстетической активности людей.

Структура системы эстетической культуры охватывает следующие компоненты: объект эстетического воздействия, субъект эстетического воздействия, субъект управления системой, эстетическая ценность, целевая ориентация.

Самая общая структурная модель системы эстетической культуры имеет следующий вид: субъект - эстетическая ценность- объект.

В рамках общественной системы функционирует и система эстетического воспитания студентов. Она пользуется правом быть относительно самостоятельной, что вытекает из социальной и возрастной структуры населения. Студенты - относительно обособленная общность в среде молодежи, специфическая социальная группа. Они обладают рядом возрастных и социально- психологических особенностей. По отношению к возрасту они верхняя граница юношеского периода, который является "периодом перехода от зависимого детства к самостоятельной жизни взрослого человека"[2]. Студенческий возрастной  период имеет ряд новых особенностей в процессе личности. Более высокая социальная зрелость студентов в сравнении с юношами и молодыми людьми раннего возраста повышает степень их самостоятельности и независимости от семьи, от старшего поколения, увеличивает их избирательное отношение к социальной действительности и их значимость как субъектов социального процесса. Это приводит к изменению соотношения между воспитанием и самовоспитанием в процессе их формирования. Студенты уже не столько объект, сколько субъект собственного формирования. Слабеет формирующее воздействие семьи и растет воздействие общества, молодежных союзов и организаций, неорганизованных возрастных групп и специализированных учреждений и институтов обучения и воспитания студентов.

Кроме социально-психологических качеств, связанных непосредственно с юношеским возрастом, студенты обладают и рядом других особенностей, которые являются следствием их статуса как студентов. Студенческие права и обязанности, академическая атмосфера, академические отношения и дисциплина формируют деловитость, более высокое чувство ответственности, инициативы, активного и творческого отношения к действительности. Они имеют более высокое сознание, более верно и точно осознают себя, имеют более реальную самооценку. Это дает им возможность более зрело понимать роль искусства и эстетических ценностей, а также различных  видов деятельности для гармонического развития человеческой личности.

Воспитательная работа со студентами осуществляется как в учебном процессе, так и в процессе различных внеучебных форм воздействия. Учебный процесс обеспечивает достижение воспитательных целей не во всех момент воспитания. В большинстве вузов содержание учебного процесса направлено преимущественно на воспитание студентов  - методологическом, политическом, патриотическом, интернациональном, нравственном и трудовом плане и в меньшей степеней -на их эстетическое культуре. Даже в высших художественных вузах учебный процесс не обеспечивает полного осуществления программы эстетической культуры как многостороннего и гармонического процесса во всех сферах богатого эстетическими ценностями мира. Это компенсируется внеучебной воспитательной работой, которая проводится по единой комплексной программе на протяжении всего периода обучения студентов.

Общенациональная система эстетической культуры обеспечивает эстетическое воздействие и на студенческую молодежь, но это воздействие имеет, однако, спонтанный и неопределенный характер. Эстетическое воздействие в этом случае опирается только на внутреннюю самоинициативу и на индивидуальную избирательную направленность студентов. Процесс эстетического воздействия имеет большую эффективность лишь при организованном характере эстетического воздействия.

В высшем учебном заведении субъектами эстетического культуры являются преподаватели и студенты, эстетические стороны деятельности материально-предметной среды, в которой осуществляется учебный процесс, характер социально-психологической атмосферы, этико-эстетические стороны учебного процесса, художественно-творческая деятельность преподавателей и студентов в высших учебных заведениях искусств, художественная самодеятельность, клубы культурно-просветительной деятельности.

Учебно-воспитательный процесс в высших учебных заведениях - особая система социальных отношений. Эстетика академических общественных отношений  проявляется в нравственно - эстетических аспектах между коллективными и внутриколлективными отношениями в высшем учебном заведении. Особое значение в этом отношении имеет эстетика отношения преподаватель-студент. Это достигается путем развития процесса сближения до степени совпадения официальных и неофициальных отношений между преподавателями и студентами, причем не наносится ущерб принципиальности, регламентированности, деловитости и эффективности официальных отношений. Существенное значение в этом плане имеет все большая гуманизация и гармонизация деловых отношений между преподавателями и студентами.

Управление системой эстетической культуры студентов- немаловажный фактор. Об эстетическом воспитании студентов заботятся  администрация  и общественные  организации  вуза все преподаватели  и студенты в отдельности.

Субъект управления системой эстетического воспитания имеет следующие важные функции: изучает в динамическом аспекте содержание и функционирование системы эстетической культуры молодежи  в республике; изучает в динамическом аспекте содержание и функционирование региональной системы эстетического культуры, которая действует в пределах района и города, где находится высшее учебное заведение; создает систему эстетического воспитания в рамках высшего учебного заведения. С целью обеспечения  принятия программ эстетического воспитания студентов, субъект управления системой нуждается в постоянной информации в следующих более важных направлениях:

а) информация о состоянии эстетического образования и уровня  эстетической  культуры объекта эстетического воздействия, особенно студентов-первокурсников;

б) динамическая информация о переменах, которые происходят с объектом эстетического воздействия в результате выполнения программ эстетической культуры;

в) информация о реакциях объекта вследствие организованного воздействия;

г) информация об эффективности эстетического воздействия. Здесь особенно  важно изучать степень формирования эстетических потребностей у студентов в количественном и качественном отношении. Имеется в виду, что если эстетическому действию присущ не принудительный, а добровольный и избирательный характер и отдельный человек выбирает его вполне свободно и самостоятельно, то оно может пользоваться успехом только на основе формирования прочных эстетических потребностей и интересов у студентов.

Таким образам, целостность и гармоничность культуры будущего специалиста в значительной мере определяется той ролью, которую играет в ней эстетическая культура.

От уровня ее развития зависит свобода реализации в профессиональной деятельности  эстетических критериев, оценки, вкуса и.т.д.

Литература:

1.Бычков В.В.Эстетика. - М.,2003

2.Маркарян ЭС. Теория культуры и современная  наука. - М., 1983.-106с