Запорожец А.И.
Челябинского государственного
педагогического университета, г. Челябинск
Работа над интонацией в вузовском курсе изучения синтаксиса простого
предложения
Статья
«Работа над интонацией в вузовском курсе изучения синтаксиса» посвящена изучению
интонации в курсе синтаксиса простого предложения.
В
статье анализируются различные подходы к изучению интонации, исследуются
особенности интонации и её роль в понимании текста, повышении пунктуационных
умений и навыков, обучении выразительному чтению, повышении культуры речи
студентов.
В работе
сделаны важные теоретические и практические выводы о том, что интонация
является эффективным методическим средством в процессе изучения синтаксиса
простого предложения.
Статья
адресована преподавателям вузовского курса методики русского языка, студентам
лингвистических отделений факультетов филологического профиля.
Ключевые
слова: интонация, темп речи, пауза, логическое ударение, изменение тона,
изменение громкости.
В настоящее время в вузе уделяется мало
внимания работе над интонацией в курсе изучения синтаксиса простого
предложения. Студенты не умеют выбирать верную интонацию высказывания,
правильно ставить логические ударения, полно и точно оформлять свои мысли.
Работа
над интонацией требует особого внимания учителя. Без учёта связи синтаксиса и
пунктуации с работой над интонацией не может быть качественного обучения
русскому языку. В лингвистике отсутствует единое понимание роли интонации в
курсе изучения синтаксиса простого предложения.
Каким же
образом работать над интонацией в вузе, каковы конкретные пути работы?
Прежде
чем перейти к ответам на поставленные вопросы, необходимо остановиться на
характеристике самого понятия «интонация».
В
лингвистическом энциклопедическом словаре (Москва. «Советская энциклопедия»,
1990) указывается, что «интонация – это единство взаимосвязанных компонентов:
мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи, тембра произнесения» [5, с.
197].
Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова в
словаре-справочнике лингвистических терминов пишут, что «интонация –
ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения
синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация
является существенным признаком предложения, одним из средств выражения его грамматической
оформленности (интонация законченная,
незаконченная), модальности, целенаправленности (интонация сообщения, вопроса,
побуждения), выражения синтаксических отношений между частями предложения
(интонация перечисления, сопоставления, пояснения и т.д.; интонация звательная,
интонация вводности), указания на эмоциональную окраску» [7, с.134].
Всё
вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что термин «интонация» различными
лингвистами понимается и определяется по-разному.
Проблема
интонации остаётся актуальной и представляет несомненный лингвистический
интерес как в теоретическом, так и в практическом отношении.
В практике изучения синтаксиса простого
предложения перед преподавателем русского языка стоит задача повышения качества
теоретических знаний синтаксиса простого предложения, развитие навыков
выразительного чтения, повышение культуры речи студентов.
Одним из
главных недостатков обучения синтаксису простого предложения является
отсутствие работы над интонацией в процессе изучения синтаксиса простого
предложения. Интонация выступает одним из специфических средств выражения
грамматических значений и организации синтаксических единиц.
Для улучшения усвоения студентами синтаксиса и
пунктуации, повышения культуры речи студентов, совершенствования навыков
выразительного чтения большое значение имеет работа над интонацией.
Важно заметить, что в лингвистике
этот вопрос недостаточно изучен. Ряд синтаксических тем простого предложения не
может быть усвоен без понимания роли интонации в предложении. К таким темам
можно отнести «Порядок слов в предложении», «Логическое ударение», «Интонация»,
«Назывные предложения», «Однородные члены предложения», «Однородные и
неоднородные определения», «Обобщающие слова при однородных членах предложения
и знаки препинания при них», «Обособленные члены предложения», «Обращение»,
«Вводные слова и предложения», «Междометия в предложении».
В конце XIX века очень близко к современному пониманию роли
интонации при изучении синтаксиса подошёл А. В. Добиаш в фундаментальном труде
«Опыт семасиологии частей речи и их форм на почве греческого языка». Он первый
придал интонации большое значение как обязательному компоненту предложения: «За
семасиологией разрядов слов и их форм… следует ещё вся музыкальная сторона
языка: темп, паузы, ударения, ритм, мелодия, – и хотя нам, быть может, скажут,
что некоторые из этих сторон или, точнее, многое в них относится к стилистике,
но сама область стилистики достаточно ли у нас раскрыта? Не выяснится ли она
лучше, когда не только синтаксис твёрже будет стоять на своей почве, но и
другие грамматические дисциплины будут больше упрочены как сами в себе, в своих
собственных задачах, так и по отношению друг к другу» [3, c. 65].
В
отечественном языкознании основы изучения интонации заложены А. В. Богородицким,
А. М. Пешковским, Л. В. Щербой. До середины XX века интерес исследователей сосредоточивался в
основном на выявлении роли интонации в различении типов высказывания (вопрос,
побуждение и т. д.).
В 40 –
50-е годы XX века в центре изучения была проблема
соотношения интонации и синтаксиса, в 60-х годах вёлся интенсивный поиск единиц
интонации, в 70 – 80-е годы
возрос интерес к исследованиям фоностилистики и
интонации текста.
Развитие учения о роли интонации в языке
получило в работах известных методистов: В. А. Добромыслова «Работа над
пунктуацией в неполной средней школе», А. Ф. Ломизова «Методика пунктуации в
связи с изучением синтаксиса», А. М. Пешковского «Наш язык. Учебная книга по
грамматике для школ первой ступени» ч. 1-2.
За последние годы увеличилось число
исследований, посвящённых русской интонации. В трудах Е. А. Брызгуновой «Звуки
и интонации русской речи», Т. М.
Николаевой «Фразовая интонация славянских
языков», И. Г. Торсуевой «Интонация и смысл высказывания» получены новые
теоретические и лингвометодические исследования.
Е. А. Брызгунова в статье «Интонация и
синтаксис» пишет, что «связь интонации и синтаксиса многомерна, для
конкретизации этих связей каждый раз необходимо устанавливать потенциальные
возможности лексико-синтаксического состава предложения» [1, с. 901].
Опыт работы подтверждает эффективность
наблюдений над интонацией. Без учёта интонации изучение синтаксической теории
становится неполным. Важно отметить также, что работа над интонацией
активизирует студентов, повышает интерес к русскому языку.
Успешное изучение систематического курса
синтаксиса и пунктуации и в связи с этим развитие навыков выразительного чтения
в значительной мере обеспечивается правильным пониманием соотношения интонации
и пунктуации.
Посредством
интонации определяются основные модальные типы предложения – повествовательные,
вопросительные, побудительные, а также выражение модальности формы глагольных
наклонений, модальных частиц, вводных слов, назывных предложений и других
синтаксических форм.
Наш
собственный опыт убеждает в том, что введением в преподавание русского языка
наблюдений над интонацией достигаются не только глубокие знания по синтаксису и
пунктуации, но и улучшаются навыки выразительного чтения, оживляется работа по
развитию речи студентов. Работа над интонацией в процессе изучения синтаксиса и
пунктуации требует глубокого
смыслового анализа текста, активизации мышления
студентов, повышения культуры речи студентов.
Из
лингвистического обоснования поставленной нами проблемы следует вывод, что
преподавание синтаксиса в вузе должно опираться на устную речь студентов, а не
ограничиваться изучением правил по письменным и печатным текстам. Проведённый
нами эксперимент показал, что наблюдения над интонацией оживляют изучение
синтаксиса, вызывают у студентов большой интерес к изучению русского языка,
повышают общий уровень языкового развития и знаний программного материала. При
этом выработка пунктуационных умений и навыков студентов проходит по времени
значительно скорее.
Важность
научного исследования соотношения синтаксиса простого предложения и интонации,
интонации и экспрессивно-смысловой структуры речи в практике обучения русскому
языку в вузе очевидна. Работа над интонацией в курсе синтаксиса простого
предложения развивает у студентов тонкое чутьё языка, глубокое понимание его
выразительных средств и интерес к разнообразным оттенкам смысла внутри одного и
того же предложения.
Литература:
1.
Брызгунова, Е. А.
Интонация и синтаксис: Современный русский язык под редакцией В. А. Белошапковой.
– М.: «Азбуковник», 1997.
2.
Добиаш, А. В. Опыт
семасиологии частей речи и их форм на почве греческого языка. – Прага, 1897.
3. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1990.