Философия / 2. Социальная философия

 

К.культ., доц. Фролов А.В., Калинина О.М.

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, Россия

Развитие научных представлений о происхождении и сущности человека

 

Вопрос о происхождении и сущности человека интересовал человечество с давних времён. Одни из самых древних представлений описаны исследователями культуры австралийских аборигенов. Вальтер Рот отмечает большое количество небольших мифов, объясняющих в наивной форме некоторые особенности животных, происхождение солнца, изображающегося в виде женщины, жившей некогда на земле, месяца, олицетворяющегося в виде мужчины. Интересны мифы о культурных героях, которым приписывают введение каких-либо обычаев или культурных благ: добывание огня, установление брачных правил, инициаций и т.д. Такие «культурные герои» в мифах австралийцев обычно выступают в неопределенном полуживотном -  получеловеческом образе, которые, к тому же, обладали сверхъестественными способностями: могли перемещаться под землей или по воздуху. Очень много мифов о тотемических предках записано у племен Центральной Австралии. Своеобразны и интересны мифы племени юленгор в восточной части Арнемленда, записанные Геслингом. В них рассказывается о джункгова – мифических прародительницах, странствовавших по земле и всюду оставлявших тотемы, от которых, якобы, произошли коренные жители Австралии. Этот образ женщины-прародительницы, вероятно, есть отражение материнско-родового строя.

Античные философы выдвигали разнообразные предположения о происхождении человеческого рода. Анаксимандр (610-546гг. до н.э.) считал, что все живое зарождалось во влажном иле, когда-то покрывавшем землю. Под воздействием небесного огня земля постепенно высыхает, и некоторые живые существа, жившие в морях, выходят на сушу. Среди них были и такие рыбообразные существа, покрытые чешуей, в чреве которых зародились люди. Когда люди выросли, то чешуя распалась. Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.) говорил о возникновении живого путем фантастического смешения первоэлементов: Огня, Воды, Земли, Воздуха и Эфира.

Греческие мыслители пытались понять, в чем главное отличие человека от животных: Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) и Сократ (469-390 гг. до н.э.) считали, что человек обязан своим высоким положением наличию руки. Знаменитый афинский оратор Исократ (436-338 гг. до н.э.) придавал большое значение возникновению у человека речи.

Великий Аристотель (384-322 гг. до н.э.) осуществил синтез натурфилософии и учения о человеке. В своих трудах «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О душе» Аристотель закладывает основы изучения животных и человека. Он рассматривает функциональную роль частей тела, классифицирует их, вводит классификацию живых существ в виде «лестницы», т.е. иерархии сложности их организации. Вершина этой «лестницы», согласно Аристотелю, человек. Аристотель классифицирует всех животных на животных с кровью и без крови. Также он описывает три формы обезьян: обезьяны с хвостом (мартышки, мангобеи), обезьяны без хвоста (макаки) и собакоголовые (павианы). Он первый заговорил о сходстве человека и обезьяны, сопоставляя формы ушей, ноздрей, ресниц, зубов, рук и т.д., хотя считал менее красивой, чем лошадь, но считал ее более похожей на человека. Отличие человека, по мнению Аристотеля, это двуногость, большой мозг, членораздельная речь, уплощенная грудь, неподвижная ушная раковина, строение плеча и бедра, окраска глаз. Конечно, Аристотель был далек от идей эволюционизма и внешнее сходство организмов он видел лишь в вариации одной первоначальной формы.

Философия не является единственным источником древнейших сведений о человеке. Другой важной сферой интересов была медицина. Например, знаменитый врач и ученый – Гиппократ (460-356 гг. до н.э.) пристально изучал внутреннее устройство человека. Ему принадлежит учение о темпераментах, построенное на представлении о четырех соках организма. Преобладание каждого из них соответствует определенному темпераменту: крови – для сангвиника, желтой желчи – для холерика, черной желчи – для меланхолика, слизи – для флегматика.

Другой знаменитый римский врач и ученый Клавдий Гален (131-201гг.) собрал обширные сведения по анатомии человека, хотя в его времена вскрытие трупов людей было запрещено. В его труде «О назначении частей человеческого тела» Гален фиксирует большое анатомическое сходство обезьян и людей. Описывая человека, он допустил более двухсот ошибок и неточностей, что позволяет предполагать, что он вскрывал не людей, а обезьян.

В ХV-ХVI вв. появились ученые, которые смогли сначала усомниться, а потом и вовсе отказаться от архаичности представлений Галена и Авиценны. Известнейший врач и алхимик Парацельс (1493-1541гг.) начал свою преподавательскую деятельность с того, что сжег книги Галена и Авиценны. На службу медицине он поставил алхимию, которая, по его мнению, призвана изучать способы перехода природных металлов в продукты, полезные для человека. Парацельс отверг учение Галена о четырех жизненных жидкостях и предложил другое, по которому человеческое тело – это химическая система, и в ней основную роль играют сера, ртуть и «соль». Соответственно и здоровье человека зависит от сохранения баланса между ними.

В ХVI веке наблюдается расцвет анатомических исследований. Андреас Везалий (1514-1564), профессор из Падуи, опубликовал работу «О строении человеческого тела», которая была основана на личных наблюдениях автора, выполнена очень скрупулезно, содержала большое количество иллюстраций и приобрела известность во всей Европе – она разошлась тысячами экземпляров.

Революционным в области наук о человеке стало открытие Уильямом Гарвеем (1578-1651) кровообращения. Свою теорию он изложил в работе «О движении сердца», опубликованной в 1628 году. Этот труд повлиял не только на взгляды в области медицины и анатомии, но и на философские взгляды Декарта и Гоббса, став одной из опор механицистской парадигмы биологии.

Накапливаются знания и о ближайших родственниках человека – обезьянах. Голландский анатом Николас Тульп в 1614 году делает первое научное описание шимпанзе и находит много общего у обезьяны с человеком.

В 1699 году английский анатом Эдвард Тайсон написал труд по анатомии шимпанзе «Орангутанг или Homo sylvestris или Анатомия пигмея в сравнение с анатомией обезьян и человека». В этой работе отражены 43 признака сходства человекообразных обезьян с человеком и 34 признака отличия. Там же автор высказал предположение о промежуточном положении этой обезьяны между человеком и животным. К сороковым годам ХVIII века были описаны гориллы, орангутанги, шимпанзе и гиббоны.

Шведский натуралист Карл Линней в 1735 году опубликовал книгу «Система природы», в которой разработал классификацию животного мира. Человек в системе Линнея был помещен в один отряд с полуобезьянами, обезьянами и летучими мышами. Линней назвал этот отряд «приматы» - то есть первые, князья животного мира. Человека же выделил в отдельный род с видовым названием Homo sapiens nasee te ipsum (человек разумный, познай самого себя). В качестве ближайшего родственника человека – шимпанзе выбрал и Жан Батист Ламарк. Этот тезис он отстаивает в своей работе «Философия зоологии», опубликованной в 1809 году. Также в этой работе говорилось об эволюционной изменчивости древних обезьян под воздействием трудовой деятельности и изменения условий среды обитания.

В 1859 году Чарльз Дарвин издает свой знаменитый труд «Происхождение видов путем естественного отбора». В нем нет прямого исследования происхождения человека, но, очевидно, что человек подчиняется тем же законам природы, что и все остальные животные. Дарвин исследует особенности 25 видов обезьян, показывает сходство человека и человекообразных обезьян, а также предлагает использовать обезьян в качестве физиологической модели человека.

Под влиянием идей Дарвина в 1863 году выходит книга Т.Гексли «О месте человека в природе». В этой работе Гексли показывает очевидное сходство человекообразных обезьян с человеком, особенно гориллы и шимпанзе. Особое внимание Гексли обращает на конечности обезьян и человека, а также на строение мозга и таза.

Впервые построить родословное дерево человека попытался немецкий биолог Эрнст Геккель в работе «Естественная история мироздания». Биологическую форму, связывающую человека с обезьянами, он назвал питекантроп – обезьяночеловек. Эта форма была еще неизвестна науке, и ее можно было назвать «недостающее звено».

Вторая половина ХIХ века ознаменована ростом интереса к проблемам происхождения человека и становлением специальной науки о человеке - антропологии. Центры изучения основываются в ведущих научных столицах Европы – в Париже в 1862 году, в Лондоне – 1863 году. В 1863 же году был организован отдел антропологии и этнографии при Московском обществе любителей естествознания в России. Инициатором его создания и руководителем был профессор Московского университета А.П.Богданов (1834-1896гг.). Главную задачу общества его создатель видел в популяризации общественно-научных знаний, просветительской и научной работе.

 

Литература:

1.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

2.Дерягина М.А. Эволюционная антропология М., 2003.

3.Перевезенцев С.В. Практикум по западноевропейской философии. М., 1997.

4.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1996.