Багдуева К.Г.
Дагестанский государственный педагогический
университет
Проблема социальной и этнокультурной
компетентности в психолого-педагогической науке
Новая гуманистическая парадигма современного образования, ставящая
в центр внимания личность, требует особого отношения к вопросам воспитания
социально здоровой личности, способной предельно реализоваться и
самоутверждаться в соответствии с правилами, нормами и ценностями общества,
оставаясь личностью свободной и независимой. Этот процесс принято называть
«социализацией» личности, а сформированность навыков адекватного действия и
поведения в социальной среде -
«социальной компетентностью».
Социальная компетентность предполагает некоторую систему знаний
об обществе, его отдельных элементах, характере общественных отношений, норм,
их ценностях. В большинстве своем такие знания человек приобретает в системе
образования. Однако, как указывает Г.М. Андреева, это не абстрактные, общие
знания, но знания «препарированные», пропущенные через интересы группы или
субкультуры, в которой живет человек [1]. Следовательно, социальная компетентность
связана с конкретной социальной ситуацией его развития, диктующей требования к
репертуару ролевого поведения в той среде, в которой он действует.
На современном этапе
развития общества особое значение приобретает этнокультурная компетентность как
неотъемлемая часть социальной компетентности.
Термин «социальная
компетентность» равно как и «этническая компетентность» происходят от родового
понятия «компетентность», которое в самом общем виде можно определить как
«знания, опыт в той или иной области» [7, с. 614].
Равен Д. считает,
что компетентность - это специфическая способность, необходимая для
эффективного выполнения конкретного действия в конкретной области и включающая
узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а
также понимание ответственности за свои действия [5]. Классифицируя виды
компетентности, она выделяет «высшие компетентности», которые вне зависимости
от того, в какой конкретной сфере они проявляются, предполагают наличие у
человека высокого уровня инициативы, способности организовать других людей для
достижения поставленных целей, готовность оценивать и анализировать социальные
последствия своих действий и т.п.
Н.С.Сахарова считает, что в содержание термина
«компетентность» включаются три аспекта: проблемно-практический - адекватность
распознания и понимания ситуации, адекватная постановка и эффективное выполнение
задач, норм в данной ситуации, готовность к непрерывному образованию с целью
достижения... мобильности...; смысловой - адекватное осмысление ситуации в
более общем контексте; ценностный - способность к адекватной оценке ситуации,
ее смысла, целей, задач и норм с точки зрения собственных и общезначимых
ценностей [6]. Автор показывает несводимость компетентности к единству
традиционных образовательных ценностей - знаний, умений, навыков, отмечая, что
в некоторых сферах деятельности на первое место выходит творчество или
рефлексия, а также адаптация к внешней среде.
Социальную
компетентность, с точки зрения Болотова
В.А., Серикова В.В.,
следует понимать как наличие уверенного поведения, при котором различные навыки
в сфере отношений с людьми автоматизированы и дают возможность гибко менять
свое поведение в зависимости от ситуации. При этом важный акцент делается на
уверенность в себе, на положительную оценку своих навыков и способностей,
широкий поведенческий репертуар и позитивный опыт решения личных и социальных
задач [2]. Формирование социальной компетентности представляет собой процесс
овладения алгоритмами деятельности, позволяющими индивиду рефлексировать
внешние предписания ситуации и реализовывать соответствующее влияние на нее,
учитывая необходимость приспособления к социальным правилам и ожиданиям и
неизбежные изменения социальных правил и институтов.
Под этнокультурной
компетентностью современные ученые понимают свойство личности, выражающееся в
наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной
культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие
эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [3, 4 и др.].
Стержневым теоретическим положением в этнокультурной парадигме развития можно
считать следующее: этнокультурный мир служит для человека средством развития
его этнической индивидуальности, сущность которого определяется
индивидуальностью этнокультуры и этнокультурой индивидуальности.
Этнокультурная
компетентность предполагает только объективную информацию о другом народе. Быть
этнокультурно компетентным - это значит иметь знания о других народах и их
культурах, понимать их ценность и своеобразие. Такие представления и знания
реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют
межнациональному взаимопониманию и взаимодействию. Этнокультурная
компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения,
способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимо- доверия, высокой
результативности в совместной деятельности, а следовательно, и устранению
нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями,
культурой .
Цель этнокультурной
компетентности имеет направленность: внешнюю и внутреннюю. Внешняя цель состоит
в стабилизации межнациональных отношений и учете этнических особенностей,
интересов каждого народа, в стремлении к межэтническому диалогу. Внутренняя
направленность заключается в том, что индивид должен быть не только «носителем»
знаний в области этнокультуры и межэтнического взаимодействия, но и их активным
пользователем.
Содержание
этнокультурной компетентности представляет следующую совокупность:
а) готовность и
способность индивида придерживаться этнокультурных традиций, владеть
этноспецифическими умениями своего народа;
б) готовность
индивида изучать различные этнокультуры с целью налаживания комфортного
существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения
взаимовлияния культур;
в) готовность и
способность индивида искать информацию, добывать знания об этнокультурах,
используя различные базы данных, дифференцировать их с точки зрения значимости
и достоверности, применять их для решения проблем в сфере межэтнического
взаимопонимания и взаимодействия;
г) готовность и
способность индивида осмысливать социальные и связанные с ними этнокультурные
процессы, путем анализа и систематизации знаний об этнических культурах,
нахождения и признания в них общего и различного (специфичного);
д) готовность и
способность индивида включаться в межэтническое взаимодействие.
Овладение этнокультурной компетенцией
происходит на основе поэтапной социализации в этнокультурной среде включая
микро-, мезо- и макроэтапы: Я-концепция, Я-и-другие, Я-и-мир [3].
Этнокультурное
развитие в онтогенезе развертывается в контексте освоения культуры, которая не
перестает предъявлять человеку определенного рода предписания, санкции и
ограничения, касающиеся способа, формы, меры, порядка исполнения действий в
повседневной жизни с конкретным набором культурных знаний, умений, навыков.
Центральным в этнокультурном развитии человека является усвоение способов
взаимоотношений и взаимодействия с миром, сформированных в ходе овладения
культурным опытом и основанных на овладении набором культурных средств своего
народа. Очевидно, что предметом анализа этнокультурного развития человека
является культурная практика, культурные формы деятельности, т.е. система жизнедеятельности
человека в контексте этнокультурного мира.
Литература
1.
Андреева Г.М. Социальная
психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1997.
2.
Болотов В.А., Сериков
В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе //
Педагогика.-2003.-№10.-С.8-14.
3.
Панеш Э.Х.Этническая
психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции:
на примере Западного Кавказа. – Спб.:Увропейский дом,1996. – 302 с.
4.
Поштарева Т.В.
Формирование этнокультурной компетентности //Педагогика,2005,№ 3, С.35-42
5.
Равен Д. Компетентность
в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. - М.,
2002.
6.
Сахарова Н.С. Категории
«компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме //
Вестник Оренбургского ГУ. - 1999. -№3.
7.
Словарь синонимов.-Л,,
1977.