Бекмагамбетова М.Ж.
К.и.н., доцент Костанайского
государственного педагогического института.
О лидерах
национально-освободительного движения 1916 г. в Казахстане.
Поднимая проблемы
национально-освободительного движения в Казахстане, необходимо отметить, что в
условиях независимости появилась
возможность рассмотреть их
объективно. Еще в первой половине 90-х гг. академик Козыбаев М.К.
отмечал, что в советской историографии длительное время
искусственно сужалась социальная база национально-освободительного
движения, с позиции классового подхода руководство восстания, его лидеры
определялись как выходцы из социальных низов [1, с.111]. При этом в сферу исследовательского внимания включались лишь те деятели, которые своими подвижническими биографиями «вписывались» в новую советскую героико-эпическую традицию. Подчас в формировавшийся пропагандой пантеон коммунистических вождей и героев включались люди, факты биографии которых были либо мало известны, либо намеренно фальсифицировались. В результате такой мифологизаторской «методологии» деятели, выдвигавшиеся
на роль «героев» оказывались зачастую не реальными
историческими личностями, а персонажами героического эпоса
- одного из составляющих фальсифицированного исторического
повествования, которые в свою очередь стало частью
глобального тоталитарного мифа.
Понятно, что
предельно жестко идеологизированная селекция не оставляла шансов занять свою достойную нишу в панораме
исторического действия
многим действительно выдающимся персонажам прошлого. Это касается и национально-освободительного
движения 1916 г. в Казахстане.
Главными причинами
восстания явились факторы социально-экономического и политического характера:
усиление колониального гнета, изъятие земель, непомерное увеличение налогов и
поборов. А так же политика русификации, проводившая царизмом в отношении
казахского и других коренных народов региона, резкое ухудшение положения
широких масс. Начавшаяся первая мировая война усилила социальный и национальный
гнет. Неудачи на фронтах требовали новых ресурсов, человеческих и материальных.
Нехватка рабочей силы породила кризис во многих отраслях хозяйства.
Движение, охватившее с
середины 1916 г. весь Казахстан и Центральную Азию в связи с высочайшим указом
о реквизиции на тыловые работы в армии местных «инородцев» в возрасте от 19 до
43 лет, затронуло и казахов Тургайской области. Тургайский очаг восстания был
наиболее крупным и наиболее организованным. Критериями характеристики
организации и масштабов национально-освободительного восстания являются
структура повстанческих отрядов или войск, структура административной власти на
территориях, контролируемых восставшими. В связи с этим, объективно правомочно
определить Тургайское восстание, как имевшее наиболее широкий размах и
напряженный характер.
Центром восстания стал
Тургайский уезд, недовольства здесь начались уже 9 июля. В соответствии с духом
идеологии большевизм Амангельды Иманов
считался предводителем бедных слоев населения, а баи и духовенство,
интеллигенция предателями интересов народа.
Архивные документы и
свидетельства очевидцев указывают на наличие двух лидеров. Западные земли
Тургайского уезда были населены казахами аргынского рода. Здесь лидером был
Шолак Оспанов, представитель степной аристократии, проявивший личное мужество
при отобрании посемейных списков у Тусунского волостного управителя. Восточную
часть Тургайского уезда занимали кыпчакские роды. Ее возглавлял Абдулгафар
Жанбосынов.
Об их лидерстве отмечается в монографии проф. К.В Харламповича «Восстание Тургайских
казах-киргиз 1916-1917гг.», опубликованной в 1926 г. в Кызыл-Орде. Работа была написана, как пишет сам автор, по
рассказам очевидцев, где главным «источником» был участник событий Б.Каралдин [2,
с. 20]. Здесь практически впервые
даются объективные факты социального происхождения лидеров восстания А.Иманова,
А.Жанбосынова. Суть состоит в том, что доселе в исторической литературе
подчеркивалась мысль о низком социальном происхождении А.Иманова. Тем временем
документы показывают, что Амангельды является представителем степной аристократии
[3, с. 71]. Интересна оценка
А.Жанбосынова. К.В.Харлампович дает характеристику А.Жанбосынову как
общепризнанного авторитета, обладавшего властью, практическим умом и
проницательностью. В советской историографии объективная оценка А.Жанбосынову
так и не была дана. Поскольку он не имел соответствующего социального
происхождения, был выходцем степной аристократии, то и роль его была
реакционной. В большевистской идеологии первостепенное значение имело
принадлежность к неимущим слоям, в силу чего А.Жанбосынов не мог быть лидером и
героем 1916 г. Тем более, что последний стал инициатором восстановления раннее
существовавших структур общественного организма. Между тем А.Жанбосынов,
потомок знаменитого Нияз-бия пользовался авторитетом среди народа. 21 ноября 1916 г. на курултае представителей
13 волостей он был избран ханом восставшего Тургайского уезда. Обращение к институту
ханства было не случайным. Известно, что самоорганизация повстанцев тяготеет к
традиционным для них формам. Она, как пишет К. Жиренчин, как бы
запрограмированна в организации политического строя, существовавшего до потери
национальной государственности и установления колониального режима. Восставшее
население стремится организоваться по принципам своего «мира» [4, с. 261]. Адбулгафар был уроженцем Каратугайской
волости, родился в 1870 г. Был очень религиозен, получил мусульманское
образование. А.Иманов был сардарбеком-военачальником, командовавший армией
А.Жанбосынова. Он не только обладал талантом
военачальника, качествами народного батыра, но и являлся внуком Имана,
одного из известных соратников вождя казахского национально-освободительного
движения Кенесары Касымова. А.Иманов родился в 1873 г. В ауле №3 Кайдаульской
волости. Необходимо отметить тот факт, что они состояли в родственных
отношениях. Что касается образования, известно, что Амангельды учился грамоте у
аульного муллы. Во время прохождения ярмарки в городе Тургае 27 мая 1908 г. произошло
вооруженное столкновение с солдатами группы казахов, среди которых выделился
А.Иманов. В результате мировой судья, рассмотрев дело по обвинению А.Иманова
приговорил его к тюремному заключению.
На территории, контролируемой повстанцами, была отстранена от
управления низовая аульно-волостная администрация. Были установлены принципы
степной демократии. А.Жанбосынов и А.Иманов, благодаря организаторскому
таланту, сформировали из неорганизованных повстанцев единый военный организм.
При сардарбеке функционировал Кенес – совет, состоящий из руководителей
отдельных повстанческих отрядов. При кенесе работал секретариат, решавший все
административные вопросы, и судейская коллегия. Сардар имел двух помощников – по
военным и гражданским вопросам. Ему также подчинялись главы военно-гражданской администрации в волостях
– мынбасы, которые в своей деятельности опирались на елбеги, в функции которого
входил разбор споров между мирным населением и повстанцами. Для заведования
финансами ханом назначался казынаши, ему подчинялись жасакши – сборщики налогов
и продовольствия для повстанцев. Все
налоги и повинности в царскую казну отменялись, вместо этого вводился битамал –
4 рубля со двора, кроме того, дополнительным налогом обложены богатые казахские
хозяйства. Для распространения письменных указаний и различных объявлений были
установлены специальные пункты «Кызыл-бекет» [5, с. 263].
Уже в 2005 г. вышло
исследование Мырзағалиұлы М., в котором изучена его биография и объективна
отражена роль А.Жанбосынова в событиях
1916 г. [6].
Несмотря на то, что на подавление
восстания в Тургайской области были брошены мощные силы, карателям так и не
удалось подавить выступление. Восстание в Тургайской области прекратилось лишь
после свержения царизма. Отмечая значение и результаты
национально-освободительного восстания, необходимо отметить, что оно стало
результатом пробуждения национального самосознания народа. Во главе данного
процесса стояли все слои казахского народа.
1.
Козыбаев М.К. Проблемы методологии, историографии и источниковедения
истории Казахстана. Алматы: Ғылым, 2006.
2.
Харлампович К.В. Восстание Тургайских
казах-киргизов 1916-1917 гг. - Кзыл-Орда, 1926. – 81 с.
3.
Национально-освободительное движение
в Казахстане и Средней Азии в 1916 г.: характер, движущие силы, уроки. –
Алматы: Фонд ХХI век, 1997. – 95 с.
4.
Жиренчин К.А. Политическое развитие
Казахстана в ХIХ-начале ХХ веков. – Алматы: Жеті жарғы,
1996. – 352 с.
5.
Кузембайулы А., Абиль Е. История
Казахстана. Учебник для вузов. – Спб.: Соларт, 2004. – 420 с.
6.
Мырзағалиұлы М. 1916 –
1917 жылдардағы Торғай қазақтарының көтерілісі.
- Алматы: Атамура, 2005. - 168 бб.