История/4. Этнография.
Садуакасова Макпал
Болатовна
Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан.
Роль батыров в традиционном казахском
обществе (XYIII-XIXвв.)
Большое социальное и политическое влияние в
казахском обществе в период XVIII - первой половины XIX в. имела социальная
группа батыров - военных вождей. Тюрко-монгольское слово "батыр",
"багатур", "бахадур" первоначально означало храбреца,
вызывающего врага перед битвой на противоборство. В этой транскрипции оно еще в
XIV в. проникло в русский язык, потеснив более ранний, автохтонный термин
южнославянской книжности "храбр", т.е. "воитель". Наряду с
русской калькой данного термина - "богатырь" - в Московском
государстве конца XV - первой трети XVI в для обозначения иноземных храбрых
воинов уже использовался собственно тюркоязычный термин "батыр",
подтверждением чему могут служить отдельные замечания небезызвестного автора
"Записок о Московии", германского посла Сигизмунда Герберштейна
(1486-1566), впервые услышавшего это наименование от русских людей.
Со времени Чингиз-хана термин
"бахадур" многократно присваивался как титул представителям
военизированной тюрко-монгольской знати. В этом значении многочисленных
бахадуров в ханстве Абулхаира упоминают в своих сочинениях Масуд бен Усман
Кухистани, Камал ад-Дин (Шир)-Али-Бинаи и другие восточные авторы. Довольно
часто он использовался в качестве почетного титула, получаемого ханом или
султаном за личную храбрость, либо за умелое руководство военными действиями в
борьбе с внешними врагами. В данном случае звание "бахадур"
прибавлялось к полному собственному имени какого-либо знатного кочевого
правителя. В частности, в XVIII в. этот титул имели казахские ханы Тауке, Каип,
Абулхаир, Абылай
и некоторые другие. Однако батыр - это не только титул храбреца, но и
наименование лиц, преимущественно занятых осуществлением военных функций.
Батыром казахи называли любого храброго и опытного воина как из социальной
группы "черной кости", так и наследственной аристократии, особо
прославившегося в набегах и сражениях. По определению путешественника К.К
Мейендорфа, батырами именовались в казахском обществе "люди храбрые,
справедливые и предприимчивые, во время войны - это наездники" [1, 112cтр].
Звание "батыр" никогда не было
наследственным, его приобретали только личными подвигами. Но вместе с тем,
нередко возникали ситуации, когда батырами становились сын и внук того или
иного батыра, ярко проявившие себя на военном поприще. Примером этому может
служить история наследования данного титула потомками влиятельного батыра рода
табын поколения жетыру Младшего жуза Богенбая
- его сыном Тленши Богенбай-улы и внуком Жоламаном Тленши, возглавившим
народно-
освободительное движение казахов Младшего жуза в 20-е - начале 30-х гг. XIX в.
Званием батыра обладали также ряд потомков знаменитого батыра Среднего жуза
Жаныбека, батыра Младшего жуза Есета и многих других выдающихся лиц Казахской
степи. Наиболее сильно возросли авторитет и социальное значение батыров в
первой половине XVIII в., что было обусловлено актуализацией внешней угрозы и
возрастанием роли военно-потестарных структур в социальной организации казахов.
Необходимость организации эффективного отпора джунгарской агрессии привела к
появлению сначала на военной, а затем и политической сцене выдающейся плеяды народных
предводителей и полководцев - батыров: Богенбая из рода табын поколения жетыру,
Богенбая из рода табын племени аргын Среднего жуза, Кабанбая, Малайсары,
Тайлака, Жаныбека, Отегена и других лиц, выдвинувшихся из низших слоев
казахского общества. С именами вышеназванных батыров связаны наиболее крупные
победы воинских отрядов казахов над войсками ойратов, в сражении при р. Буланты
(1727 г.) и в знаменитой Анракайской битве (1729 г.), которые навсегда вошли в
историческую память казахского народа.
По мере ослабления военной напряженности на
этнических рубежах казахских жузов снижалось и социальное значение батыров.
Определенный всплеск общественной популярности и политического влияния этих
военных вождей был связан с развитием народно-освободительных движений 20-40гг.
XIX в. в Младшем и Среднем жузах, направленных против российского колониального
господства. В этот период наибольший авторитет у казахов приобрели такие
храбрые воины и сподвижники султана Кенесары, как его родной брат
Наурызбай-батыр, батыры Агыбай, Бухарбай, Иман, Жеке и многие другие.
На территории Старшего жуза заметное усиление
роли военно-потесторных структур и связанное с этим возрастание общественной
значимости социальной группы батыров наблюдалось в годы борьбы с военной
агрессией Кокандского ханства (20-50-е г.г. XIX в.). Именно тогда звание батыра
в казахском обществе получили предводители воинских ополчений Сарыбай Айдос-улы
(1828-1890), Саурук Сталибек-улы (1798-1854), Сыпатай Алибек-улы (1781-1868),
Суранши Акымбек-улы (1815-1864), Сыпатай Саурук-улы (1837-1899), Байзак-датха
Мамбет-улы (1789-1864) и многие другие.
В разные периоды истории казахского общества
батыры являлись не только храбрыми воинами, лихими наездниками и предводителями
воинских дружин, но и одной из наиболее элитных социальных групп кочевого
общества. Не случайны в этом отношении и замечания многих дореволюционных
авторов, что среди батыров можно было встретить немало казахских
старшин-родоначальников, занимавших важное место в политической организации
кочевников. Так, из 67 родоплеменных подразделений трех жузов, зафиксированных
современниками на рубеже XVIII-XIX вв. во главе 25 структурных единиц (37,3%)
находились батыры. Кроме того, именно батыры преимущественно привлекались
верховной властью к выполнению ответственных поручений дипломатического характера
во взаимоотношениях казахских ханств с соседними государствами, а также в
интересах поддержки ханов при обострении их противоречий с членами бийского
сословия и родовыми старшинами.
Привилегированное положение батыров зависело,
помимо их личных качеств, от военной удачи, престижных родственных связей и
богатства, т.е. размеров той добычи, которую им удавалось захватить во время
военных походов в чужие страны, также
из числа добровольных сторонников, состоявших большей частью из казахской
молодежи. Поэтому по своему богатству и политическому влиянию среди казахов
некоторые батыры (как например, Жаныбек, из рода шакшак племени аргын Среднего
жуза) превосходили иногда правивших ханов и султанов.
Батыры строго придерживались военной этики. Здесь одним из кодексов
степи, имеющих воспитательное значение была система требований, предъявляемых
батырам. Эту систему требований можно
рассматривать, разделив ее на две части. Первая часть- неписанные законы,
используемые в ходе войны: при поединке не нарушать очередности, дать разрешение потерпевшему поражение противнику
попрощаться с друзьями, умело использовать оружие. В больших сражениях участие
батыров в поединке – его основная обязанность. И.Ерофеева
отмечает, что были свои условия при победе в единоборстве, называться батыром [2].
В
конце ХVIII в начале ХІХвв в трудах собирателей сведений, касающихся
казахского общества значилось, чтобы завладеть знанием настоящего батыра во
время войны, он должен три раза перейти на сторону врага, шашаком или копьем проколоть
и убить врага, только в таком случае можно было называться батыром.
Одна
из особенностей казахских батыров заключается в том, что они являются
продолжателями традиций сказателей. Вообще традиции сказателей находятся в
тесной связи с идеологией батыров. В
истории казахской литературы основная часть известных сказателей-выходцы из
династии батыров или личности, сами бывшие известными батырами.
При
рассмотрении в системе ценностей места института батыров, присущих традиционному казахскому обществу,
нельзя не остановиться на образе аргымаков батыров. Одна из основных особенностей батыров – у него
должен быть достойный аргымак. «Крылья джигита-лошадь»,- гласит народная
мудрость. Батыры могут добиться больших побед,
благодаря помощи своих лошадей. Поэтому их лошади были достойны батыров: они были умными,
костистыми, крупными, незаменимыми.
Р.Г.Липец
максимально полно описал о помощи аргымаков батырам в
эпосах и об уходе за ними [3, 120].
В середине ХІХ
века Бронислав Залеский, внесший свою
лепту в исследование традиций, обрядов, фольклора казахского народа
отмечал: «Жизнь казахской степи
– в труде, казаха нужно познавать на лошади». Также в его трудах можно
встретить строчки: «Когда видишь выносливость, ловкость казаха, способного без устали верхом на лошади дойти
до края земли, то кажется, что казахи родились в седле» [4, 145].
В
заключение своих мыслей из всего вышесказанного можно сделать следующие
выводы:
- в традиционном
казахском обществе сходятся свойственные батырам позиция, обычай, кодекс чести,
принципы, своя цель, общественная деятельность, этические особенности, приметы
с комплексом ценностей в сознании.
- кодекс чести и их
образ является в казахском обществе школой воспитания. Батыры составляли выший
образ патриотизма и гражданства.
- сказанные устами биев, батыров и сказателей,
находившихся вокруг аристократов степи мудрые слова и стихотворные строки как
историческое, культурное наследие переходят от поколнеия к поколению, и
пополняют систему ценностей традиционного казахского общества.
Таким образом
рассматривалось место и значение, присущее системе духовных ценностей
традиционного казахского общества, свойственные батыру традиции, обычаи,
сознание и принципы как продолжателя вышеуказанной воинской традиции.
По мере ослабления военной напряженности на
этнических рубежах казахских жузов снижалось и социальное значение батыров. Во
второй половине XIX в. в связи с распространением на всей территории Казахстана
государственно-административной системы Российской империи батыры
как определенная социальная группа прекратили свое существование, а их
традиционные военные функции перешли к соответствующим институциональным
структурам колониальных учреждений Российской империи.
Литература:
1
Мейендорф Е.К.Путешествие
из Оренбурга в Бухару.-М.: Наука, 1975 -180 с.
2
Ерофеева И. Батыры как
феномен истории казахского народа //Казахстанская правда. - 1992. - 25 сентября.
3
Липец Р. Образы батыра
и его коня в тюрко-монгольском эпосе. - М.: Наука, 1984. - 264 с.
4
Залеский Б. Жизнь казахских степей.-Алматы: Онер.
Жизнь казахских степей.-1991.-132 с.