Экономическая компетентность: понятие, пути формирования

Лацко Н. А.,

Кафедра менеджмента организации

Технологический институт

Сахалинский государственный университет

 

В современных социально-экономических условиях подготовка школьников к трудовой и профессиональной деятельности приобретает

Компетентность будущего учителя – категория педагогическая. Учитель, ею обладающий, – специалист, имеющий основательное знание в каком - либо предмете школьного курса обучения.

Экономическая компетентность будущего учителя – интегративная многоуровневая профессионально значимая характеристика его личности, выражающаяся в наличии ценностного отношения к педагогической профессии, профессиональных знаний и умений в области экономики, взятых в единстве.

Только качественно новая система образования может дать выпускнику возможность выбирать индивидуальный путь становления, развития личности, профессионального и карьерного роста.

Большинство из известных нам философских течений и направлений сосредоточились на проблеме человека, его роли в обществе, системе межличностных отношений. Следовательно, вызывает интерес смысл человеческой жизни, предназначения индивида, то, как он умеет интерпретировать смысл своего существования. Одним из таких философских течений является экзистенциализм.

Понимать личность, утверждали экзистенциалисты, следует не только как продукт социальных отношений и биологического развития, но и как то, что она - личность зависит и от самой себя в своем развитии. Так как личность человека «многомерна и полифонична», следовательно, не стоит раскладывать ее на составляющие: субъект и объект.

Свобода – есть факт жизни человека, она, скорее всего, «встающий перед нами долг, задание» [52, С.70], которое предполагает подготовку специалиста на компетентностной основе, а долг обязывает будущего учителя обладать социально-экономическими знаниями, умениями и вырабатывать навыки, которые будут пополнять набор его личных качеств.

Свобода человека проявляет себя не только в свободе выбора действия, но и в свободе выбора знаний, будущей специальности, ответственности и т.д.

Компетентность в любой деятельности несет в себе обязательный элемент творчества. Способность к творчеству является особенно востребованной чертой человека – деятеля современной эпохи.

Компетентность в деятельности также должна определяться способностью творчески подходить к решаемым задачам, что значит самостоятельно ставить цели, принимать решения, планировать и корректировать свои действия, то есть иметь высокий уровень развития самоуправления.

Вполне справедлива «философия свободы» Н. А. Бердяева, которая раскрывает богоподобность человека через его творческое начало.

<Личность противоположна детерминизму…, личность творит себя на протяжении всей человеческой жизни> [25, С. 29].

По Н. А. Бердяеву «личность есть парадоксальное сочетание конечного и бесконечного» [25, С.32]. «Хотеть свободы для свободы, свободы без цели и содержания, значит хотеть пустоты, уклоняться к небытию» [25, С.67]. «Личность должна себя созидать, обогащать, наполнять универсальным содержанием, достигать единства в цельности на протяжении всей своей жизни. Но для этого она должна уже быть» [25, С.179].

Итак, Н. А. Бердяев раскрывает творчество через саморазвитие и самопознание личности. Деятельность личности осуществляется через сопротивление детерминации среды. Значит, компетентность в деятельности–это компетентность в творении себя в этом сопротивлении.

Мы считаем, что при всей силе этого утверждения, необходимо все же больший акцент сделать на компетентности в освоении этой среды, а не только ее преодолении. Компетентная личность – это самоуправляющаяся система, взаимодействующая со средой, развивающаяся соответственно имеющемуся опыту, собственным и историческим тенденциям развития.

Одним из ведущих положений экзистенциалистов является утверждение о том, что человеку «случилось» существовать в пространстве и времени, и это существование находится в постоянном «становлении» и движении.

В своем предисловии к работе «Теории и понятия педагогической антропологии» Й. Петерсен и Г. Б. Рейнерт называют ряд подходов, для каждого из которых характерна своя концепция человека:

·        плюрально-исторический подход трактует человека как Homo absconditus, обнаруживаясь в модусе плюрализма рефлективности и двоякой историчности (Х. Вулф, К. Молленхауэр, Д. Кампер);

·        интегральный – интерпретирует человека как Homo educabilis, то есть существо воспитуемое и нуждающееся в образовании (Г. Рот, М. Лидтке, А. Флиткер);

·        текстовый подход делает акцент на тексте и рассматривает человека как анаграмму, превращая его в нотекст, подлежащий расшифровке (К. Гирц, М. Фуко, Ж. Деррида);

·        философский – считает человека «неостанавливаемым животным» (Ф. Ницше) [190]. Человек – целостность открытых вопросов, «открытая система» (В. Лох, И. Дербалов, О. Больнов);

·        феменологический – рассматривает человека как Homo distincfus, – подростка, дитя, учителя, школьника, отца, мать (Р.Лассан, М. Л. Лангевельд);

·        диалектико-рефлексивный – трактует человека как «политическое животное». Он проявляет себя в модусе социального и индивидуального самоосуществления (В. Клафки, Т. Адорно, М. Бубер);

·        имплицитный – человек понимается как imago hominus и существует лишь в модусе образов себя (Шейерл).

Система современного образования должна готовить будущего учителя так, чтобы он был конкурентоспособным на рынке труда, обладал творческим подходом к работе, умел взять на себя ответственность и самостоятельно принять решение. Это возможно только на основе компетентностного подхода, при котором изменяется характер поставленных целей с «экстенсивного» на прогрессивный.

В интегральном подходе концепция развития человека Homo educandus и educabilis интерпретирует человека как существо, нуждающееся в образовании и подлежащее воспитанию [117].

Важно, по мнению Г. С. Батищева, «найти и обрести себя через других, образовать обновленное, обогащенное и дополнительное, гораздо более подлинное «Я», чем то неполное «Я», что человек в себе застал [21, с.108].

По мнению М. Бумера, «Человек проявляет два вида отношения к миру – «Я – Ты» и «Я – Оно» [44].

Первое отношение строится на основе «взаимно-отношения, диалога «Я» и «Ты», предполагающего «включающее восприятие», являющееся результатом личных усилий, итогом душевного труда» [246, С.97].

В процессе диалогового общения две стороны процесса не только пополняют свой информационный запас, но и обмениваются определенными знаниями, умениями, которые, в свою очередь, способствуют формированию компетентности собеседников.

Кроме того, в процессе диалога формируется значительная часть свойств личности. Диалог в данном случае выступает как смыслопорождающий принцип, как способ существования. Мы отметили, что не каждый человек проявляет способность общаться в так называемом «диалоговом режиме».

Таким образом, мы сделали вывод о том, что для формирования экономической компетентности будущего учителя следует разработать модель, которая стала бы системой, и в нее могли войти пять основных компонентов, которые взаимодействовали бы между собой как единое целое.

Мы попытаемся разработать такую модель, позволяющую обеспечить обоснование планов и программ на научной основе, осуществляющую подбор инновационных методов, а также разработать стратегию формирования экономической компетентности у будущих учителей как фактор их профессионального саморазвития на примере специальности «Технология и предпринимательство».

Мы считаем, что знания являются основополагающим компонентом нашей модели по формированию экономической компетентности у будущих учителей как фактора их профессионального саморазвития – это будет когнитивный компонент, так как современные требования в системе образования требуют образованности высокой степени.

Постоянное стремление к получению новых знаний представляет собой компетентность [110, С.35]. Эти идеи мы выделили для эмоционально-волевого компонента модели.

Экзистенциональному подходу во многом созвучны идеи синергетического видения мира.

Согласно идеям синергизма мир, и человек понимается как целостное, системное, нелинейное и одновременно стохастическое образование, открытое и формирующееся.

Представителями синергизма принято считать Г. Хакена [242], Э. Янча [303], Л. А. Петрушенко [190], И. Пригожина [204], А. А. Богданова [1], С. С.Шевелева [289] и др.

Будущая профессия должна быть осознаваемой и понятной, герменевтически направленной, то есть созвучной природе человека.

Такие исследователи как А. А. Ивин и О. В. Фурманова отмечают, что при выделении ведущей роли понимания во взаимоотношениях людей, герменевтикой не раскрывается специфика осуществления объяснения, а это немаловажный аспект в обеспечении эффективности обучения и взаимоотношений [96, С.68].

Таким образом, профессиональное развитие личности педагога в условиях формирования экономической компетентности у будущих учителей как фактора их профессионального саморазвития предполагает, с одной стороны, создание таких условий в высшем учебном заведении, которые бы учитывали самостоятельность, ответственность, активность будущего учителя в процессе обучения, его нацеленность на конкретные результаты в обучении, а с другой – давали возможность выбора, свободу будущему учителю в своем обучении и профессиональном развитии.

В рамках экзистенционализма постепенно оформлялась герменевтика, и только со временем она оформляется в философии как самостоятельное течение.

Представителями герменевтики принято считать П. Рикера, Х.-Г. Гадамера, как авторов герменевтических концепций, а также Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, как исследователей герменевтики.

Герменевтика позволяет нам по-новому взглянуть на внутренний мир человека в отражении действительности. Герменевтику связывали с понятиями интерпретации и понимания, она была призвана выполнить две задачи: понимания и объяснения, то есть выявить и объяснить смысл.

Герменевтика способствует переходу «от понятий к их смыслу», а также дает возможность определение такие понятия как «компетентность», «социум».

Сформировать экономическую компетентность в быстроменяющихся условиях повседневности можно лишь при соблюдении нескольких условий: организовать образовательный процесс так, чтобы он располагал к получению новых знаний и способствовал закреплению полученных навыков; создать благоприятные условия процесса познания, предполагаемые возможность завести диалог.

Философия XX века живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с той эпохой, в которой выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия.

Современная философия считает, что есть только один путь изменения, с которым мы согласны и отражаем его в своем исследовании – изменение человеком самого себя, внутреннее освобождение.

По мнению К. Маркса, «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» [86, С.14].

Мы не можем не привести эту цитату в рамках нашего исследования, так как считаем, что экономическая компетентность будущего учителя как фактор профессионального саморазвития проявляет себя в действии согласно сигналам извне.

Современное общество строит стратегию сосуществования с личностью так, чтобы личность могла достойно реагировать и отвечать на изменения в данной среде.

В мотивационном компоненте нашей модели мы закладываем в мотивацию будущего учителя такие характеристики как осознание, признание ценности и потребность в саморазвитии, духовном росте, самовоспитании, самореализации, самообразовании, самосовершенствовании в течение всей жизни; устремленность в будущее; адекватная самооценка; желание достичь в профессиональной деятельности высоких результатов, реализовать себя в профессии, согласно требованиям общества.

Представителями прагматизма считают Ч. Пирса, У. Джеймса, Дж. Дьюиса,Ч. Морриса, К. Льюиса, Н. Гудмена, У. Куайнана.

В своем исследовании мы обратились к идеям прагматизма неслучайно, так как, согласно данному течению та или иная деятельность должна быть направлена на достижение полезного результата, поэтому мы не могли не рассмотреть основные положения этого философского направления, так как считаем, что будущий учитель, обладающий экономической компетентностью как фактором профессионального саморазвития, должен уметь строить свою профессиональную деятельность таким образом, чтобы она приносила пользу обществу и не дискредитировала его как компетентного специалиста.

Ч. Пирс выделяет четыре метода достижения знания: метод упорства, метод авторитета, априорный метод, метод науки. Анализ этих методов подчеркивает необходимость для будущего учителя, обладающего экономической компетентностью, вырабатывать свой метод достижения цели посредством полученных знаний, умений, навыков.

С точки зрения Дж. Дьюи: «Человек начинает мыслить только тогда, когда наталкивается на трудности, которые надо преодолеть», что подтверждает необходимость подготовки новых специалистов на компетентносной основе, способных преодолевать трудности посредством знаний, умений и навыков в любой возникшей ситуации.

Э. Фромм дает понятие ответственности, которое может быть раскрыто, по крайней мере, в трех основных смыслах: способность ответить на ситуацию; способность принять на себя все последствия свободно сделанного выбора; способность человека признать свою вину и принять наказание[283, С. 128].

Для нашего исследования очень важным является интерпретация ответственности, так как будущий учитель, обладающей экономической компетентностью как фактором профессионального саморазвития в процессуальном компоненте нашей модели, должен уметь нести ответственность за происходящие действия, принимать адекватные решения согласно возникшей ситуации, а главное, на наш взгляд, компетентность как профессиональное саморазвитие – признание ошибок, стремление их исправить и уметь за них ответить.

 

Литература:

1.         Поштарева, Т.В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: Монография. [Текст] / Т.В.Поштарева – Ставрополь: Литера, 2006. – 300 с.

2.         Алексеева, Л.Ф. Психолого-педагогические основания инновационной подготовки преподавателей вузов [Текст] / Л.Ф.Алексеева. – Томск: STL, 2005. – 268 с.

3.         Борытко, Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н.М.Борытко, И.А.Соловцова, А.М.Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 496 с.