А. С. Неклюдова
преподаватель
высшей категории, преподаватель-методист
ДШИ г. Измаил Одесской обл.
Историко-педагогические аспекты музыкально-творческого
воспитания учащихся.
Гуманисты всех эпох оценивали роль
творчества в формировании личности чрезвычайно высоко. «Человек, испытавший
радость творчества, даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный
опыт и становится иным по психическому складу», – утверждал известный музыковед
Б. В. Асафьев [1, 90].
Наша статья посвящена ретроспективному анализу отечественных
историко-педагогических аспектов музыкально-творческого
воспитания учащихся первой половины XX века.
Начало XX века принесло интересный и
ценный опыт в отечественной практической музыкальной педагогике. Появляются
первые методисты – практики школьного музыкального воспитания. В 20-тые годы ХХ
века выдающийся педагог С. Т. Шацкий указывал на приоритетность
труда, игры и искусства при организации видов деятельности в процессе
воспитания детей.
В. Н. Шацкая – советский
педагог, пианистка и деятель в области музыкально-эстетического воспитания – заложила
основы советской системы музыкально-эстетического воспитания, включающей
дошкольное, школьное, внешкольное воспитание. Она определяла понятие
эстетического воспитания как часть гармоничного воспитания личности, а
музыкального воспитания как средство духовного и нравственного формирования
учащихся. Главную задачу общего музыкального воспитания В. Н. Шацкая видела в
том, что с помощью самого искусства вырастить людей творческих, понимающих музыку,
получающих истинную радость и духовно-нравственное развитие от общения с ней. Она
одной из первых поставила вопрос о комплексном использовании различных видов
искусства в воспитании детей и юношества.
Советский музыковед и пианист Б. Л. Яворский,
исследовавший данную проблему, считал,
что для достижения всестороннего развития детей посредством музыки необходимой
является разнообразная музыкальная деятельность: хоровое пение, слушание
музыки, ритмика (движение под музыку), игра на несложных музыкальных
инструментах и детское музыкальное сочинительство. Причём, элементы творчества
рассматривались как неотъемлемая часть любой музыкальной деятельности, в том
числе и на уроках в школе. Наиболее действенным способом приобщения школьников
к музыкальному искусству Б.Л. Яворский считал их непосредственное
включение в процесс музыкального творчества. Поэтому главной проблемой всей его
педагогической деятельности являлся поиск путей формирования и развития
творческих способностей школьников. Наиболее полное воплощение эти идеи нашли в
работе московской детской школы общего музыкального образования, организованной
педагогом Н. Я. Брюсовой, ученицей Б. Л. Яворского.
В связи с развитием детского музыкального
творчества в этот период возникли
значительные разногласия по вопросу детского музыкального творчества.
Выделились три основных позиции в оценке его значения: 1) детское
творчество, не опирающееся на основательные теоретические знания – это дилетантизм и профанация искусства; 2) детское
творчество полезное и нужное, но только для одарённых детей; 3) музыкальное
детское творчество – путь, метод образования.
Сторонником третьей позиции выступил
крупный деятель в области музыкального искусства Б. В. Асафьев. Его исходным
тезисом было утверждение, что искусство в школе, прежде всего, объект
наблюдения, а не «заучивания». Поэтому в качестве главной задачи выступает
формирование слушательской культуры учащихся. Особая роль отводилась
своеобразным методам «наведения» и «наблюдения», которые «способствовали
накоплению у учащихся необходимых музыкальных знаний, приводящему к
качественному изменению информации о музыке, формировали способность к
аналитико-синтетической деятельности, оценочным суждениям» [2, 28-29]. Методические установки Б.В. Асафьева стали
теоретической основой для дальнейшей разработки проблемы формирования
ценностно-ориентационной деятельности в процессе приобщения школьников к
музыкально-исполнительскому творчеству.
Следует отметить, что в советских школах
1918-1923 гг. занятия музыкой не ограничивались только пением, вводились
занятия по музыкальному творчеству, расширился объем материала по музыкальной
грамоте и слушанию музыки.
Несмотря на наличие в науке таких
взглядов, широкого распространения детское музыкальное творчество в 20-тые годы
XX столетия в нашей стране не нашло. Одной из причин была нехватка
преподавателей и недостаточной квалификации большинства из них.
В 30-тые годы 20 века продолжаются
исследования детского музыкального творчества. Так, в 1935 году в Московском
Центральном Доме художественного воспитания детей под руководством заведующей
музыкальным сектором К. В. Головской была начата экспериментальная
работа по развитию детского творчества. Консультантом в этой работе был один из
ведущих отечественных психологов того времени Б.М.Теплов, который впоследствии
использовал ряд материалов этого исследования в своей книге «Психология
музыкальных способностей». В работе К. В. Головской развитие
творчества детей тесно взаимосвязано с приобретением знаний и навыков, усваиваемых
при других видах музыкальной деятельности. В этой связи творчества и обучения
ярко проявилось новое направление школьной педагогики, намеченное Постановлением ЦК ВКПБ о школе от 1932 г., требующее
систематичности и последовательности в обучении и точно очерченного круга
знаний. Вторая мировая война прервала как педагогические поиски, так и новые
исследования. Следует отметить, что К. В. Головская продолжала
заниматься вопросами творчества как органической части музыкального воспитания
в школе. К сожалению, полученные материалы остались неподытоженными.
Сохранились лишь несколько страниц с характеристикой проведенной работы и
некоторыми примерами в книге «Музыкальное воспитание и обучение в школе» В. А. Дышелевской,
работавшей с К. В. Головской.
В послевоенные годы усиление идеологизации
школы, технократический подход и строгая регламентация привели к изменению
подходов к роли музыки в развитии личности. В основном музыка становится
«средством коммунистического воспитания» [4, 17].
Таким образом, нами был проведен системный анализ отечественных
историко-педагогических аспектов музыкально-творческого
воспитания учащихся первой половины XX века. Такой анализ позволяет не
только систематизировать многообразие
взглядов ученых на исследуемое явление, но и существенно дополнить картину,
дающую представление о природе, специфике и содержании этих взглядов.
Наши дальнейшие исследования будут направлены на изучение историко-педагогических аспектов
музыкально-творческого воспитания учащихся.
1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном
просвещении и образовании. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1973. –144 с.
2. Асафьев Б.В. Сущность и задачи художественного
воспитания. – РГАЛИ., 1947. – 40 с.
3. Апраксина О.А. О деятельности С. И. Миропольского:
Из истории музыкального воспитания. / Под ред. О.А. Апраксиной. – М.:
Просвещение, 1990. –120 с.
4.
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано.
– М.: Просвещение, 1984. – 176 c.
5.
Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М.:
Педагогика, 1975. –197 с.