Ст. преподав. Зябкина Л.В. Майкопский государственный технологический университет, Д. п.н., профессор Мозгот В.Г. Адыгейский государственный университет,
Россия
К вопросу формирования
профессионально важных качеств в изобразительной деятельности студентов технических
вузов
Современный уровень
развития общества и переход к рыночной экономике требуют от высшей школы новых
подходов к подготовке специалистов. Увеличивается потребность в
высококвалифицированных, профессионально мобильных кадрах, способных к творческой,
инициативной деятельности, к самообразованию.
Новые задачи перед
высшим образованием ставит вхождение России в Болонский процесс и мировое
образовательное пространство, предусматривающие повышение его качества за счет
увеличения результативности и обеспечения потребностей большей части населения,
однако с сохранением присущих отечественному профессиональному образованию
положительных черт. Появление квалификационных ступеней «бакалавр» и «магистр»
обусловливает реформирование всей системы профессионального образования на
основе интеграции и дифференциации ее по уровням. Для этого необходимо
обновление и модернизация содержания курсов дисциплин специального блока, в том
числе и по изобразительной деятельности. Среди технических специальностей
существуют такие, как, например, экологи («Садово-парковое и ландшафтное
строительство» – СП, направление «Ландшафтная архитектура»), технологи швейных
изделий (ТШ, направление «Технология изделий легкой промышленности»), для которых художественная подготовка –
необходимый компонент профессионального совершенствования. Профессионально
важные качества (ПВК) студентов технических вузов формируются, развиваются и
выражаются в их образовательной изобразительной деятельности (ИЗО). Проведенный
анализ существующей системы обучения студентов Майкопского государственного
технологического университета (МГТУ) по дисциплинам ИЗО показал наличие
следующих противоречий между: - необходимостью формирования у студентов в процессе изучения курсов изобразительной
деятельности развитых профессионально важных качеств и отсутствием в методической литературе их
классификации, содержания, методологических подходов к формированию ПВК различных профессий, например, эколога и
технолога швейных изделий; универсальностью
профессиональной изобразительной деятельности в системе подготовки
специалиста-выпускника и неразработанностью методических основ изучения этих
интегративных курсов для студентов технических вузов; потребностью личности в свободном, творческом профессиональном
самовыражении и препятствующей этому
системой стандартных методов и форм учебной
и профессиональной деятельности, традиционно предлагаемой студентам;
нормативной системой обучения и необходимостью использования современных технологий
для формирования у студентов развитых ПВК, требующихся будущему специалисту для
успешной профессиональной деятельности; снижением уровня художественной подготовки
выпускников школ и несформированностью у большинства из них первоначальных ПВК,
необходимо приобретаемых студентом технических вузов в период обучения; недостаточным
количеством часов на изучение художественных дисциплин в Государственном
образовательном стандарте (ГОС) и значительным объемом учебного материала,
который должны усвоить студенты.
Однако специального
исследования формирования ПВК в изобразительной деятельности студентов
технических вузов до настоящего времени не проводилось. Анализ
психолого-педагогической литературы показал, что в большей степени проблема
разработана для других сфер профессиональной деятельности: операторов,
шлифовщиков, токарей, клейщиц, сборщиц, водителей, швеи и др. При этом изучены
такие ПВК, как: переключение и распределение внимания, пространственное
представление, глазомер, сенсомоторная координация движения рук, память на
движения, долговременная вербальная и кратковременная образная память,
техническое мышление, невербальный интеллект и др., которые мы считаем важными
и в изобразительной деятельности (Р.В. Шрейдер, М.М. Князев, В.П. Земелькин,
А.В. Карпов, Krech D., Crutchfield R., Livson N., Gibson J.J.) [1,7]. В.Д. Шадриков рассматривает для других рабочих профессий такие ПВК: цветовую дифференциальную чувствительность, проприоцептивную
чувствительность мышц рабочей руки с памятью на движения малой амплитуды, линейный глазомер или точность глазомерных
оценок, устойчивость и распределение
внимания, общую техническую сообразительность, низкую выраженность статического и динамического тремора рук,
равномерность и точность движений рабочей руки, зрительно-двигательную
координацию, цветовую образную память,
наглядно-действенное практическое
мышление [6].
В
литературе также отсутствуют однозначное толкование понятия ПВК, классификация
и способ отражения профессиональной квалификации: профессиограммы, психограммы,
трудограммы, формулы профессии (В.А. Сластенин, К.К. Платонов, В.В. Веселова,
Е.С. Шелепова) [5].
В то
же время в диссертациях хорошо изучено формирование знаний, умений, навыков,
способностей в изобразительной деятельности, в том числе и у студентов
дошкольного факультета, культурологов, педагогов (Н.В. Савлучинская, Г.А.
Рубан, М.В. Романкова и др.) [3].
Исследование А.В. Свешникова посвящено композиционному мышлению [4],
Н.В. Бровко – эстетическому мышлению, однако понятие ПВК в них не
затрагивается.
Недостаточно также проанализированы психолого-педагогические основы изобразительной деятельности – сложного многогранного процесса, механизм которого до настоящего времени не изучен. В литературе понятия задатков, способностей, воображения, одаренности, интуиции, таланта, знания, умения чаще рассматриваются не в комплексе, а отдельно. Предметом исследований А.А. Мелик-Пашаева наиболее близким к нашим представлениям о развитии ПВК в изобразительной деятельности является особое отношение человека к себе и жизни – эстетическое отношение к миру (ЭО) [2].
Рассмотрев понятие ПВК в литературе,
мы полагаем, что ПВК в изобразительной деятельности
– это индивидуальные качества субъекта, формирующиеся на основе
эстетического отношения к миру, развитого композиционного и ассоциативного
мышления, влияющего на эффективность
и успешность освоения такой деятельности.
Указанные
противоречия, недостаточность исследования ПВК в изобразительной деятельности
студентов технических вузов и необходимость решения новых задач художественного
образования в современных условиях обусловливают актуальность темы исследования
и его проблемы, раскрывающиеся в необходимости структурирования содержания, разработке теоретической модели и технологии
формирования ПВК, необходимых
выпускникам технического вуза в условиях
ограниченного времени изучения курсов
изобразительной деятельности; выявлении
основ классификации ПВК, формирующихся в процессе их освоения, использующихся и
развивающихся при изучении и других специальных дисциплин, составляющих основу
профессиональной подготовки студентов технических вузов. В результате анализа были
намечены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.
Литература:
1. Карпов
А.В. Психология
труда. – М.: Владос-Пресс, 2004. –
352 с.
2. Мелик-Пашаев А.А. Мир
художника. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 271 с.
3. Савлучинская Н.В. Активизация
творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по
изобразительному искусству: Дис. … канд. пед. наук. – М.: РГБ, 2003. – 132 с.
4. Свешников А.В. Композиционное мышление в изобразительном искустве: Дис.
… докт. иск. – СПб: РГПУ, 2003. – 315 с.
5. Сластенин
В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
6. Шадриков. В.Д. Психология
деятельности и способности человека: Учеб. пособие. – М.: Логос, 1996. – 320 с.
7. Шрейдер Р.В. Формирование и развитие
системы профессионально важных качеств: Дис. … канд. психол. наук. – Л., 1981.
– 166 с.