Ланская О.В.
Липецк, Россия
Молитва в
пространстве романа-эпопеи
Л.Н. Толстого
«Война и мир»
(на материале гл. XVI – XVII т. III, части
первой)
Ключевое слово молитва в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» является одним из определяющих, так как молитва «воплощает и открывает структуру
переживания жизни как для самого Толстого, так и для его персонажей» [4, с.
328]. Данная лексическая единица соединяет в единое целое пространство и время,
определяет духовную сущность человека его предназначение. «Во время молитвы и под воздействием ее
происходит решающий переворот в душе и
судьбе главных героев «Войны и мира». Переворот, определяющий главное и
окончательное направление всей их дальнейшей жизни» [7, с. 39].
В тексте чётко определяется время, когда
Наташа Ростова начала говеть. В лексико-тематическую группу «время» наряду со
словом молитва входят
слова неделя, утром, время, вечером, минуты, воскресенье, день, месяц, словосочетания три часа ночи, в непривычный
час утра, в ранний час утра, с каждым
днем. В лексико-тематическую группу «соблюдение обряда» входят слова вечерня, обедня, заутреня, пост, словосочетания в конце Петровского поста, три службы, которые также входят в
лексико-тематическую группу «время» и фиксируют соединение времени бытового и
сакрального. При этом слова утром, вечером и вечерни, заутрени воспринимаются в тексте как антонимы,
фиксирующие разное отношение героев к
жизни, жизнь бытовую и духовную: «Несмотря на запрещение доктора выходить рано утром, Наташа настояла на том, чтобы говеть,
и говеть не так, как говели обыкновенно в доме Ростовых, то есть отслушать на
дому три службы, а чтобы говеть так,
как говела Аграфена Ивановна, то есть всю неделю,
не пропуская ни одной вечерни, обедни или заутрени» [8, VI: 77]; «Приезжавший в этот день доктор осмотрел Наташу
и велел продолжать те последние порошки, которые он прописал две недели тому назад.
– Непременно продолжать утром и вечером, – сказал он» [VI: 78].
В лексико-тематическую группу «соблюдение обряда», которое также связано по смыслу со словом молитва, входит словосочетание поклониться московским угодникам: «В конце Петровского поста Аграфена Ивановна Белова, отрадненская соседка Ростовых, приехала в Москву поклониться московским угодникам» [VI: 76]. Московские угодники – это Андрей Первозванный, Сергий Радонежский, Пересвет, Ослябя, Дмитрий Донской, московские митрополиты, святые, божьи люди, то есть защитники отечества и духовные пастыри. Само слово угодник (в значении «угодившiй Богу святою, непорочною жизнiю» [1, т. IV, с. 466]) имеет семы 'достойный' и 'объединять' [9, т. I, с. 426], а через определение московский приобретает сему 'отечество и его история '. Характеризует оно состояние души человека, его идеалы, а также нравственные, духовные установки в обществе.
Сему 'объединять' имеет и слово церковь в значении «мhсто, зданiе, для христанскаго богослуженiя, храмъ,
Божiй храмъ» [1, т. IV, с.
573]. Буквально данная лексическая
единица означает «собрание верующих» [6,
с. 47]. Через лексему собор слово церковь восходит к понятию
«соборность», выражающему собой
«органическое единство общего и
единичного» [3 с . 27 ].
Перечисленные выше лексические единицы связаны с противопоставлениями «город – деревня», «Москва – Отрадное», «семья Ростовых – Аграфена Ивановна Белова», восходящими к смыслам «разные виды службы» и «разное отношение к обрядам». В то же время данные лексические единицы входят в одну лексико-тематическую группу «Россия / Отечество».
Слово говеть в первом абзаце эпизода, который
условно можно назвать «Молитва Наташи» (т. III, часть первая, гл. XVI – XVII), является ключевым. Данная
лексическая единица (в значении «готовиться къ исповhди и причастiю, постясь и посhщая церковь» [1, т. I, с.
364]) имеет семы 'поститься к исповеди,
причастию', 'проявлять снисхождение', 'щадить', 'благоволить', 'проявлять милость', 'посвящать', 'благословлять'
[9, т.
I, с. 423 – 424]
и восходит к противопоставлениям «молитва – лекарство», «молитва – медицинское
лечение», которые свидетельствуют о том, что
только молитва могла спасти
Наташу в этот тяжелый для нее момент жизни, и только молитва могла помочь Наташе ответить на вопрос,
который она сама себе задавала: «Что ж дальше?» [VI: 75].
Стремление героини
говеть связано со стремлением покаяться за увлечение безнравственным человеком, попыткой самоубийства (страшным грехом), за то горе, которое оно причинила князю Андрею, отцу и матери,
близким ей людям.
Слово молитва связано и с представлением о пространстве церкви,
которое в тексте формируется с помощью словосочетаний привычное место, левый клирос, икона божией матери, черный лик божией
матери: «В церкви всегда было мало народа; Наташа с Беловой становились на
привычное место перед иконой божией
матери, вделанной в зад левого
клироса» [VI: 77].
Важно отметить,
какие чувства испытывает героиня в момент молитвы. С одной стороны, она
испытывала чувства раскаяния и смирения; с другой – ужаса, что
зафиксировано в тексте в словосочетаниях молитвы
раскаяния, чувство смирения
и ужасаясь
перед своею мерзостью: «<…> и
новое для Наташи чувство смирения
перед великим, непостижимым, охватывало ее, когда она в этот непривычный час утра, глядя на черный лик божией матери, освещенный и свечами, горевшими перед
ним, и светом утра, падавшим из окна, слушала звуки службы, за которыми она
старалась следить, понимая их»; «Молитвы, которым она больше всего отдавалась,
были молитвы раскаяния»; «Она
крестилась, кланялась и, когда не понимала, то только, ужасаясь перед своею мерзостью, просила бога простить ее за все, за
все, и помиловать» [VI: 77].
После посещения церкви, после службы,
героиня почувствовала, что всё может ещё измениться: «Наташа испытывала новое
для нее чувство возможности исправления себя от своих пороков и возможности
новой, чистой жизни и счастия» [VI: 77 – 78].
Эти изменения в душе героини свидетельствовали о том, что молитва спасла её душу, вернула веру в
добро, вселила надежду на возрождение.
Одним из самых
счастливых дней в жизни Наташи стало воскресенье – день причастия. Значение
слова воскресенье раскрывается через
словосочетания до блаженного воскресенья, счастливый день, памятное
воскресенье, а также в белом кисейном платье с семами
'радость', 'счастье', 'память', 'торжество', 'праздник', 'блаженство': «Но
счастливый день наступил, и когда Наташа в это памятное для нее воскресенье,
в белом кисейном платье, вернулась от причастия, она в первый раз после многих
месяцев почувствовала себя спокойной и не тяготящеюся жизнью, которая
предстояла ей» [VI: 78].
Само слово причастие – калька от
латинского participium «калькирует
греческое μετοχή – то же:
μέτοχοζ –
"участвующий",
μετέχω "принимаю участие"» [9,
т. III, с. 368]. В тексте данная лексическая единица
имеет значение «церковный обряд» и соотносится со значениями «Св.
Причастiе, Евхаристiя, Св. Тайны, Св. Дары, Тhло-Господне» [1, т. III, с.
459]. Причащать –
значит «прiобщать Св. Таинъ» [1, т. III , с. 459].
Слово причастие, приобретая в тексте семы
'вера', 'жизнь', 'приобщение',
'соединение', 'традиции' и 'духовное начало в человеке', восходит к словосочетанию счастье
приобщаться или сообщаться: «В
продолжение всей недели, в которую она
(Наташа. – О.Л.) вела эту жизнь, чувство это росло с каждым
днем. И счастье приобщиться
или сообщиться, как, радостно играя этим словом, говорила ей Аграфена
Ивановна, представлялось ей столь великим, что ей казалось, что она не доживет
до этого блаженного воскресенья» [VI: 78]. При этом слово сообщаться восходит к словам сообщить
(в значении «передавать, удhлять, дhлать что общимъ, или кого общникомъ чего» [1, т. IV, с. 271]) и сообщиться (в значении «пересказать что
задушевное, ввhриться, сдhлать кого участникомъ своихъ тайнъ [1, т. IV, с. 271]) и имеет семы
'сотрудничество', 'соучастие',
'взаимодействие', 'сочувствие', 'единомыслие', 'соединение'. Частица -ся
приобретает взаимно-возвратное значение и «выражает взаимодействие субъекта и
объекта как производителей и объектов процесса» [2, с. 497].
Итак, ключевое слово
молитва определяет начало нового этапа в жизни Наташи Ростовой.
Это молитва 1812 года о своей душе, предваряющая молитву о спасении отечества.
Данное слово, приобретая семы 'единение', 'любовь', 'прощение', 'покаяние',
'осмысление своей жизни', 'духовное начало в человеке', а также
'следование традициям, христианским
заповедям', 'искренняя и глубокая вера
в Бога', характеризует героиню как человека
нравственного, глубоко укорененного в духовной национальной традиции.
Литература
1.
Даль
В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. / В.И. Даль. –
М.: Рус. яз. – Медиа, 2006.
2.
Виноградов
В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). – М.: Высш. шк., 1972. – 614
с.
3.
Гулыга А.В. Творцы русской идеи / А.В. Гулыга. – М.:
Молодая гвардия, 2006. – 316 с.
4.
Густафсон
Ричард Ф. Обитатель и Чужак. Теология и художественное творчества Льва Толстого
/ Перевод с английского Т. Бузиной – Санкт-Петербург: Академический проект,
2003. – 480 с.
5.
Копалинский В. Словарь
символов / В. Копалинский. –
Калининград: «Янтарный сказ», 2002.
6.
О' Коннелл М., Эйри Р.
Знаки и символы. Иллюстрированная энциклопедия / М. О' Коннелл, Р. Эйри – М.: Эксмо, 2007.
7.
Порудоминский В. О Толстом / В. Порудоминский. – СПб.: Алетейя, 2005. – 416 с.
8.
Толстой Л.Н.
Собрание сочинений: в 22 т. Т. VI / Л.Н. Толстой. – М.: Худож. лит., 1980. Далее в скобках указаны том и страница.
9.
Фасмер М.
Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. / М. Фасмер. – М.: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2004.