Гринько О. С.
Одесский
Национальный Университет им. И. И. Мечникова
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПТОВ-АРХЕТИПОВ
Механизм формирования
концептов-архетипов является сложным интегративным процессом, охватывающим все
слои человеческой психики. Различные психологические школы и течения имеют, как
правило, собственный взгляд на структуру психики человека. Для нашей работы
ключевой, безусловно, является модель, предложенная К.Г. Юнгом, основателем
школы аналитической психологии. Именно он выдвинул гипотезу о существовании
глубинного слоя психики – коллективного бессознательного, состоящего из психических первообразов – «архетипов».
В структуре психики К. Г. Юнг
выделяет три базовых компонента: сознание – Эго (к этой сфере Юнг относил
восприятие, мышление, эмоции, волю, интуицию, влечение, сновидения),
индивидуальное бессознательное – Оно, в котором накапливается информация из
внешнего мира, интенсивность которой настолько мала, что не позволяет этой
информации проникнуть в сознание (к такой информации К. Юнг также относил
содержания, которые потеряли интенсивность и были забыты, а также врождённые
биологические инстинкты и побуждения) и «коллективное бессознательное»,
состоящее, как уже говорилось выше, из психических первообразов, или
«архетипов», имеющих влияние на внешний физический мир, природу, космос, а
также обуславливающих предрасположенность к поведению определенного типа,
коллективные идеи человечества в определенную эпоху и сам так называемый «дух
эпохи» [4, 99]. К.Г. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его
динамике. Учёный рассматривал психику как комплементарное взаимодействие
компонентов сознательного и бессознательного при непрерывном обмене энергией
между ними. Он считал бессознательное
творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем
человечеством, с природой и космосом.
Однако при попытке
смоделировать процесс формирования концептов-архетипов, мы столкнулись с тем,
что структура психики, предложенная К.Г. Юнгом, не позволяет целиком и
полностью структурировать данный процесс. Выскажем предположение, что важную
роль в формировании концептов-архетипов играют не только сознание и
бессознательное, а и предсознательное – область человеческой психики, гипотезу
о существовании которой выдвинул З. Фрейд.
Согласно З. Фрейду,
человеческая психика включает в себя три компонента: сознательное,
бессознательное и предсознательное, рассматриваемое как часть бессознательного;
эти компоненты находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия.
Для систем сознательного и бессознательного характерна постоянная напряженная
борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека.
Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок [3,
116]. Область предсознательного, по Фрейду, включает в себя весь опыт, который
не сознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание как
спонтанно, так и в результате минимального усилия. Например, вы можете
вспомнить все, что вы делали в прошлую субботу вечером; все города, в которых
вам довелось жить; свои любимые книги или аргумент, который вы высказали вчера
своему другу. С точки зрения З. Фрейда, предсознательное наводит мосты
между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.
Для построения наиболее
продуктивной модели формирования концепта-архетипа, представляется эффективным
синтезировать структуры психики, предложенные З. Фрейдом и К. Юнгом.
Таким образом, наша модель включает следующие слои: коллективное бессознательное,
индивидуальное бессознательное, предсознательное как часть индивидуального
бессознательного и сознание. Кроме того, вслед за Е. А. Селивановой
мы выделяем область вербального мышления в рамках слоя сознания, поскольку
именно эта область реализует вербализацию концепта-архетипа и позволяет изучать
его на языковом уровне [2, 155].
Итак, архетипы
коллективного бессознательного проецируются в индивидуальное бессознательное, в
предсознание в частности, посредством архетипических образов. Архетипические
образы, в свою очередь, образуют базис для формирования собственно
концептов-архетипов в сознании человека. В рамках сознания концепты-архетипы
вербализируются, соответственно, на уровне вербального мышления (см. Рис.
3).
Рис. 3 Процесс
формирования концептов-архетипов.
Языковые единицы
ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ Концепты-архетипы СОЗНАТЕЛЬНОЕ |
Архетипические образы ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ |
Архетипы КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ |
При анализе
концептов-архетипов на материале художественных произведений, представляется
более рациональным двигаться в направлении от вербального воплощения данного
типа концептов к их глубинным истокам. Данный подход соответствует утверждению
Е.А. Селивановой о том, что реконструкция архетипов может осуществляться
обратным путем – от завершенного произведения искусства к его истокам [2, 277].
Следовательно, при анализе концептов-архетипов в художественных произведениях
вектор движения будет иметь противоположное направление.
Предложенная нами модель
позволяет не только проследить основные этапы формирования концептов-архетипов,
но и избежать терминологической неточности при описании различных явлений и
процессов, в основе которых лежат архетипы коллективного бессознательного. Так,
в учебнике В. А. Масловой «Лингвокультурология» звучит тезис о том,
что «в мифологии и фольклоре встречаются чистейшие
архетипы» (курсив наш – О.Г.) [1, 93]. Исследовательница объясняет это тем,
что архетип, в её трактовке, это не только «гипотетическая модель, бессознательное
устремление, по проявлениям которого можно судить о его существовании», как
определяет его К. Г. Юнг. «Архетип – это также и изначальные образы
бессознательного, повторяющиеся на протяжении всей истории мотивами» [4,
100-101]. Такая формулировка, с нашей точки зрения, является довольно спорной,
поскольку архетипы в принципе непостижимы для человеческого сознания, а их
проникновение в «чистом виде» в сферу сознательного ведет, по наблюдениям
К. Г. Юнга, к необратимым психическим патологиям. В данном случае,
корректней, на наш взгляд, было бы обозначить упоминаемые исследовательницей
«изначальные образы бессознательного» и «чистейшие архетипы», лежащие в основе
мифологических представлений и фольклора разных этносов, термином
«архетипические образы», изучение которых, в свою очередь, позволяет выявить
спроецированные в предсознание архетипы коллективного бессознательного. Целый
ряд исследователей (Т. А. Хитарова, Л. В. Сорочук и др.) в
своих работах так же не разделяют понятия архетип и архетипический образ, что
вносит неясность в определение объекта и/или предмета исследования.
Литература:
1. Маслова В. А.
Лингвокультурология: Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
— 208 с.
2. Селиванова О. О. Сучасна
лінгвістика: напрямки та проблеми – Полтава, 2008. – 712 с.
3. Фрейд З.
Психология бессознательного: Сб. произведений/Сост., науч. ред., авт. вступ.
ст. М. Г. Ярошевский. — М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
4. Юнг К. Г. Об
архетипах коллективного бессознательного//Архетип и символ – М.: Ренессанс, 1991.
– С. 97-128