Д.ф.н.
Турысжанова Р.К.
Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова,
Республика Казахстан
О ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ АМБИВАЛЕНТНОСТИ ТРАДИЦИИ
Современное человечество – это более шести миллиардов землян, тысячи больших и малых народов, более полутора сотен государств, это многообразие экономических укладов, форм социально-политической и культурной жизни. Если отвлечься от некоторых уникальных, присущих каждому конкретному обществу черт, то можно утверждать, что и сегодня, как много веков назад, человечество представлено двумя основными типами цивилизаций, уходящими своими корнями в далекое прошлое. Речь идет о традиционных и антитрадиционных типах общества.
Остановимся на традиционном типе общества. Эта модель берет свое начало в древневосточной цивилизации, где земля, ирригационная система были собственностью общины. Каждая семья имела определенный участок земли, который давался ей во временное пользование. Господствовала экстенсивная технология, направленная главным образом на овладение внешними природными процессами. Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, максимально приспосабливаясь к окружающей среде. Неслучайно, например, принцип «у-вэй» у древних китайцев требовал невмешательства в протекание природных процессов. И сегодня среди духовных ценностей традиционного общества одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленному преобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самопознание, самосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от поколения к поколению. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится выше экономической.
Связь настоящего с прошлым составляет основу традиции. Все то, что доходит до нас из прошлого, что передается во взаимосвязанном, нарастающем историческом процессе, составляет наследие общества.
Традиции в узком смысле слова – есть совокупность объектов и идей, особое значение которых люди связывают с их происхождением в прошлом, сами являются субъектами изменения. Они модифицируются, выдвигаются на передний план или игнорируются, существуют в течение некоторого времени, а затем исчезают, забываются и вновь возрождаются. Так случилось со многими этническими, национальными традициями в странах Восточной Европы и в бывшем Советском Союзе: после длительного подавления в условиях тоталитаризма они обрели новую жизнь в изменившихся условиях.
Традиции складываются двумя путями. Один идет «снизу», когда можно сказать, что традиция «возникает», «зарождается». Это спонтанный, стихийный процесс, в который вовлечены достаточно большие массы людей. Все начинается с того, что кто-то обращает особое внимание на определенные фрагменты исторического наследия. Затем интерес, уважение, пристрастие, почтение распространяется вширь, охватывая все более широкие слои населения, и принимают форму ритуалов, церемоний, побуждают к поискам и обновлению старых объектов, к новой интерпретации старых кредо. Индивидуальные предпочтения и действия становятся массовыми и превращаются в поистине социальный факт. Так рождается традиция. Парадоксальным образом данный процесс очень сходен с распространением новаций, хотя в данном случае речь идет, скорее, об открытии того, что уже существовало в прошлом.
Второй путь формирования традиции начинается «сверху», действуя через механизм навязывания, когда традиция выделяется, отбирается и «спускается» теми, кто обладает реальной властью или влиянием. Это может быть монарх, вводящий для своих подданных традиции своей династии; диктатор, делающий упор на прошлой славе нации; полководец, напоминающий народу о великих исторических сражениях, или известный модельер-дизайнер, находящий вдохновение в прошлом и диктующий стиль «ретро».
Отметим, что эти два пути не предопределяют содержания традиций. Нельзя сказать, что один ведет к формированию истинной традиции, действительно уходящей своими корнями в прошлое, а другой – к изобретенной традиции, связь которой с прошлым придумана, вымышлена. Такая связь может диктоваться необходимостью, когда, например, кто-то наделяет образ прошлого привлекательными чертами с тем, чтобы увлечь своей идеей массы. Но все же чаще такого рода традиции создаются и внедряются с политической целью теми, кто стоит у власти.
Почему же существуют традиции? По мнению Эдварда Шилза, «хотя люди зачастую не удовлетворены своими традициями, но без них они не могут выжить» [1]. Если это так, то каковы же те универсальные требования индивидуальной и общественной жизни, которые удовлетворяют традиции, в чем состоят функции традиции?
1. Прежде всего, в традиции сосредоточена вековая мудрость поколений, которые осуществили отбор бытовавших в прошлом, и заслуживающих теперь внимания норм, ценностей, идеалов, правил, сохранили созданные ранее объекты. Традиции – это своего рода кладезь идеальных и материальных ресурсов, используемых людьми в своих текущих делах, для возведения будущего на фундаменте прошлого. Общественную жизнь нельзя создать из ничего, на пустом месте. Традиции обеспечивают людей, формирующих свой мир, готовыми «строительными блоками».
2. Традиция – один из источников законности, подтверждающий легитимность чего-либо. Фразы «так было всегда» или «люди всегда так считали» нередко используются для объяснения, оправдания сегодняшних поступков. Ту же цель преследуют ссылки на авторитеты или доктрины, бывшие популярными в прошлом, например, «Как сказано в Библии», «Как говорил Аристотель», «Маркс был не против такого вывода».
3. Традиция усиливает чувство общих корней, принадлежности нации, сообществу. Таковы национальные традиции с их гимнами, флагами, эмблемами, религией и публичными ритуалами. Они уходят корнями вглубь истории и используют прошлое для того, чтобы объединить людей в настоящем. Ту же функцию выполняют традиции регионов, городов, связывая их граждан внутри определенного пространства. Традиции профессий и фирм, символизированные в значках, лозунгах, придают чувства достоинства и гордости за причастность именно к этой профессии или фирме. Традиции университетов и школ, выражаемые в церемониях или одежде позволяют сохранить автономию в данной сфере социальной жизни.
4. Традиция помогает пережить разочарования, смягчает неудовлетворенность повседневным существованием. Традиция, истоки которой коренятся в счастливом прошлом, поддерживает общество в тяжелые периоды кризиса. Традиция, напоминающая о былой независимости, не дает нации погибнуть в период иностранной оккупации и порабощения. Традиция утерянной свободы, рано или поздно подрывает самую жестокую тиранию.
Традиции несут в себе функциональную амбивалентность, как и все созданное человеком.
· Любая традиция, независимо от ее содержания, может сдерживать творчество, инновации, предлагая готовые рецепты для решения современных проблем. Между тем попытки заменить поиск новых путей возвратом к старым, испытанным, надежным методам чаще всего влекут за собой стагнацию.
· Приверженность старым традициям в изменившихся условиях – проявление инертности. Фетишизация традиций малопродуктивна, она парализует поиски «третьего пути».
· Некоторые традиции несут в себе деструктивный потенциал (например, сохранение правых традиций в Германии, пережитков сталинизма на постсоветском пространстве).
· Многие традиции поддерживаются в силу привычки и инерции, на уровне социального подсознания. Никто специально их не культивирует, просто они воспринимаются как атрибутивное свойство определенного образа жизни. Например, типичный ментальный синдром для бывших коммунистических стран характеризуется такими чертами, как безответственность, необязательность, инфантилизм, пассивность, апатия, небрежное отношение к работе, иждивенчество и др. Для многих это составляет привычный образ жизни. Возникает латентная, скрытая традиция ностальгии по прошлому, влияющая на массовое сознание. В изменившихся условиях такие укоренившиеся привычки и обычаи утратили свою адаптивную ценность и представляют значительные препятствия для поступательного развития общества.
Тем не менее, именно традиционные общества в эпоху глобализации сохранили свои ментальные ценности, ценностные ориентации личности, направленные на укрепление семьи, нации, общества и государства. Так что же лучше: традиционализм или антитрадиционализм?
На наш взгляд, разумной идеологической позицией является «критический традиционализм». Он стремится уравновесить функции и дисфункции той или иной традиции в каждом конкретном случае, принимая в расчет ее содержание и исторические обстоятельства; отвергает ошибочный взгляд на прошлое как на источник исключительно добра и вместе с тем избегает другой крайности, характерной для догматического антитрадиционализма, который отрицает положительную роль традиции в человеческом обществе.
Литература:
1.
Shils,
Edward 1981. Tradition. Chicago:
University of Chicago Press. p.322