ОНТО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПАРАДИГМАЛЬНОГО ПОДХОДА К
СУЩЕСТВОВАНИЮ СМЫСЛА В КОММУНИКАЦИИ
Онто-гносеологический аспект определения
парадигм (используя куновское представление о парадигме как общепризнанном
образце, представляющем «конкретные решения головоломок, которые, когда они
используются в качестве моделей или примеров, могут заменять эксплицитные
правила как основу для решения не разгаданных еще головоломок нормальной науки»
[3, с.22]) существования смысла в коммуникации предполагает удержание в единстве
двух его составляющих: с одной стороны – указания глубинных основ, принципов,
целостности социального бытия, с другой – выявления познавательного потенциала
коммуникации. Методология такого подхода учитывает как отказ от исторического
подхода, так и преодолевает ограничение пределами одной философской дисциплины,
совмещая онтологический подход с гносеологическим.
Онтологический подход, определяющий бытие
с позиции целостности и единства объективной, физической, субъективной,
социальной и виртуальной реальности, позволяет преодолеть дисциплинарную узость
в решении проблемы соотношения коммуникации и смысла. Кроме того, уместным
будет сослаться на высказывание М.Хайдеггера, как нельзя лучше передающее
особость онтологии. «С употреблением термина онтология
ничего не сказано также и в пользу какой-то определенной философской
дисциплины, которая стояла бы во взаимосвязи с прочими. Вообще надо не задаче
той или иной предданной дисциплины удовлетворять, но наоборот: из объективных
необходимостей определенных вопросов и из способа проработки, требуемого
«самими вещами», может в любом случае сформироваться дисциплина» [6, с.44].
М.Хайдеггер указывает на возможность онтологии исключительно как феноменологии,
понимая последнюю, в первую очередь, как методическое понятие, характеризующее
не содержательное предметное «что», а их «как», формулу чего можно выразить как
«к самим вещам!» и подразумевая под понятием феномена «кажущее себя бытие
сущего, его смысл, его модификации и дериваты». Если философия это – «универсальная
феноменологическая онтология, которая, исходя из герменевтики присутствия, как
аналитика экзистенции закрепила коней путеводной нити всякого философского
вопрошания в том, из чего оно возникает и во что оно отдает», мы
сосредотачиваем исследовательский интерес на началах, принципах осуществления и
их следствиях (результатах). Мы пытаемся ухватить коммуникацию в ее бытие,
осуществить экспликацию коммуникации в ее отношении к смыслу как бытийному
стержню.
В этой связи высвечиванию подлежат
определенные отношения коммуникации и смысла, представленные при парадигмальном
подходе как сущностные особенности существования смысла в коммуникации. Исходя
из хайдеггеровского представления о различении двух онтических измерений –
«феномена» и «явления» как противоположных начал, коммуникацию можно определить
как феномен – «себя-так-само-по-себе-кажущее»
[6, с.49], тогда как смысл есть хайдеггеровское
«явление», «суть то, что себя не показывает», «себя-не-казание». Подобно тому,
как у Хайдеггера никакое явление не обойдется без феномена, так и проявление
смысла, как преодоление того, что Хайдеггер определяет как «не показывание
самого себя» применительно к явлению, невозможно вне коммуникации. При
этом указанный парадигмальный подход не исключает толкование соотношения
коммуникации и смысла как расчлененную на части определенную реальность; это –
изначально целая структура, допускающая конституирование смысла коммуникацией в
различных проявлениях, качественно различные состояния разновидности
соотношения коммуникации и смысла, не исключая дериваты (трансформации,
искажения), возникающие в результате неадекватного понимания смысла в
коммуникации.
Онтологический подход позволяет преодолеть
рамки технико-технологического взгляда на коммуникацию, не позволяющего
исследовать особенности передачи смысла в силу его изначального отсутствия в
шенноновской модели. Кроме того, традиционное понимание (К.Шеннон – У.Вивер)
коммуникации как (изначально) линейного процесса передачи информации,
включающего адресанта, сообщение, канал, код, адресата – элементы
коммуникационной цепочки, также преодолевается в рамках данного подхода.
Принимая во внимание, что коммуникация является предметом исследования
различных областей знания, каждая из которых изучает ее в силу различных
специфических методологических установок, установка целостности снимает
ограничение с рассмотрения коммуникации с позиций языковых, семиотических,
психологических и т.д., направляя исследование к теоретическому осмыслению
особенностей соотношения коммуникации и смысла с позиции его глубинных основ.
Онтологический подход позволяет преодолеть
существующую в теоретическом знании
проблему соотношения «коммуникации» и «общения», рассматриваемых как разные
формы связи человека с человеком, культуры с культурой, общества с обществом и
эксплицирующуюся в двух основных подходах. «Формула» первого подхода к
соотношению коммуникации и смысла может быть представлена как тождественность коммуникации
и общения, «формулой» второго может служить выражение «коммуникация ≠
общение».
Оба обозначенных подхода имеют своих
сторонников, как среди отечественных, так и среди зарубежных исследователей.
Традиционное представление о тождественности «коммуникации» и «общения» можно
почерпнуть из философских словарей. Так, выдержавший более двух десятков
изданий, немецкий философский словарь не определяет понятие общение как
самостоятельное, тогда как, раскрывая «коммуникацию» при указании на ее диалоговый
субъект-субъектный характер («совещаться с кем-либо»), представляет указание на
их синонимичность: «в экзистенциальной философии Сартра зависимость от общения (выделено нами) с другими
является «первонесчастьем (Ur-Unglück) для
самобытия» [2, с.215]. Подобная синонимичность понятий имеется и в изданной в
советское время философской энциклопедии, где коммуникация представлена
категорией идеалистической философии, обозначающей общение, при помощи которого
«Я» обнаруживает себя в другом [1, с.21].
Тождественность данных понятий (на уровне
синонимичности) разделяется зарубежными (Л.Витгенштейн, Г.Гадамер,
М.Мерло-Понти, К.Ясперс и др.) и отечественными философами (М.Мамардашвили,
Ю.Д.Прилюк). В частности, о сущностной близости коммуникации и общения мы
находим у М.Мамардашвили, не сводящего коммуникацию к информационному обмену, а
связывающего ее, как и общение, с пониманием, это – герменевтический круг a priori.
«Даже простая коммуникация, –
замечает М. Мамардашвили, – не есть передача существовавшей до акта
коммуникации истины, усваиваемой затем адресатом. Если мы с кем-то общаемся, и в интеллектуальном, и в
духовном, и в эмоциональном смысле, то тебя понимают, если уже понимают» [4, с.30].
Учитывая, что никакая организация знаков как средств передачи информации, по
мысли М.Мамардашвили, не объясняют того, «что происходит на самом деле при
общении и понимании», коммуникация, являясь с общением близким по смыслу
понятием, «схватывает» общение и понимание.
В рамках второго подхода разделение
«коммуникации» и «общения» происходит при различении степени общности одного
понятия относительно другого: это общее и является основанием для разделения
исследовательских позиций. Так, одни авторы различают «коммуникацию» и
«общение» как, соответственно, однонаправленный и диалогический процесс
(Н.А.Бердяев, М.С.Каган), другие подчеркивают интерактивный характер
коммуникации (Ю.Хабермас) или реализуют субъект-субъектность общения, в том
числе, в интросубъективной коммуникации, указывающей на несовпадение Я с самим
собой, несамотождественность индивида самому себе, возникающую в случае
совпадения пространственных параметров субъекта («сжатие пространства») и
несовпадения его ценностно-смысловых ориентиров социокультурного бытия
(автокоммуникация Ю.Лотмана). Несколько сглаживающей противоречия двух подходов
выглядит позиция А.Шюца: с одной стороны, коммуникация и взаимодействие
(социальное) – тождественны, с другой, в некоторых случаях, возможно, следует
говорить о разделении указанных понятий. Общение как социальное взаимодействие
будет предшествовать коммуникации в том случае, если существуют отношения
«взаимного настраивания». Отношение взаимного настраивания способствует тому,
что «Я» и «Ты» переживаются обоими участниками в живом присутствии как «Мы»,
только в этом переживании, подчеркивает Шюц, «поведение другого становится
значимым для настроенного на него партнера; иначе говоря только в нем тело
другого и его движения могут интерпретироваться и интерпретируются партнером
как поле выражения событий, происходящих в его внутренней жизни» [7, с.591]. Таким
образом, снимая в рамках онтологического подхода, существующее разграничение
данных понятий за отсутствием принципиальности их разделения, можно направить
исследование в русло выявления всеобщего, рассматривая коммуникацию
универсальным философским принципом осмысления бытия.
Учитывая предложение М. Хайдеггера
относительно поисков фундаментальной онтологии в «экзистенциальной аналитике
присутствия», мир которого есть «совместный-мир» [6, с.29], мы обращаемся к
возможности использования понятия «коммуникационный континуум», онтологический
подход к которому позволяет определить его как часть сущего. Будучи частью
сущего, коммуникационный континуум содержит в себе часть реальности и
обнаруживает (проявляет) ее черты. Коммуникационный континуум не предполагает
«привязанность» к определенному пространству и времени, напротив, он обладает
возможностью преодолевать, размывая, жестко детерминированные границы за счет
собственной «текучести» (непрерывности).
Онтологический подход к заявленному
соотношению позволяет проблематизировать разворачивание смысла в коммуникации,
демонстрируя парадоксальный характер ее влияния на смысл, проявляющийся, в
классическом и неклассическом обществе, в его порождении и осуществлении в
коммуникационном континууме. Предварительно заметим, что наиболее отчетливо
парадоксальность влияния коммуникации на смысл проявляется в постнеклассическом
обществе с точки зрения влияния формы коммуникационного континуума
(киберпространства) на особенности движения и содержание смысла, следствием
чего является масштабная трансформация
смысла. Иначе говоря, онто-гносеологический анализ позволяет рассматривать
амбивалентность как сущностную характеристику смысла в коммуникации.
Амбивалентность смысла в коммуникации – это проявление его противоположных
свойств по отношению к собственному первоначалу. По нашему предположению,
амбивалентность смысла в коммуникационном континууме, указывающая, в первую
очередь, на непостоянство смысла и предполагающая возможность его изменения,
наиболее ярко будет проявляться в самоорганизующихся системах, специфика
которых, как «становящихся», сосредотачивает внимание на неустойчивости смысла
в коммуникации. Этому способствует ситуация постиндустриального /
информационного общества с отсутствием определенных пространственных границ и
временных рамок коммуникационного континуума. Недаром современный
информационно-коммуникативный социум Н.Моисеев называет «обществом риска» [5,
с.447].
С позиции второй составляющей заявленного
подхода, гносеологической, мы исследуем возможность познания природы порождения
смысла в коммуникации (учитывая, таким образом, что смысл не является
изначально существующим), особенности движения смысла (напротив, проявления его
как изначально существующего), соотношения смысла с его первоначалом,
допускающее его несовпадение. Овладение смыслом (в том числе и искаженным) в
коммуникации рассматривается в гносеологическом аспекте в контексте понимания и
интерпретации. В заявленном ключе коммуникация рассматривается как форма
познания проявлений смысла.
Объективная неоднородность коммуникации
(прежде всего, в силу интерсубъективности) является неизбежным следствием
возникновения противоречий в отношении существования смысла (его порождения,
понимания и интерпретации). Онто-гносеологический подход позволяет обратиться к
прояснению сущности препятствий, возникающих в коммуникации по отношению к
смыслу. Такие препятствия мы определяем как «гносеологические коммуникативные барьеры»,
стоящие на пути понимания смысла (в коммуникации). Такой подход дает
возможность выявить результат их действия относительно первоначального смысла.
Это определение гносеологических причин, в свою очередь, позволит выйти на
причины формирования парадигмы трансформации смысла в коммуникации.
Таким образом, онто-гносеологический
подход позволяет выявить сущность коммуникационного континуума, определить
парадигмы к существованию смысла в коммуникации, раскрыть гносеологические
причины препятствий, возникающих при движении смысла в коммуникации.
Библиографический
список
1.
Коммуникация /
Философская энциклопедия / Под ред. Ф.В. Константинова: В 5 т. М., 1964. Т. 2.
2.
Коммуникация /
Философский словарь: основан Г.Шмидтом. – 22-е, новое, переработ. изд. Под ред.
Г.Шишкоффа / Пер. с нем. / Общ.ред. В.А.Малинина. – М.: Республика, 2003. – 575
с.
3.
Кун Т. Структура научных
революций: Пер.с англ. / Т. Кун; Сост. В.Ю. Кузнецов. – М.: ООО «Издательство
АСТ», 2003. – 605 с.
4.
Мамардашвили М. Как я
понимаю философию / Сост. и общ. ред. Сенокосова Ю.П. – М.: Прогресс, 1990. –
368 с.
5.
Моисеев Н.Н.
Информационное общество: возможность и реальность / Информационное общество. –
М.: АСТ, 2004. – 507 с.
6.
Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. – Харьков:
«Фолио», 2003. – 503 с.
7.
Шюц А. Совместное
сотворение музыки. Этюд о социальных отношениях / Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ.
– М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 1056 с.