Социальная философия

 

К.филос.н. Коврижных О.А.

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет

им. Н.Г. Чернышевского, Чита, Россия

Социально-философский анализ инквизиции как института

политического насилия средневековья

Политическое насилие как феномен можно рассматривать с различных точек зрения (исторической, политической, социологической  и даже религиозной), выявлять его причины, виды и формы проявления. В данной статье сделана попытка дать социально-философский анализ политического насилия  на примере деятельности средневековой инквизиции. Цель статьи – выяснить, почему политическое насилие было эффективным средством и методом управления обществом в средние века.

Главной задачей политического насилия является борьба за власть, властные статусные отношения и ресурсы (экономические, политические, социальные). На протяжении многих веков католическая церковь в Западной Европе, как и во многих других странах, претендовала на власть как сферу религиозного влияния и соперничала со светской властью, а значит, и с королевским престолом. При этом церковь в эпоху средневековья старалась обслуживать интересы правящей группы, поэтому была вынуждена вступать во временные взаимовыгодные союзы с королевской властью. Если король отказывался давать определенные привилегии духовным служителям или папе, то наступал затяжной период конфронтации церкви и светской власти. Инквизиция и ее деятельность в средние века служит ярким примером политического, а также идеологического, религиозного, социального и физического насилия над огромной массой людей. Кроме того, ни одно преступление инквизиции не обходилось без косвенной поддержки короля.

Инквизиция представляла собой социально-политический институт средневековья, трибунал католической церкви, осуществлявший политическое, социальное и религиозное насилие, а также сыскные, судебные и карательные функции. Церковь выступала в качестве верховного судилища, уничтожая при этом еретиков, и противников королевской власти.  Поэтому, инквизиция как карательный орган как орган политического и социального насилия, была выгодна светской власти. С одной стороны, это была идеологическая выгода (под лозунгом «Очистим Христианство и церковь от ереси»): ликвидировались все недовольные существующим политическим строем, королем и его правлением. С другой стороны, инквизиция служила постоянным источником дохода королевской и церковной казны, так как имущество еретика конфисковывалось при судебном разбирательстве.

Безусловно, инквизиция как институт политического и социального насилия тормозила социальное, политическое, экономическое и духовное развитие средневекового западно-европейского общества. Однако, она сумела просуществовать на протяжении нескольких веков, применяя политическое и социальное насилие как эффективный метод управления обществом. Данной точки зрения придерживаются многие ученые -исследователи ее деятельности: И.Р. Григулевич, Е. Гергей, С.Л. Лозинский, Х-А. Льорентье  др.

Главным врагом церкви и инквизиции являлись распространение просвещения, умственный прогресс и критика деятельности инквизиционных трибуналов, действовавших повсеместно. Критика явилась следствием сомнений в правильности и законности действий инквизиции.

«Каждый христианин должен быть верен своей вере и всякое сомнение было ересью», - так проповедовала средневековая идеология католичества и инквизиция. Разум и вера находились в постоянной борьбе с совестью, даже у лучших представителей средневековой философской мысли. Яркий пример тому жизнь и деятельность Роджера Бэкона (1214-1292), который был философом и  общественным деятелем. Он был обвинен в ереси за то, что выступил против идей своей эпохи. Его научные работы и философские взгляды были протестом против современной ему религиозной мысли и католических доктрин. Роджер Бэкон изучал факты, его выводы были строго научны, по его мнению, изучение природы или человека должно быть эмпирическим, знание должно предшествовать рассуждению.

Одной из обязанностей инквизиции была литературная цензура, в результате работы которой много научных трудов и сочинений известных и лучших умов средневековой эпохи уничтожено и утрачено навсегда. Книги которые содержали «заблуждения» против веры и религиозных догматов сжигались, а их авторы объявлялись еретиками.

Политическое и социальное насилие со стороны короля, церкви и папства носило религиозный характер. Ересь преследовалась в том случае, если это было выгодно папе, королю или другим высокопоставленным лицам. Одним из дополнительных источников доходов церковной и королевской казны была продажа индульгенций – грамот отпущения грехов, оправдывавших различные преступления. Торговля нравственными принципами и моралью была очень выгодной и явилась примером преступной деятельности церкви и государства.

Политическому и социальному насилию в то время (как и сейчас) способствовали следующие факторы:

¾  страх (перед богом, людьми, барином (начальником) перед общественным мнением, совестью и др.);

¾  агрессия, которая формирует образ врага;

¾  суггестия или внушение, убеждение как метод манипулирования общественным поведением и сознанием отдельного человека.

Они  лежат в основе человеческой природы, сопровождают индивида в течение всей его жизни и часто доминируют в обществе при определенном политическом или социальном кризисе.     Манипулирование общественным сознанием и поведением в эпоху инквизиционных трибуналов осуществлялось с помощью суггестии: внушения, убеждения, влияния на уровне подсознания в истинности религиозных норм.

Немаловажное значение имеет тот факт, что светская власть следовала примеру церкви и пользовалась политическим насилием, каждый раз облекая его в форму религиозной борьбы с ересью. Необходимо отметить, что инквизиция своими методами стремилась к единству веры. Пока человек оставался верным католической церкви, преступления и грехи были важны, так как являлись источником доходов для торговцев отпущения прегрешений. Следование нравственным и моральным нормам было явлением редким, что объясняется применяемыми методами, системой преследования, воплощенной инквизицией. Борьбу против еретических идей средневековая католическая церковь вела с жестокостью, религиозным фанатизмом и непримиримостью.

Таким образом, инквизиция в средние века являлась репрессивным органом на службе церкви и королевской власти, что свидетельствует о их тесной взаимосвязи. Методы политического насилия инквизиции были позаимствованы в XX веке тоталитарными режимами разных стран, и в них возродились пытки и судилища.

 

Литература

1.     Григулевич И.Р. Инквизиция. М., 2002 г.

2.     Залысин И.Ю. Политическое насилие: сущность, истоки, функции. – М., 1995.

3.     Залысин И.Ю. Политические насилие в системе власти. //Социально-политический журнал. 1995. №3.

4.      Залысин И.Ю. Проблема оправданности насилия как политического средства. //Социально-политический журнал. 1995. №5.

5.      Кузина С.И. Политическое насилие в глобализирующемся мире. Ростов н/Д. Изд-во ЮФУ, 2009 г.

6.     Кугай А.И. Природа политического насилия и его роль в современном мире. Автореф.   дис…. канд. филос. наук. М., 1993.

7.     Ли Г.Ч. История инквизиции. М., 2007 г. 512 стр.

8.     Льорентье Х.А.  История испанской инквизиции. М., 1999.

9.     Сперанский Н. История инквизиции. Средневековые процессы о ведьмах. М., 2001. 720 стр.