Логунова Е.И., Григорьев В.И.

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта

 

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

 

В условиях усложнения соревновательных программ по художественной гимнастике, сохранение лидирующих позиций на крупных международных соревнованиях зависит от эффективности управления предсоревновательной подготовкой спортсменок [1]. Попытки изучения этой проблемы осуществлялись в педагогическом аспекте, главным образом, по пути дифференциации научного знания. Однако качественные критерии проводимых исследований по-прежнему остаются ускользающей целью и переменной величиной, весьма относительной в художественной гимнастике [2].

Для квантификации проблемных ситуаций, возникающих в предсоревновательной подготовке гимнасток, выявления факторов, влияющих на достижение абсолютного максимума спортивных результатов, проведен опрос 21 тренера по художественной гимнастике, в возрасте 38,1+2,8 лет со стажем педагогической деятельности 11,2+2,1 лет.

Анкета включала 5 блоков вопросов, отражающих содержание, направленность и эффективность управления предсоревновательной подготовкой гимнасток, а также возможность использования креативных методов для повышения исполнительского мастерства гимнасток.

Первый блок вопросов сфокусирован на оценку содержания предсоревновательной подготовки гимнасток. В числе трудно решаемых проблем управления предсоревновательной подготовкой гимнасток, более 80% респондентов отметили:

– использование экстенсивных методов тренировки, приводящее к неоправданно высоким затратам времени и ресурсов;

– спонтанное использование креативных методов;

– информационная неопределенность управления;

– проблема отбора гимнасток в группу;

– недостаточно эффективное  использования результатов НИОКР.

Подавляющее большинство тренеров отмечают, что усиление конкуренции в мировой художественной гимнастике, интенсификация и усложнение содержания спортивной тренировки, актуализирует проблему использования «гибких» методов управления предсоревновательной подготовкой, внесения изменений в содержание рабочих программ в соответствии с требованиями структуры соревновательной композиции, динамикой специальной подготовленности гимнасток, индивидуальной реактивностью организма на нагрузки различной мощности.

Подчеркивая возрастание сложности соревновательных композиций за счет сложнокоординационных элементов «тела» и «предметов», более 74,1% респондентов указывают на необходимость интенсификации и усложнения предсоревновательной подготовки. Отмечается комплексный характер этой задачи, требующей сфокусированности тренировки на параметры сложности, композиции, технического и артистического исполнения групповых композиций, динамику специальной подготовленности и состояние рабочих группы мышц, несущих основную нагрузку.

Ряд специалистов видят пути решения этой задачи на основе информатизации подготовки, диверсификации используемых средств и методов, повышения креативной составляющей тренировки.

Таблица 1

Оценка необходимости повышения эффективности управления

предсоревновательной подготовкой гимнасток

Содержание вопросов

Ответы

респондентов (%)

1

Необходимая, вызванная недостаточно высокой эффективностью методов управления

65,0

2

Это – полезная, но объективно не столь уж

необходимая мера

15,0

3

Не вижу в преобразованиях особой необходимости

10,0

4

Не задумывался над этим, затрудняюсь ответить

7,0

5

Другие

3,0

 

Повышение эффективности управления предсоревновательной подготовкой гимнасток требует осмысления детерминированности не отдельных причинно-следственных цепочек, а модернизации управленческого подхода, что обеспечивает комплексное видение проблемы использования креативных методов. Подчеркивается важность усиления целеориентированности рабочих программ подготовки, подбора нагрузок точечного воздействия на лимитирующие факторы готовности гимнасток, что усилит развивающую направленность управления.

Второй блок вопросов затрагивает организационную специфику предсоревновательной подготовки, связанную с динамикой выполняемых нагрузок. 71,1% респондентов разделяют точку зрения, что к окончанию предсоревновательной подготовки гимнастки должны быть в состоянии полного восстановления, что будет способствовать достижению пикового результата в соревнованиях. Такой взгляд на предсоревновательную подготовку как целостный полный цикл, включающий ударный МКЦ с высокоинтенсивными и объемными нагрузками; стабилизирующий МКЦ со средней нагрузкой; подготовительный МКЦ со значительной суммарной нагрузкой  и подводящий МКЦ с малой нагрузкой, отражается в научных работах.

Значительное число респондентов (72,1%) справедливо указывают на необходимость формирования креативной среды – как условия повышения эффективности управления предсоревновательной подготовкой. Тенденция к усилению креативного вектора отношений в системе «тренер – гимнастка» не вызывает научной дискуссии, поскольку вскрывает организационные резервы подготовки, обеспечивает достижение синергетического эффекта тренировки и позволяет судить о методологическом характере использования креативных методов.

Вместе с тем, анализ ответов 63,2% респондентов предопределил неоднозначный характер решения проблемы повышения креативности моторно-исполнительных действий в групповых упражнениях, связанных с обоснованием детерминированной по функциональным переменным системы оценки исполнительского мастерства, характеризующей параметры взаимосвязи сложности, композиции и исполнения, без которых трудно выйти за пределы обычных абстрактно-теоретических построений и конструктивного решения возникающих проблем последующей их операционализации.

Возможность фиксировать такие связи позволяет определить наличие инновационного процесса. Вместе с тем, более 73,8% респондентов отмечают, что эти связи имеют мерцающий характер, ускользающий от однозначной интерпретации, но в целом подчеркивают положительную связь между креативной направленностью тренировки и уровнем спортивных достижений. Объясняется  это спецификой содержания художественной гимнастики, построенной на законах интеграции спорта и искусства. Они считают, что в подготовке гимнасток действуют свои закономерности и тенденции, определенная семиотика, особые личные отношения в системе «тренер – гимнастка».

Причем сопоставимость данных групп задач отвечает методологической концептуальности выделенного вопроса, подчеркивая актуальность междисциплинарного обмена технологиями, моделями и конструкциями повышения исполнительского мастерства гимнасток.

В рамках обозначенной проблемы подавляющее большинство респондентов (85,3%) указали на необходимость формирования инновационных композиций по сложности, техническому и артистическому исполнению, которая рассматривается по целевой функции достижения максимального результата. К примеру, И.В. Быстрова, 2012 предлагает использовать в групповых упражнениях следующие методические решения: увеличить высоту бросков предмета, использовать асинхронность действий гимнасток, включать в композицию поддержек, где повышается роль позиций предметов [1].

Третий блок вопросов отражает острую для художественной гимнастики проблему информационного обеспечения подготовки и соревновательной деятельности.  По существу, взгляд 67,8% специалистов на обсуждаемую категорию единодушен в том, что внедрение высокотехнологичных информационных систем с «обратной связью» позволит преодолеть традиционный подход к организации тренировочного процесса на этапе и приблизиться к управлению качеством предсоревновательной подготовки гимнасток высокого класса. Необходимо отметить обоснованность претензий на научность предлагаемого подхода, поскольку исследователи данного вопроса имеют существенный опыт использования аппаратурных методик при проведении комплексного контроля.

Четвертый блок вопросов раскрывает трудно решаемую проблему отбора гимнасток в группу. Респонденты (67,4%), чье понимание проблемы отбора относится к группе специалистов, указывающих на несовершенство и субъективный характер используемых методов отбора, выстраивают свою логику решения вопроса.

При решении прикладных задач отбора они руководствуются логикой категории «модель гимнастки». Такой подход – дань определенному уровню  научности и объективности отбора, при безусловном понимании значения связей модельных параметров и существующих реалий. Утверждается, что ориентация отбора на модельные параметры телосложения, на проявления  темперамента, на уровень физического развития и подготовленности, артистические способности гимнасток, способствует исполнению соревновательной  композиции с единой амплитудой, скоростью, силой и ритмом. Логика такого подхода вполне очевидна. Именно поэтому данный подход находит свою практическую реализацию в подготовке гимнасток высокого класса.

Пятый  блок затрагивает проблему научного обеспечения подготовки гимнасток (НИОКР). Более 67,4% респондентов видят острую необходимость проведения НИОКР и внедрение ее результатов в практику подготовки гимнасток высокого класса. Это предопределяет поле исследовательской деятельности, включая:

– анализ сложности, композиции, технического и артистического мастерства гимнасток в соревнованиях (91,3%);

– исследование резервов адаптации гимнасток на нагрузки разной мощности (87,1%);

– разработку креативных технологий подготовки (72,3%);

– разработку инновационных моделей подготовки (70,5%). 

Отдавая должное актуальности научных разработок, следует все же отметить, что результаты НИОКР носят прикладной характер в обосновании путей повышения эффективности предсоревновательной подготовки гимнасток.

Решение выявленных проблем позволит команде в полной мере раскрыть в соревнованиях свой потенциал, мобилизовать резервные возможности, обеспечивающие достижение высоких результатов [3]. Это позволит рассматривать художественную гимнастику как инструмент капитализации спортивного мастерства, формирования конкурентоспособности гимнасток на международном уровне.

Как видно из материалов, представленных в табл. 2, степень актуальности выявленных в ходе анкетирования факторов, являющихся возможными реализациями взаимодополняющих направлений совершенствования предсоревновательной подготовки, имеют высокую статистическую согласованность.

Таблица 2

Статистическая характеристика факторов, оказывающих влияние

на эффективность предсоревновательной подготовки гимнасток

Основные факторы

N

x

s

 

V

Ранг

Доминирование экстенсивного подхода к подготовке гимнасток с чрезмерными

затратами временных и энергоресурсов

21

1,1

0,5

20

I

Неразработанность креативных технологий в предсоревновательной подготовке гимнасток

21

2,2

0,6

25

II

Информационная неопределенность

управления

21

3,0

0,7

27

III

Дефицит времени на обретение

состояния спортивной формы

21

3,7

1,2

31

IV

Проблема качества содержания

предсоревновательной подготовки

21

4,1

1,6

32

V

W=0,71;   χ 2 – критерий = 140,6

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ результатов опроса, позволяет сформулировать требования, предъявляемые к построению предсоревновательной подготовки гимнасток:

– сквозная целевая направленность педагогических воздействий на достижение пиковых результатов в кульминационных соревнованиях;

– непрерывная регистрация, учет и анализ главных факторов специальной подготовленности и состояния готовности гимнасток;

– индивидуализация содержания предсоревновательной подготовки в соответствии с особенностями спортсменок и динамикой их работоспособности;

– своевременное внесение необходимых корректив в содержание тренировочного процесса на основе данных педагогической диагностики.

Это позволяет определить целевой вектор управления предсоревновательной подготовкой гимнасток. Он реализуется как жизненно важный стимул самореализации гимнасток, определяющий логику тренировочного процесса,  конкретизирует цели специальной подготовки, уточняет такие его характеристики, как сбалансированность, целесообразность и рациональность.

 

Литература

1. Быстрова, И.В. Новые аспекты исполнительского мастерства и композиционных решений в групповых упражнениях художественной гимнастики / И.В. Быстрова // Совершенствование учебного процесса по дисциплине «Физическая культура в условиях современного вуза : материалы всерос. конф. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2012. – С. 73-74.

2. Винер, И.А. Уровень артистичности гимнасток на этапе начальной и специализированной подготовки / И.А. Винер // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта : научно-теоретический журнал. – №3 (85). – 2012. – С. 49-52.

3. Пирожкова, Е.А. Развитие специальной выносливости у высококвалифицированных гимнасток : автореф. дис. … канд, пед. наук / Е.А. Пирожкова; НГУ им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2012. – 25 с.