Философия/4. Философия культуры

 

Ст. преподаватель Лосева О.М.

Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт, Россия

Ментальность как тип мышления

 

Ключевые понятия: феномен, менталитет, архетип, русская ментальность.

The order wolds: phenomenon, mentality, archetype, russian mentality.

 

Анализ российского менталитета или ментальности русской культуры представляет собою на сегодняшний день весьма нелегкую задачу,  но на современном этапе развития отечественного социогуманитарного знания исследование русской ментальности актуально, поскольку связано с проблемой самоопределения современного российского общества и отдельных его индивидов. Современная наука не может предложить четкого и однозначного определения понятий «менталитет» и «ментальность,  поскольку это связано с решением ряда проблем: проблемой генезиса ментальной эволюции, полицентричностью национальной культуры, развитием исторически формирующихся культурных слоев.

Каждый народ существует в определённом социокультурном пространстве, в определённой совокупности культурно-исторических условий, связанных с особым типом культуры и религией, сформированных определенным психотипом людей. Как для народа в целом, так и для конкретного индивида свойственна определенная «картина мира», отражающая особенности осмысления и восприятия окружающей среды и места в ней человека, ценностные представления и многое другое, то есть всё то, что определяет ментальность данной этносоциальной общности.

         Понятия «менталитет» и «ментальность» вошли в российскую научную литературу не так давно, вместо них долгое время в нашей стране применялись термины «общественное сознание», «массовое сознание». Феномен ментальности привлекал к себе исследователей философии истории и философии культуры уже в Новое время, но к исследованию понятия «ментальность» гуманитарная наука серьезно обратилась относительно недавно. Период рождения исследования менталитета (ментальности) – это  XIX в. и конец 20-х годов ХХ века. Особое звучание данная тема получила на рубеже ХХ–ХХI вв., что связано с проблемой самоопределения россиян после распада СССР, а также со «снятием запретов» на тематику, связанную с национальным вопросом.

         Понятие «менталитет» происходит от латинского слова mens (mentis), означающее «ум», «мышление», «рассудок», поэтому можно сказать, что менталитет регулирует человеческое поведение. «Индивиды одного народа несут отпечаток особой природы данного народа как на своем теле, так и на своей душе, поэтому «дух народа живет только в индивидуумах…» [1].

Русских ученых ХIХ - начала ХХ века В.О.Ключевского, Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева также интересовали проблемы «национальной души», «национального характера», «национально мышления», но термин «ментальность» в активный научный оборот вводится французским психологом и этнографом Л.Леви-Брюлем в 1910 году. Огромный вклад в раскрытие сущности понятий «менталитет» и «ментальность» внесли концептуальные положения К.Г.Юнга о предсуществующих формах (архетипах). Он считал менталитет психологическим наследством, определяющим наше поведение и опыт [2].

         Менталитет определяет представления о человеке и его месте в мире, причем все эти представления и ощущения связаны не столько с сознанием, которое регулирует мышление человека, а скорее с подсознанием. Д.В.Полежаев отмечает, что менталитет «функционирует, преимущественно, во внесознательной социальной сфере, занимая в том числе и сферу общественного бессознательного» [3].

         В начале 1990-х годов ХХ в. исследование менталитета, по образному выражению исследователя  С.В.Вальцева, переживает второе рождение. Исследования направлены на выявление сущности этого феномена.

Менталитет надо рассматривать  как тип мышления, склад ума, стереотипное отношение к миру. Он обеспечивает адаптацию человека к окружающей внешней среде и выбор определенного социального поведения, он имеет социокультурную сущность. Н.П.Рогальская понятие «менталитет»  трактует как «единство образа мыслей, культурных особенностей нации и, в частности, национального языка, детерминированное экономическими и политическими условиями жизни в историческом контексте» [4].

Формирование менталитета не зависит от индивидуальных особенностей личности, персональные качества человека уходят на второй план по отношению к групповым особенностям, происходит «преломление коллективного в индивидуальном» [5].

Поэтому понятие «менталитет» надо рассматривать необходимо на разных уровнях. На микроуровне - индивидуальный менталитет, менталитет социальной группы, слоя, а на макроуровне -национальный, этнический менталитет.

Очень важно выявить  соотношения категорий «ментальность» и «менталитет». В.В. Козловский одним из первых исследователей разграничил понятия «менталитет» как тип мышления, склад ума, стереотипное отношение к миру, обеспечивающий адаптацию к окружающей человека внешней среде и выбор определенного социального поведения и «ментальность» как способ повседневного воспроизводства, сохранения привычного жизненного уклада, а так же группу свойств, совокупность познавательных, аффективных и поведенческих характеристик мышления индивида или группы [6].

Если рассматривать понятие «менталитет» как тип мышления, а «ментальность» - как способ повседневного воспроизводства, сохранения привычного жизненного уклада, то отношения  «ментальность» - «менталитет» можно рассматривать как «часть-целое», «индивидуальное-коллективное», «конкретно-историческое – всеобщее». Ментальность как форма общественного сознания, выражается в обычаях, традициях и верованиях. Она определяет принадлежность индивида к определенному социуму и времени, способы видения мира. Ментальность – это представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности, это образ мира, заложенный в сознание людей. А.Я.Гуревич определяет ментальность как символы, культурные образцы, устойчивые стереотипы восприятия, нередко не осознанные полностью, потаенные от самих носителей,  в то же время оказывающие влияние на них самих, то есть не только человек обладает ментальностью, но и она им [7].    Исследователи видят разные типы ментальностей – национальную, политическую, провинциальную, крестьянскую. Они составляют  ту или иную культуру. Ментальность любого культурно-исторического сообщества является ценностным образованием, выполняет функцию регулятора отношений человека с окружающей средой и социокультурной реальностью, является духовным измерением социальной, политической, экономической истории.

Глубинные слои ментальности связаны с наиболее устойчивыми условиями бытования той или иной исторической общности – природа, этнос, уклад труда и быта, верования, традиции воспитания. Она обеспечивает адаптацию человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде. С.В.Вальцев определяет менталитет и ментальность следующим образом: «Если  менталитет – это образы: бессознательные, устойчивые к изменению, коллективные, этнические, передающиеся в генотипе», то «этническая ментальность – первая ступень формирования национального менталитета; если национальный менталитет – это мировоззрение, то этническая ментальность — это мироощущение[8].               Русская ментальность являлась предметом пристального внимания ученых и мыслителей прошлого: Н.А.Бердяева, Л.Н.Гумилева, Н.А. Добролюбова, И.А. Ильина, К.Д. Кавелина, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, П.Л.Лаврова, Н.О. Лосского, Н.И. Надеждина, Г.В. Плеханова, В.С. Соловьева, С.М. Соловьева, С.Л. Франка, Г.Г. Шпета и др. попытки представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося по определенной логике явления терпели неудачи, слишком много в ней содержится сложностей и противоречий.

В.О.Ключевский отмечал, что психологию русского человека нельзя понять, не изучив природных, социальных и экономических условий его развития. Национальный характер русских содержит множество противоречий, что, как видим, отмечено уже в первых трудах по отечественной истории. В русской душе и русской культуре, сосуществуют, наслоившись одно на другое, «европейское и азиатское, оседлое и кочевое, христианское и языческое, светское и духовное, официальное и оппозиционное, коллективное и индивидуальное» [9]. В этом заключается специфика русской ментальности, проявляется  её бинарная сущность : стихийность (западничество) и духовность (русский византизм). Н.А. Бердяев считал русскую душу особой и универсальной. Противоречивость и сложность русской души объяснял тем, что «в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное» [10].

Методом исследования народного духа, по мнению исследователя, должен стать анализ конкретно-исторических продуктов народов, которыми являются язык, мифы и обычаи [11]. Исследование национального характера русских  В.О.Ключевский  предложил изучать по их идеалам и ценностным ориентациям.  В.С. Соловьев считал, что русская самобытность является индивидуальным проявлением всеобщего. Н.А.Бердяев, как и многие исследователи, осмысливая русскую ментальность, отмечал  важнейшую черту русской ментальности – противоречивость, которая сформировалась под влиянием географического фактора. Духовность, веру как основу русской ментальности, русской культуры отмечает В.В.Розанов.

В русской культуре нет ориентации ни на прошлое, ни на будущее, поскольку она ориентирована на абсолютное, вневременное. Для русской ментальности характерно доброта, сострадание, сочувствие к физической боли, деятельная помощь попавшему в беду, беспечность, стойкость, доверчивость, мягкость, трудолюбие, порывистость, смелость, отсутствие властолюбия, стихийность, медлительность, импульсивность, патриотизм, интуиция, стремление к «внутренней свободе», а также целеполагание не на себя лично, а на группу. Среди важных черт русской ментальности Л.Н.Гумилев выделял соборность и религиозность, а также присущие на разных этапах этногенеза - жертвенность ради идеалов, жестокость, инициативность, настойчивость, этническую терпимость, т.е. умение понимать и принимать другие народы..

Для ментальности русского народа  также характерна стремление к абсолютным ценностям, нравственность, человеколюбие, чувственное восприятие жизни, образное мышление,  широта души, созерцание сердцем, интеллект, сила воли и характера, чувство своего человеческого достоинства.

И так, ментальность народа определют типичные, характерные условия. Ментальность всегда конкретна, имеет определенные пространственно-временные границы и содержит два компонента: базовый (устойчивый) и переменный (конкретно-исторический).

Базовые элементы адаптированы и переработаны применительно к конкретным историческим условиям. Они проявляются через культурные образцы, ценности, установки, навыки, автоматизмы, привычки, стереотипы восприятия, символы, в том числе не осознаваемые самими носителями.

Литература:

1.     Лацарус М., Штейнталь Х. Мысли о народной психологии. – Воронеж, 1905. С.1, 9, 38.

2.     Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991; он же. Психологические типы. – М., 1995; он же. Психоанализ бессознательного. – М., 1994.

3.     Полежаев Д.В. Идея менталитета в русской философии «золотого века». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 87, 337.

4.     Рогальская Н. П. Понятие «менталитет»: особенности определения // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. – 2006. – Вып. 9.

5.     Блок М. Апология истории. – М., 1993. С. 115.

6.     Козловский В.В. Понятие ментальности в социологической перспективе // Социология и социальная антропология. – СПб., 1997. С.12.

7.     Гуревич А.Я. От истории ментальностей к историческому синтезу // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». – М., 1993.

8.     Вальцев С.В. Структура, содержание и особенности национального менталитета. – М.: Изд-во МГОУ, 2005. С.12-14. С.18.

9.     Культурология: теория и практика культуры. – М.: Знание, 1998.

10. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века // О России и русской философской культуре. – М., 1990. С.43-271.

11. Вунд В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. – М., 1999. С.26.