Философия/4. Философия культуры
К.ф.н. Соловьева Л.Н.
Ставропольский
государственный университет, Россия
Экологическая культура этноса как результат
адаптации к природно-ландшафтной среде
Современный глобальный экологический кризис, явившийся следствием несоответствия развития производительных сил
и производственных отношений экологическим возможностям окружающей среды,
обусловил нарушение равновесия и гармонии не только в природных экосистемах, но
и оказал негативное влияние на состояние и функционирование этнических
экосистем. В этой связи важным социальным заказом современности является
формирование экологической культуры, зиждящейся на сознательной ответственности
личности к окружающей среде, нового экологического мировоззрения, основанного
на понимании важности экологической безопасности и устойчивого развития
окружающей среды.
В
настоящее время наблюдается процесс становления прогрессивного современного
типа экологической культуры – гуманистического, или ноосферного, который
охватывает все подсистемы: экологические, социальные и производственные
отношения, экологическое мышление, экологическую деятельность, экологическое
образование и воспитание. Таким образом, в условиях глобальных преобразований,
характеризующих современный мир, на фоне ухудшения общего состояния окружающей
среды, проблема формирования экологической культуры приобретает особую актуальность.
Экологическая культура, являясь механизмом адаптации социума к окружающей
природной среде, фиксирует особенность современного этапа взаимодействия
человека, общества и природы, когда противоречие между ними достигло небывалой
остроты. Процесс формирования и развития экологической культуры дает импульс
духовно-практической деятельности, направленной на преодоление кризисного
состояния, а в перспективе – на гармонизацию отношений в системе «человек –
природа». В данной связи необходимо переосмысление проблем, возникающих в
результате взаимодействия общества и природы, негативных последствий индустриальной
деятельности.
Понятие «адаптация» является одним из
важнейших в этнической экологии, поскольку отражает динамизм этнической
культуры. Изначально термин «адаптация» заимствован из биологии и общей
экологии, а в этнографических исследованиях стал широко употребляться лишь с
60-х годов прошлого столетия. В широком
смысле под адаптацией человека понимают комплекс приспособительных реакций к
изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Общеизвестно, что все
этнические культуры представляют собой конкретные специфические формы адаптации
к окружающей природно-ландшафтной среде. Особое значение в развитии этнокультуры
играет не только окружающая среда, к которой адаптируется этнос, а путь,
направление, по которому идет развитие этнической общности, ее культуры,
жизнеобеспечения, природопользования в условиях выбора одной из нескольких
доступных возможностей в данной среде обитания. Такой выбор называют
«стратегией адаптации». Стратегия адаптации всегда определяется не только
особенностями среды, но и уровнем технологического развития, культурными ценностями
этнической группы, внешним воздействием и множеством других социальных факторов
(1).
Этнические коллективы, вступая во
взаимодействие с природой, используют ее ресурсы, воздействуют на нее и тем
самым преобразуют ее. Антропогенное воздействие на окружающую среду далеко не
всегда адаптируется к природным закономерностям, что подрывает способность биосферы
к саморегуляции. Все биологические виды, за исключением человека, различными
способами приспосабливают свою жизнедеятельность к окружающей среде, то есть
используют пассивную адаптационную стратегию.
Современный же человек использует разнообразные активные стратегии адаптации,
приспосабливая среду к собственным нуждам и потребностям, что неизбежно ведет к
необратим изменениям в биосфере.
Для преодоления современной кризисной
экологической ситуации, восстановления нарушенного экологического баланса
важным является освоение позитивных практик взаимодействия с окружающей
природой, сформировавшихся за весь период существования человечества.
Традиционный экологический опыт (экологическая культура), являющийся
неотъемлемой частью этнической культуры, в условиях современного общества
обладает значительным потенциалом для гармонизации отношений в системе «этнос –
природа».
Для воссоздания утраченных гармонических
связей в этноэкосистемах в настоящее время целесообразно обращение к
позитивному экологическому опыту, накопленному различными этническими
коллективами. Поскольку каждый этнос в результате длительного проживания во вмещающем
ландшафте наилучшим образом адаптируется к нему. Как отмечает Л.Н. Гумилев,
этнос в момент своего возникновения представляет собой группу сходных особей,
приспособившую определенный ландшафтный регион к своим потребностям и
одновременно приспособившуюся к нему (2). На ранних стадиях развития этнический
коллектив использует, прежде всего, пассивные стратегии адаптации, постепенно
переходя к применению активных адаптивных стратегий. Таким образом, происходило
формирование достаточно устойчивых
систем жизнеобеспечения этнических общностей, отличающихся гармоничной
«вписанностью» в окружающий природный ландшафт.
Необходимым фактором поддержания
достигнутого этноландшафтного равновесия
является традиция. Именно постпредством традиции в межпоколенном
пространстве транслировался позитивный экологический опыт. Следование традиции
выступает гарантом устойчивости и благополучия этносоциума, условием
физического выживания людей, поскольку в традициях аккумулировались знания о
природе, способы и стратегии адаптации к окружающему ландшафту, приемы и навыки
рационального природопользования.
Таким образом, экологическая культура
этносов аккумулирует знания о природе, умение адаптироваться к окружающей
среде, приемы и навыки рационального природопользования, не нарушающие
гомеостаз этноэкосистем. В современных условиях важным средством преодоления
сложившейся кризисной экологической ситуации, восстановления гармонии в
этноэкосистемах является освоение и переосмысление накопленного традиционного
экологического опыта и экологической культуры этносов, выработанных в
результате многовековой адаптации к окружающему ландшафту.
Литература:
1. См.: Козлов В.И. Методологические основы этнической экологии и вопросы ее практического применения. – М., 1999. – С.93-95.
2. См.: Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. – СПб., 2003. – С. 29.