ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРИКЛАДНОЙ
АСПЕКТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АРХИТЕКТОРА
к.п.н. Н.П.Никитина,
ФГАОУ ВПО УрФУ им. первого Президента России Б.Н.Ельцина
Общественно-значимый результат учебной проектной
деятельности – подготовка профессионала — архитектора или профессионала
инженера — архитектора. Продукт деятельности – серия курсовых проектов – направлен на формирование творческого
мировоззрения, развитие композиционных способностей студента, становление его
как творческой личности (Курсовой проект
— учебное задание, выполняемое методом проекта ( на основе исследовательской,
творческой и практико-ориентированной деятельности) на каждом курсе обучения архитектурной специальности).
К числу задач архитектурно-проектной деятельности следует отнести развитие
творческой активности, а также выработку художественного и эстетического
вкуса, графического и макетного мастерства, развитие интеллекта студента,
пространственного мышления и образного воображения [1,2].
Процесс деятельности в течение нескольких
лет обучения совершенствуется под влиянием результата учебной
архитектурной проектной деятельности — курсового проекта. Методика
архитектурного проектирования вскрывает диалектический характер
проектирования, сложную динамику познавательной и творческой деятельности:
учитывает специфику учебной дисциплины проектирования – усложнение заданий на каждый новый курсовой
проект, взаимоотношения педагога и студента и особенности психической
деятельности учащегося как творческой [2]. В обучении неразрывно связаны между
собой три стороны: учебный предмет – его содержание; деятельность педагога –
преподавание; деятельность учащегося – учение. Всякое взаимодействие между ними
можно рассматривать как передачу информации. Обучение проектированию в общем
виде содержит: восприятие, наблюдение и опыт. Восприятие в процессе учения
связано с приемом сообщения, осмыслением, отбором, ассоциированием и
накоплением информации, ее воспроизведением и творческой переработкой. Наблюдение
включает внутренний мыслительный поиск и анализ предполагаемого решения, носит
разведывательный познавательный характер. Опыт, в процессе которого внутренний
поиск сочетается с процедурой проектирования, характерен приобретением навыков
и умений.
Рис. 1. Работа с
макетом студентов 1 курса УрФУ
Предметное
объемно-пространственное моделирование или макетирование в курсовом проекте,
как частный метод архитектурного
проектирования, – важное средство развития
творческой активности в обучении, имеющее преимущества перед графическими
средствами. Мыслительный образ будущего объекта медленнее вырисовывается в
графическое изображение, тогда как при проведении предметной деятельности –
макетирования – это происходит скорее [2,3]. В макете творческий замысел автора
материализуется и сразу получает наглядное выражение, а при графическом проектировании
замысел воспринимается в сопоставлении планов, разрезов, фасадов. Таким образом, курсовой проект, выполняемый в макете отличается
практико-ориентированной — прикладной стороной деятельности — разработкой и исполнением макета (
вычерчиванием развертки, процессом раскроя, креплением макета к основанию
планшета —подмакетника).
Архитектурные макеты делаются из иного
материала, чем натурный объект и, естественно, качественно от него отличаются.
Они отображают пространственные и пластические особенности объекта в
определенном масштабе. И тем самым стимулирует творческую мысль и вызывает новые идеи.
Рис. 2. Работа с макетом студентов 1, 2 курса УрФУ
Именно
в макетировании выполняются курсовые проекты будущими инженерами —
архитекторами — студентами 1 и 2 курса строительного факультета УрФУ [ Рис. 1,
2]. Сущность этого метода – процесс выполнения курсовых проектов (задачи,
которых усложняются по мере их выполнения), основанных на макете. Цель
выполнения курсовых проектов – развитие творческой активности студентов
архитектурной специальности; задача – развитие определенных компонентов
творческой активности на этапе выполнение каждого курсового проекта.
При
выполнении первых 2-х проектов: «Архитектурный макет: основы композиции» и
«Детское игровое пространство», каждая входящая в проектное задание проблема сформулирована педагогом таким
образом, чтобы студент, пусть пока еще в недостаточно осознанной с
профессиональной точки зрения форме, реализовывал профессиональный подход к
осуществлению творческого процесса. В это время происходит накопление
предметно-практического опыта творческих действий, осознание своих решений как действительно важных и
необходимых для самостоятельного проектного поиска.
На этапе выполнения следующих проектов
педагог все еще определяет профессионально необходимую последовательность
действий, обозначает все промежуточные задачи и необходимые условия и средства
их решения, однако и степень свободы, и самостоятельность студентов значительно
выше: студент овладевает средствами и способами самостоятельного определения условий,
в то время, как педагог лишь раскрывает
и обеспечивает связь входящих задач с общей программой проектного поиска.
На следующем
этапе студенты выполняют проекты: «У источника», «Уральское золото: музей под открытым небом» (творческие
работы, связанные с объектным объемным
и пространственно-ландшафтным проектированием, в ходе которых студент должен
создать визуально-выразительную пространственную форму, удовлетворяющую
требованиям функционального зонирования территории) и «Выставочный павильон»
(работа, в процессе выполнения которой необходимо запроектировать внутреннее
пространство, обладающее определенными функциональными качествами). Студенты совершенствуют прикладные
навыки, развивают творческие способности и творческий потенциал, что способствует
формированию продуктивной эвристической деятельности, развивает образное,
конвергентное и дивергентное мышление,
способности восприятия архитектурной формы и архитектурной среды.
На этапе рефлексии выполнения проектов,
оценки их качества, студенты показывают глубокое знание законов, приемов и
средств создания архитектурной
композиции, умелое применение их в работе над курсовым проектом,
раскрывают такие качества профессиональной творческой активности, как творческое воображение и визуальное
мышление; их деятельность носит ритмичный и логичный характер, в работе проявляются
инициатива и креативность, что, в
свою очередь, приводит к высокому качеству технического выполнения курсового
проекта в целом и каждого промежуточного этапа, в частности. А активное участие
в анализе своей проектной работы и в обсуждении проектов студентов группы
подтверждает направленность будущего
инженера — архитектора на творческое самоопределение, анализ формовосприятия, продуктивную творческую деятельность.
Делая макеты из бумаги,
студенты интуитивно открывают конструктивные свойства этого «условного
материала». Бумага, которая до этого использовалась для чертежа, в макете
имитирует конструктивные свойства строительных материалов. В различном
состоянии бумага по-разному воспринимает нагрузку. Таким образом, макетирование
в бумаге развивает не только творческую активность и творческий потенциал,
образное мышление и формовосприятие, но и конструктивное, инженерное мышление.
Этому способствует непосредственная работа над формой в материале.
Макетирование в курсовом учебном проекте преследует следующие
цели: содействует творческому поиску; является геометрически-наглядной
проверкой объемно-пространственного, композиционного построения; служит
предметной иллюстрацией для проверки конечного результата проектирования;
развивает профессиональную творческую активность и творческий потенциал
студента. Таким образом, развитию творческой
активности студентов архитектурных специальностей способствует макетное
проектирование, которое понимается и как практический способ создания макетных моделей, помогающих рассчитать
и проверить элементы сооружения в пространстве, но и как педагогическое средство, объединяющее знания о создании архитектурных объектов и
способы их конструирования в учебной деятельности.
Список
литературы
1.
Бархин,
Б. Г. Методика архитектурного проектирования / Б. Г. Бархин. — М. : Стройиздат
: Книга, 1982. — 244 с.
2.
Иконников,
А. В. Функция, форма, образ в
архитектуре / А. В. Иконников. — М., 1986. — 288 с.
3.
Хан-Магомедов,
С. О. ВХУТЕМАС / С. О. Хан-Магомедов. —
М., 1995. — 406 с.
4.
Чернышев,
О. В. Формальная композиция / О. В.Чернышев. —
М.,1999. — 265 с.
5.
Калмыкова,
Н. В. Макетирование / Н. В. Калмыкова. — М.: Архитектура-С, 2004. — 96 с.