Роль эстетического воспитания в
гармоничном развитии личности
Жекибаева
Б.А., доцент кафедры педагогики
КарГУ
им. Е.А. Букетова
Анализ
научных трудов педагогов и психологов Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н.
Леонтьева, Б.Т. Лихачева, О.В. Лармина, М.Ф. Овсянникова, С.Л. Рубинштейна
показал, что одним из основных вопросов в разработке эстетической теории
является определение роли эстетического воспитания в гармоничном воспитании
личности [1-7].
Так, например, психологи особо выделяют проблему
целостного гармоничного развития личности на базе положительного отношения к
необходимым, требуемым от него действиям. О целостном участии личности в
каких-либо процессах или системах мы можем говорить в следующих случаях, если:
·
важнейшие стороны, качества,
компоненты личности участвуют в этих процессах синхронно;
·
процессы охватывают
участие важнейших компонентов личности достаточно глубоко, что обеспечивает
силу и уравновешенность психических реакций;
·
личность утверждается в
своей целостности, направленности, мотивах и интересах, ценностях и самооценке
в положительном (а не отрицательном) эмоционально-оценочном доминирующем тоне,
подкрепляющем субъективную значимость и объективную эффективность ее действий;
·
интегрирование качеств
личности оптимально способствует решению задач не только непосредственной
жизнедеятельности, но и преобразованию условий решений перспективных задач,
т.е. целостность личности определяется интегративностью, целостностью системы
се психических процессов, а также сознательных ее проявлений как творческих,
положительных.
Исследуя проблему гармонического развития личности,
Л.С. Рубинштейн приходит к выводу о том, что гармоническое развитие личности
многие педагоги понимают как «суммированно-разностороннее - умственное, физическое,
этическое и эстетическое» [7, с. 48]. Применительно к школе такое понимание
совпадает с совокупностью необходимых знаний, умений, навыков учащихся,
полученных в различных учебных циклах и в воспитательной работе. В этом
процессе каждый учитель-предметник имеет дело лишь с частичным проявлением
личности ученика - его познавательной деятельностью, знаниями и незнаниями,
определяемыми установленными формами и оценками. И тогда гармонически развитым
представляется успевающий по всем предметам отличник, чья познавательная деятельность
и общее разностороннее развитие оцениваются положительно.
Однако
«гармоничное развитие, - утверждают вышеназванные психологи, - предполагает,
прежде всего, определенное соотношение компонентов, входящих в структуру
личности, прежде всего гармоническое соотношение между задачами, которые ставит
перед собой субъект, и имеющимися у него внутренними ресурсами для их
достижения. Своего наивысшего
развития устойчивость личности достигает тогда, когда в мотивационной сфере
субъекта выделяются и становятся постоянно доминирующими определенные мотивы
поведения. Это создает направленность личности, ее структуру и единство и
позволяет человеку эмансипироваться от случайных внешних влияний, делает его
относительно независимым (автономным),
обеспечивает его целеустремленность и активность» [7, с. 59]. То общее
качество личности, которое характеризуется способностью преобразовывать и среду
и себя, действовать активно, можно условно считать общей творческой активностью
личности, отличающейся независимостью, самостоятельностью суждений и действий,
устойчивой направленностью мотивационной сферы.
Рассматривая искусство как особый фактор формирования
личности, психологи отмечают его влияние на всю целостность личности, на личностный
опыт, мотивационную сферу. Л.С. Выготский говорил о так называемом «катарсисе»,
наступающем в процессе общения человека с искусством, отмечая «это сложное
превращение чувств», их просветление, «их разряд», как имеющие значение для
(всей личности в целом и ее будущего социального поведения. Он писал:
«...искусство вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные
стороны нашего существа», искусство есть «организация нашего поведения на
будущее» [2, с. 218].
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что
принципиальное различие участия личности в познавательном процессе и в процессе
восприятия художественного произведения заключается в том, что в первый вовлечены
лишь некоторые интересы и потребности личности, частично ее задатки, опыт,
эмоции. Во втором процессе личность участвует всей своей целостной структурой,
и такое сочетание максимально соответствует сущности, общему направлению,
содержанию, целям учебно-познавательного и воспитательного процесса как
процесса, обращенного к личности учащегося,
Таким образом, эстетическое воспитание выполняет ряд
важнейших функций в воспитания личности: оно развивает чувство прекрасного с
помощью искусства, способствует формированию гуманистического мировоззрения и
глубоких нравственных убеждений, формирует духовные потребности и интересы
развивающейся личности, а также способствует формированию способностей
школьников, психических функций, практических умений и навыков, содействуя их гармоничному
развитию.
Список использованной литературы:
1. Божович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред.
Д.И. Фельдштейна. – М., 1995. – 328 с.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. М. – 1968. – 467
с.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М. – 1959. - 379 с.
4. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания
школьников. - М.: Просвещение, 1985. – 281 с.
5. Лармин О.В. Эстетическое развитие и воспитание молодежи.
– М., 1978. – 261 с..
6. Овсянников М.Ф. История эстетических учений. – М.,
1977. – 201 с.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. – Т.
1. - М., 2000. – 350 с.