Дагестанский государственный педагогический
университет, Россия
Воспитательный потенциал произведений изобразительного искусства
Искусство как средство познания, отображения и преобразования действительности является важным фактором эмоционально-эстетического воздействия, формирования аналитического и образного мышления, художественного воображения. По свидетельству Б. Т. Лихачева, в качестве основного и наиболее эффективного средства эстетического воспитания, формирования мировоззрения личности в процессе приобщения к изобразительному творчеству является анализ художественного произведения, предполагающий соблюдение следующих условий: изучение факторов биографии художника, повлиявших на выбор сюжета, выявление общественной значимости его произведений, раскрывающих привлекательные для подражания гражданственные позиции автора; формирование представления о поэтизации образа; в процессе анализа идейной направленности произведения, формирование личностного эмоционально-эстетического отношения как к художественному образу, так и явлениям действительности и др. [3. – С. 87].
Известно, что первичное восприятие произведения искусства нередко остается поверхностным, тогда как художественный образ, умело раскрытый педагогом, может оказать необычайно сильное воздействие, вызывая различные чувства, оказывая влияние на поступки и ценностные ориентации личности.
Так, например, анализируя особенности картины «Чаепитие в Мытищах» (1862 г.), учащиеся обычно ограничиваются описанием персонажей, бытовых предметов и их положения в пространстве. Вместе с тем, идейное содержание живописного произведения В. Перова, организатора и активного участника Товарищества передвижных выставок, многогранно и не однозначно. Особого внимания заслуживает неприметный, но ключевой персонаж – мальчик на переднем плане картины: затаенное напряжение, готовое «спружинить» с разрушительно-мстительной силой сконцентрировано в нескладной фигурке. Обращаясь к дате (вторая половина XIX в.), известному периоду «брожения умов» в обществе, следует глубже раскрыть творческий замысел автора: не ограничиваясь повествовательным воспроизведением бытового сюжета, художник позволяет зрителю домыслить последствия социального неравенства. Новое, набравшееся сил поколение, призовет к ответу холеное сословие за отцов–героев, оказавшихся в униженном положении, несмотря на все заслуги перед Отечеством (о чем свидетельствуют награды на ветхой шинели инвалида).
Первичное восприятие «Владимирки» (1892 г.) И. Левитана не вызывает яркого эмоционального отклика – блёклые, не характерные для живописи мастера цветовые сочетания, открытый горизонт невыразительного пейзажа, нависшее небо, угадывающийся силуэт путника. Вместе с тем произведение проникнуто глубоко прочувствованным автором трагическим содержанием: известно, что «Владимиркой» именовали дорогу, по которой гнали ссыльных на каторгу. После эмоционального рассказа педагога особое звучание в восприятии учащихся приобретают побитая кандалами тропа, одинокий (возвращающийся) странник, остановившийся у придорожного креста, композиционно-колористическое решение унылого пейзажа, разделенного линией горизонта на «До» и «После».
Истинное творчество всегда несет в себе социальные, политические, идейные, нравственные, эстетические ценности, соответствующие духу времени. Авторы выдающихся художественных полотен не ограничиваются обыкновенным повествовательным воспроизведением объектов, объединенных в живописную или графическую композицию. В любом произведении отражаются знаменательные исторические события, гражданская позиция, социальный опыт, мировоззрение автора, выраженные в ярких художественных образах.
В картине «Корабельная роща» (1898), как и в других эпических пейзажах И. Шишкина, воплощен художественно обобщенный образ Родной Земли: «раздвигающее» прямоугольные рамки композиционное решение создает впечатление необыкновенной высоты величественных сосен, являющихся выразительной аллегорией ключевого периода отечественной истории, - державной мощи государства российского, окрепшего с возникновением флота Петра.
Ученые-педагоги, искусствоведы - исследователи творчества художников подчеркивают значимость биографического фактора. Так, силу чувств, глубину творческого замысла в картине «Неутешное горе» (1884), можно прочувствовать глубже, если знать, что живописное произведение отображает самое трагическое событие в жизни художника – смерть сына. Монументальный портрет жены является мучительно проникновенным олицетворением безысходного «Горя» как самого И. Крамского, так и его соотечественников, получающих трагические вести из очередных военных кампаний.
В определенном смысле автобиаграфичной является известная картина дагестанского художника Халил-Бека Мусаясула «Возвращение», в которой воплотились ностальгические фантазии автора, навсегда эмигрировавшего из Советской России. Примечательно, что композиционная трактовка сюжета служит свидетельством традиционных особенностей этикетных норм общения горцев Дагестана: на дальнем плане изображены молодые люди, очевидно выезжавшие на встречу долгожданному гостю; немного ближе – пожилая женщина (мать), которую непременно следует приветствовать первой; взволнованная горянка, прильнувшая к плечу горца – близкая родственница, скорее всего сестра. Взгляды всех присутствующих устремлены на центральный персонаж - молодую женщину, соблюдающую определенную дистанцию, сдержанно протягивающую для встречного приветствия руку, прикрытую широким рукавом нарядного платья [2].
Сравнение композиционно-образного решения портрета дагестанской певицы Патимат Нуцаловой, с известными портретами М. Н. Ермоловой В. Серова и «Джокондой» великого Леонардо свидетельствует о том, что творчество М.–А. Джемала, возглавившего ведущие тенденции изобразительного искусства Дагестана, формировалось под воздействием традиций русского реалистического искусства, развивалось как неотъемлемая часть мировой культуры, постепенно вырабатывая собственные художественные традиции [1. – С.67].
Таким образом, творческий анализ идейно-смыслового содержания живописных произведений способствует не только приобщению к изобразительному наследию мастеров прошлого и современности, но и реализует воспитательный потенциал произведений искусства, оказывающих значительное влияние на формирование мировоззрения, нравственно-эстетических, ценностных ориентаций личности.
Литература:
1. Дамаданова С. Р. Профессиональное изобразительное искусство Дагестана в художественно-эстетическом образовании молодежи // Журнал «Искусство и образование», №1. – М. , 2005.
2. Исхаков И. К. Эстетическое воспитание школьников посредством приобщения к творчеству Х. –Б. Мусаясула. Автореферат канд. диссертации. – Махачкала, 2005.
3. Лихачев Б. Т. Законы воспитания и их обусловленность законами общественного развития // Советская педагогика. - М., 1981, № 3.
Заявка
Полное название статьи |
Воспитательный потенциал произведений изобразительного
искусства |
Фио автора, должность, ученая степень и звание |
Дамаданова
Саидат Рамазановна – зам. декана по науке, канд. пед. наук, доцент, профессор РАЕ |
Название организации, где выполнена работа |
Художественно-графический
факультет Даггоспедуниверситета |
Контактный
телефон с кодом города |
Тел. дом.: 8(8722)631890;
mob.: 89280466458 |
Полный
почтовый адрес |
367029, г.
Махачкала, пр. Шамиля, 19, кв. 2 |
E-mail |
Dama.S@mail.ru |