Лукьяненко К.А.
Восточноукраинский национальный
университет (г. Луганск)
ПРЕДПОСЫЛКИ К ИССЛЕДОВАНИЮ
ГИПЕРРЕЛИГИОЗНОСТИ
Религиозный опыт как основа
религиозных верований исследовался многими представителями различных школ. В
структуре изучения феномена веры религиозный опыт относится к специфическому
восприятию божественного или предельного, а также может применяться к любой
форме опыта, свидетельствующего о предельной
реальности и о божественном.
Основанием всякой религиозной веры является личный религиозный опыт человека, а источником – пережитое в этом опыте Откровение [1, 38].
Сразу следует уточнить, что религиозный
опыт может быть присущ не всем проявлениям религиозности. Так как в
человеческом пространстве верований существуют явления, где аксиомы духовно-здорового,
сущего и подлинного религиозного опыта утрачены или прямо отвергнуты (сатанизм,
сектанство, гностицизм, экуменизм). Не все так называемые “религиозные”
состояния имеют духовный вес и смысл.
Американский психолог Г. Оллпорт
выражал мнение о неоднородности религиозных чувств у разных людей. У кое-кого
они фрагментарные, поверхностные, у других – глубокие и всепроникающие, вплетенные в саму жизненную ткань. Содержание и
функционирование религиозного чувства, замечал психолог, зависят от внешней и
внутренней религиозности. Внешняя религиозность
не касается глубинного фундамента личности, она может использоваться для
повышения статуса, для поддержки уверенности в себе, для увеличения прибыли. Внутренняя – глубоко интериоризированная и является базовым, интегральным мотивом деятельности
человека. Г. Оллпорт отмечал, что если внешняя религиозность может нарушить
психическое здоровье, то внутренняя, напротив, поддерживает его [2, 206].
Религиозность характеризуется не только
качественно, но и количественно, как в статике, так и динамике. Под степенью
религиозности понимается определенный уровень интенсивности религиозных свойств
(признаков) верующего и группы верующих. В психологии религии выделяют
следующие типы религиозных и нерелигиозных индивидов в зависимости от характера
и места религиозной ориентации в ряду их ценностной ориентации или ее
отсутствия: 1) религиозные с доминантной религиозной ориентацией; 2)
религиозные с подчиненной религиозной ориентацией; 3) колеблющиеся с
неустойчивой религиозной ориентацией; 4) индифферентные не обнаруживающие
какой-либо ориентации; 5) атеисты.
Современные подходы в исследовании и
обозначении многих культурных феноменов используют слова и смыслы несущие лишь
внешнюю, поверхностную, цивилизационную нагрузку исследуемого явления.
Зачастую, внутренняя сторона явления отбрасывается за невидимостью а,
следовательно, за ненадобностью (напр. проблема существования души). Одним из
важнейших вопросов в исследовании религиозности является вопрос о том, как можно
определить количественно религиозную веру, выявить ее качественные
характеристики, структурные свойства и глубину у верующего или религиозно
позиционирующего себя человека.
Для решения такого
вопроса нам необходимо понимать человека как центр, как узел пространства
цивилизации и культуры, который являет нам человека как единство внешнего и
внутреннего. Также необходимо различать в человеке дух, душу и тело. В силу
этого и в религиозном опыте должен обнаружиться этот тройной состав:
внутреннейшей “силы”, психической “среды” и внешней включенности в вещественный
мир. И если человеку дано быть на земле “субъектом” и “личностью”, то и
религиозный опыт должен обладать всеми условностями и опасностями “субъективизма”
и всей свободой и ответственностью личного начала [1, 42].
И. Ильин писал: “исследовать
сущность и строение религиозного опыта, значит вскрыть основные условия, формы
и законы подлинной религиозности, но это значит также коснуться целого ряда
религиеобразных уклонений и соблазнов” [1, 53]. Именно поэтому, для выявления
различных уровней и типов религиозности от человека воцерковляющегося до
святого либо религиозного фанатика, нам необходимо: 1) учитывать фактор
субъективности религиозного опыта; 2) понимать и различать автономную (личную)
религиозность от гетерономной (мнимо-личной); 3) ввести определение
религиозности для человека поглощенного цивилизационным пространством
(обмирщенного), человека воцерковляющегося – стоящего на перепутии двух
пространств (с неопределенной доминантой, тяготеющего к культурному, но
колеблющемуся) и человека обособленного культурным пространством. Исходя из
такой необходимой обусловленности определения религиозности человека мы вводим
понятия: соматической, психической и пневматической.
Соматическая религиозность – религиозность преимущественно телесных людей,
которые не только склонны игнорировать душу и дух, сводя “все” к мозгу,
желудку, нервам и т.д., но и питают некую затаенную вражду к своему нетелесному
составу. Соматический человек не приемлет своей духовности [1, 432].
Психическая религиозность – пограничная религиозность, когда тело вовлекает
человеческую душу в нерадение по отношению к духу, приучая ее ориентироваться
не вверх, а вниз, и незаметно превращая ее в свое хитрое, изворотливое и лживое
орудие; душа становится служанкой телесных похотей и вступает в борьбу с духом.
Однако, пока жив человек, душа слабо, но сопротивляется и телу. Греховное
состояние нарастает и вызывает стыд, горе, отвращение, жажду покаяния и
очищения: начинается борьба. А так как “отложить” плоть невозможно (в силу
Богом данных законов земного естества), а перестроить душу в высшей степени
трудно, то эта борьба заканчивается или открытым подчинением телу, или
прикровенными уступками (падениями), или же, третий исход, она принимает
радикальные, героические формы (вплоть до механического изуродования плоти:
оскопление, бичевание) [1, 433].
Пневматическая религиозность – является предельно возможным уровнем (глубиной или
высотой) чистой веры человека как существа телесно-душевно-духовного, в
иерархической структуре которого все подчинено духу, духовному началу (1Кор.15:43-46).
Предельной формой в структуре данной религиозности, есть религиозность
параклетическая – христианская. Такая религиозность является результатом
аскетических подвигов, отсечения помыслов, стяжания Святого Духа (Серафим
Саровский). Вследствие нисхождения Святого Духа на человека, последний
достигает уровня святости, в основе которой лежит кротость и смирение как
необходимые условия на пути к теозису (обожению).
Каждая обозначенная
нами религиозность предполагает наличие нескольких определенных видов, форм и переходов
религиозности. Исходя из предпосылок 3-х пространств (цивилизационного,
культурного и пограничного, либо переходного) это упрощает нам задачу обнаружения
возможных форм гиперрелигиозности и дает возможность построения типологии
гиперрелигиозности.
Без такого подхода
было бы невозможно изучение феномена гиперрелигиозности, ибо мы неизбежно пришли
к тому, что религиозный фанатизм, больная религиозность, религиозные суррогаты
и религиозность святых, мучеников, блаженных и все остальные максимально
возможные проявления религиозности (как внешней, так и внутренней) стали бы в
один ряд. Исходя из феноменологического подхода в изучении феномена религиозности,
гиперрелигиозность имеет своей основой квазирелигиозность, что является явным
несоответствием религиозности святых.
В силу этого гиперрелигиозность,
возникающая в плоскости цивилизационной и цивилизационно-переходной – является
формой микширования, дополнения, комплиментации квазирелигиозности через
активизацию и экстенсификацию духовных качеств внутреннего и внешнего человека.
Литература
1. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта.
В двух т. ТОО Рарогъ. – М., 1993. – 448 с.
2. Предко О. І. Психологія релігії. Академвидав. – К., 2008. – 344 с.