Кусаинова Гульнара Саменовна.

Результаты контент-анализа публикаций Службы новостей Форума 18 о религиозной ситуации в Казахстане за 2008-2010 годы.

На содержание межконфессиональных отношений, по мнению А.Г.Косиченко, определенное влияние оказывает тот факт, что «духовные центры всех конфессий и деноминаций находятся вне Казахстана, что делает Казахстан открытым религиозному воздействию из-за рубежа» [1].

Данный факт способствует тому, что активизируется деятельность этих зарубежных центров – образовательная, информационная, миссионерская, благотворительная. В рамках нашего исследования нас интересует активизирующаяся информационная деятельность западных СМИ.

Для анализа исследованных нами материалов СМИ мы использовали метод контент-анализа, предложенный американскими учеными Дж.Б.Мангеймом и Р.К.Ричем [2]. По мнению известного российского ученого-политолога А.К.Соловьева, «контент-анализ как метод систематической числовой обработки, оценки и интерпретации формы и содержания какого-либо источника информации открывает безграничные возможности для изучения политики на всех уровнях. Особенно важен он для анализа средств массовой информации, где искусство читать между строк имеет пока еще огромное значение» [2, 15].

Первый шаг в контент-анализе состоит в определении той совокупности сообщений, которую мы будем исследовать. Мы определили искомую совокупность как все англоязычные интернет-публикации о религиозной ситуации в Республике Казахстан в период с 2006 по 2010 годы на сайте Службы новостей Форума 18. Совокупность сообщений, подлежащих изучению, определяется с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение. К этим критериям относятся: тип сообщений (газетные публикации, дипломатические ноты, романы и т.д.), продуцент сообщений, стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель или получатель, или они оба), место распространения, частота появления, минимальный объем или длина, способ распространения и время появления сообщений. При необходимости могут быть использованы и другие критерии. Первоочередная задача при подготовке к контент-анализу состоит в том, чтобы выбрать среди этих критериев те, которые имеют наиболее непосредственное отношение к конкретному исследовательскому вопросу. 

В 2008 году веб-сайт Службы новостей Форума 18 опубликовал 30 статей о религиозной жизни в республике Казахстан. Продуценты сообщения – Felix Corley и Mushfig Bayram. Частота появления сообщений – апрель, май, июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Тип сообщения – интернет-публикация. Стороны, участвующие в процессе коммуникации – отправитель и  получатель. Место распространения сообщения – Осло, Норвегия.

Общее количество – 30. Темы сообщений – критика законопроекта о внесении изменений и дополнений в закон о религиях; использование властями СМИ для поддержания нетерпимости по отношению к неугодным властям религиозным общинам; Баптисты не прошедшие государственную регистрацию наказаны за собрания; Закон о религиях, ограничивающий права человека, прошел через нижнюю палату Парламента – Мажилис. Вскоре закон предстанет перед Сенатом, а затем перед Президентом; Штрафы и заключение в тюрьму баптистов за незаконную деятельность; Кришнаиты перед лицом судебного слушания по поводу сноса зданий и храма Кришнаитов; дело баптиста А.Блока за незарегистрированную проповедь; Поправки к Закону о религиях; отказ в восьмой попытке регистрации церкви Свидетелей Йеговых за последние 7 лет; откладывание слушания дела по снесению храма Кришнаитов Карасайским районным судом в Алматы и отъем земли у кришнаитов; Правозащитники республики, а также лютеране, Кришнаиты, баптисты и мусульмане-ахмадийцы выражают свою обеспокоенность по поводу ужесточения Сенатом РК законопроекта о внесении изменений и дополнений в закон о религиях.

В 2008 году Служба новостей Форума 18 опубликовала 30 работ о конфессиях Казахстана и их проблемах в республике. Частота появления названий конфессий, определенная методом контент-анализа, представлена следующими цифрами:

 

 

Конфессия

Частота появления в тексте

(единица анализа – слово)

1

Кришнаиты

14

2

Баптисты

26

3

Свидетели Иеговы

12

4

Пресвитерианская церковь «Благодать»

2

5

Протестанты

13

6

Мусульмане (Ахмадийцы)

7

7

Католики

2

8

Русское православие

3

9

Иудеи

0

10

Буддисты

0

11

Лютеране

2

 

Частота появления в текстах КНБ – 15.

 

 

 

В 2009 году веб-сайт Службы новостей Форума 18 опубликовал 20 статей о религиозной жизни в республике Казахстан. Продуценты сообщения – Felix Corley, Mushfig Bayram и John Kinahan. Частота появления сообщений – январь, февраль, март, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, декабрь. Тип сообщения – интернет-публикация. Стороны, участвующие в процессе коммуникации – отправитель и  получатель. Место распространения сообщения – Осло, Норвегия.

Общее количество – 20. Темы сообщений – официальная критика ОБСЕ проекта к «Закону о Поправках и Дополнениях к некоторым законопроектам по вопросу о Свободе вероисповедования и Религиозных ассоциациях» законопроекта по внесению изменений в закон о религиях; отсылка президентом Казахстана Н. Назарбаевым данного законопроекта на рассмотрение Конституционного Совета Республики Казахстан; незаслуженная и предвзятая критика протестантов (адвентистов 7 дня, баптистов и пятидесятников), а также мусульман-ахмадийцев, представителей коммуны Харе Кришна и Свидетелей Иеговых местными СМИ; преследование, штрафы и конфискация имущества баптистов за незаконные проповеди; гонения на миссионера Церкви  Объединения Мунитов Елизавету Дреничеву; задержание кришнаитов в Алматы за раздачу религиозной литературы; задержание полицейскими членов Церкви Грейс в Павлодаре; запрет властями въезда главы Кришнаитов Seane Hobgood (религиозное имя Govinda Swami) в Казахстан; предостережения персоналу the Kazakh Air Force о «религиозном экстремизме» и «нетрадиционных религиозных группах в КЗ»; закрытие центра для алкоголиков и наркоманов, спонсируемого христианской религиозной организацией; Административный Кодекс Республики Казахстан, ограничивающий свободу вероисповедания, представлен Парламенту РК; предупреждение учительнице средней школы о неуместности ношения хиджаба в образовательном учреждении.

Служба новостей Форума 18 в канун председательствования Республики Казахстан в ОБСЕ представила аналитический обзор по свободе вероисповедания в республике, на котором стоит остановиться боле подробно. В 2009 году  в преддверии председательствования Республики Казахстан в Организации Безопасности и Сотрудничества в Европе Форум 18 отмечает продолжающиеся нарушения прав человека в Казахстане.  Этой теме посвящена статья от 23 сентября 2009 года. Заголовок – Казахстан: Обзор по религиозной свободе (KAZAKHSTAN: Religious freedom survey). Время появления сообщения – 23 сентября 2009 года. Продуценты сообщения –  Mushfig Bayram и John Kinahan.

Серьезные нарушения, о которых докладывают корреспонденты  Форума 18 в информационном обзоре, включают в себя такие положения, как: ограничение религиозной свободы должностными лицами, начиная от президента Нурсултана Назарбаева до местных чиновников; цензура на литературу; поддерживаемое государством поощрение религиозной нетерпимости; правовые ограничения на свободу религии или убеждений; рейды, допросы, угрозы и штрафы деятельности как зарегистрированных, так и незарегистрированных религиозных общин и отдельных лиц; несправедливые судебные разбирательства; тюремное заключение нескольких верующих; ограничение социально-благотворительной деятельности религиозных общин; полицейский надзор и контроль Комитетом Национальной Безопасности религиозных общин, а также попытки лишить религиозные общины их имущества. Наряду с этими нарушениями продолжаются нарушения других основных прав человека, таких, как свобода выражения мнений и свобода ассоциаций.

В 2009 году Служба новостей Форума 18 опубликовала 20 работ о конфессиях Казахстана и их проблемах в республике. Частота появления названий конфессий, определенная методом контент-анализа, представлена следующими цифрами:

 

Конфессия

Частота появления в тексте

(единица анализа – слово)

1

Кришнаиты

5

2

Баптисты

20

3

Свидетели Иеговы

3

4

Пресвитерианская церковь «Благодать»

1

5

Протестанты

5

6

Мусульмане (Ахмадийцы)

5

7

Католики

1

8

Русское православие

0

9

Иудеи

0

10

Буддисты

0

11

Лютеране

0

 

Частота появления в текстах КНБ – 10.

 

В 2010 году веб-сайт Службы новостей Форума 18 опубликовал 12 статей о религиозной жизни в Республике Казахстан. Продуценты сообщения – Felix Corley и Mushfig Bayram. Частота появления сообщений – февраль, март, июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь. Тип сообщения – интернет-публикация. Стороны, участвующие в процессе коммуникации – отправитель и  получатель. Место распространения сообщения – Осло, Норвегия.

Общее количество – 12. Темы сообщений – политически некорректный язык по отношению к некоторым религиозным общинам Казахстана в школьном учебнике «Введение в религиоведение»; опасения, выражаемые представителями нетрадиционных конфессий, по поводу возможного ужесточения закона о религии; новые визовые правила для миссионеров; проблемы с открытием этнических мечетей.

В июне 2010 года постоянные корреспонденты Службы новостей Форума 18 по Казахстану Мушфиг Байрам и Феликс Корли пишут о том, что использование в школьном учебнике политически некорректного языка по отношению к некоторым религиозным общинам Казахстана является культивированием у подрастающего поколения религиозной нетерпимости. 

ЗаголовокKAZAKHSTAN: Textbook "propagandises intolerance, so it should be banned for use in schools". Время появления сообщения – 18 июня 2010 года. Продуценты сообщения –  Mushfig Bayram и Felix Corley.

Защитники по правам человека и религиозные общины по-прежнему крайне обеспокоены тем, что в школьных учебниках по религиоведению используется «агрессивный и даже оскорбительный» язык по отношению к некоторым религиозным общинам Казахстана. Среди выразивших озабоченность по этому вопросу «Форуму 18» являются мусульмане-ахмадийцы, протестанты, кришнаиты, Свидетели Иеговы и Ассоциация религиозных общин Казахстана. По мнению ведущего автора учебника, сенатора Гарифолла Есима, «в учебниках не сказано ничего плохого ни об одной из официально зарегистрированных религиозных групп». Между тем, - утверждает Форум 18, - «учебник «Введение в религиоведение» подвергся большой критике, а один казахстанский эксперт прямо заявил, что «книга пропагандирует нетерпимость, поэтому она должна быть запрещена в школах».

Сенатор Г.Есим также сообщил «Форуму 18», что он и его коллеги-законодатели работают над законопроектом, который, как и предыдущий, строго ограничивает свободу религий и убеждений.

ЗаголовокKAZAKHSTAN: Ruling party's "ideological preparation" for harsh new Religion Law? Время появления сообщения – 30 сентября 2010 года. Продуцент сообщения – Felix Corley.

Правящая партия «Нур Отан» выступает против «нетрадиционных» религий и призывает ужесточить законы о религии. Так, во внутреннем докладе партии «Нур Отан» за июнь месяц  содержатся положения, направленные против «нетрадиционных» конфессий, таких как Исламское движение «Таблиги Джамаат», Свидетели Иеговы, протестантские церкви «Новая жизнь» и «Благодать». По мнению официальных лиц, деятельность таких групп финансируется «западными спецслужбами». В докладе говорится, что десятки тысяч людей в Казахстан являются членами таких групп и соответственно «нуждаются в помощи». Но представитель партии «Нур Отан» заявил Форуму 18, что раздел о религии представляет мнения только одного исследователя, который к тому времени уже был уволен.  

ЗаголовокKAZAKHSTAN: Government "trying to force all foreign religious believers out of the country"? Время появления сообщения – 1 октября 2010 года. Продуцент сообщения – Mushfig Bayram.

Новые визовые правила, вступившие в силу в марте 2010 вызвали немалые проблемы для религиозных общин, практикующих приглашения иностранных граждан для религиозной деятельности, сообщает «Форум 18». Новая «миссионерская виза» действует не более 180 дней и не возобновляется. По мнению раввина Е. Коэна, представляющего еврейский центр Республики Казахстан «Хабад Любавич» вряд ли кто сочтет целесообразным тратить большие деньги для пребывания в стране на столь короткий срок, как 6 месяцев. «Для нас будет очень трудным открывать новые синагоги, так как синагоги возглавляются приглашенными раввинами». Е. Коэн считает, что он и его коллеги не являются «миссионерами» в республике Казахстан, и что они находятся в Казахстане «в первую очередь для того, чтобы служить евреям». Католический священник, не получивший визу на 2 месяца, провел целую неделю с визитами в Министерство иностранных дел, прежде чему ему удалось, наконец, получить деловую визу, - сообщает Форум 18. Меньше повезло двум мусульманским имамам-ахмадийцам, которым пришлось покинуть страну, после того, как им было отказано в выдаче виз. Казахстан «пытается выдворить всех верующих иностранцев из страны», - заявил Форуму 18 некий ахмадиец. Правительственный Комитет по религиозным отношениям полагает, что «нет никаких проблем с выдачей миссионерских виз. Не надо придумывать такие случаи».

Заголовок – KAZAKHSTAN: "Mosques cannot be independent". Время появления сообщения – 14 октября 2010 года. Продуцент сообщения – Mushfig Bayram.

«Казахстан оказывает давление на независимые мусульманские общины, принуждая их присоединиться к поддерживаемому государством центру мусульман», - сообщает Форум 18. Асылхан Нурмагамбетов из государственного комитета по делам религий заявил, что «мечети не могут быть независимыми. Любая религиозная организация по признаку принадлежности к определенной конфессии должна быть подчинена одному религиозному центру. Мечети также должны следовать этому правилу». Официальное Духовное управление мусульман заявило, что независимые мечети «будет порождать террористов». Однако чиновники не смогли объяснить, согласно какому закону мечетям требуется присоединиться к поддерживаемому государством центру мусульман. Одним из примеров давления на мечети с принуждением присоединиться к центру является случай, когда пять мечетей в Карагандинской области в течение двух лет пребывали под давлением сразу нескольких  государственных органов. Среди них – правоохранительные органы, региональные налоговые органы, служба МЧС, санитарно-эпидемиологическая служба, департамент архитектуры, прокуратура и земельный комитет. Среди условий, наложенных на мечети, с требованием присоединятся к центру, было условие передачи одной трети своего дохода и одного имама в распоряжение центра. При этом было отмечено, что «мечети в сельской местности Казахстана более не смогут быть независимыми». Имамы этих пять мечетей заявляют о своем нежелании присоединиться к поддерживаемому государством центру мусульман, несмотря на давление со стороны официальных органов.

Заголовок – KAZAKHSTAN: Ethnic-based mosques "cannot be opened" Время появления сообщения – 04 ноября 2010. Продуцент сообщения – Mushfig Bayram

Суннитские и шиитские мусульмане из числа этнических меньшинств Казахстана сообщили Службе новостей Форума 18, что столкнулись с большими трудностями в отношениях с государством и поддерживаемым государством центром мусульман в вопросе по открытию этнических мечетей. Религиозная деятельность зарегистрированных исламских молитвенных домов подлежит ограничению со стороны государства или поддерживаемого государством центра мусульман. Таков, например, запрет на проведение пятничных молитв. Мусульмане часто крайне неохотно обсуждают вопрос, почему национальные меньшинства не могут вести собственную религиозную деятельность, включая слушание проповедей на своих родных языках. Те люди, которые все-таки комментируют этот вопрос, часто просят не указывать их имена. Должностные лица также в основном отказываются обсуждать этот вопрос, настаивая на том, что такие мечети «нельзя открывать». Независимый эксперт по исламу в Казахстане, попросивший не указывать его имени, сообщил Форуму 18, что государство хочет «сохранить монополию поддерживаемого государством центра мусульман по управлению мечетями». Назначение имамами из представителей казахской национальности и решение сделать казахский язык приоритетным в мечетях может быть частью более широкой политики сделать казахскую нацию доминирующей, - предположил эксперт.

В 2010 году Служба новостей Форума 18 опубликовала 12 работ о конфессиях Казахстана и их проблемах в республике. Частота появления названий конфессий, определенная методом контент-анализа, представлена следующими цифрами:

 

Конфессия

Частота появления в тексте

(единица анализа – слово)

1

Кришнаиты

1

2

Баптисты

12

3

Свидетели Иеговы

2

4

Пресвитерианская церковь «Благодать»

1

5

Протестанты

4

6

Мусульмане (Таблиги Джамаат, Ахмадийцы)

15

7

Католики

1

8

Русское православие

0

9

Иудеи

2

10

Буддисты

0

11

Лютеране

0

 

Частота появления в текстах КНБ – 0.

 

 

 

В контент-аналитическом исследовании единица анализа является просто отдельным элементом или признаком того сообщения, которое мы исследуем, обсчитываем или оцениваем. Простейшим элементом сообщения является слово, и оно может быть использовано наиболее непосредственным образом.

Единицей анализа мы выбрали ключевые слова Hare Krishna (кришнаиты), Baptists (баптисты), The Jehovah's Witness community (община Свидетелей Иеговых), Protestants (протестанты), Muslims (Ahmadi, Tabligh Jama'at), мусульмане (Ахмадийцы, Таблиги Джамаат), Judaists (иудеи), Buddhists (буддисты), Lutherans (лютеране), Catholics (католики), Russian Orthodox (русское православие), название некоторых церквей и аббревиатуру KNB (Комитет Национальной Безопасности).

Результаты структурного контент-анализа по интернет-публикациям Службы новостей Форума 18 о религиозной ситуации в Республике Казахстан выглядят следующим образом:

Динамика частоты появления сообщений следующая: в 2006, 2007 и 2008 годах интернет-публикации на Службе новостей Форума 18 о религиозных организациях в Казахстане, их взаимоотношениях с властью была регулярной, публикации за эти 3 года выходили строго с определенным интервалом. Частота появления сообщений – 7 месяцев. Время появления сообщений – апрель, май, июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2006, 2007, 2008 годы. Продуцентами сообщений в течение этих трех лет были одни и те же журналисты – Феликс Корли (Felix Corley), Джон Кинахан (John Kinahan) и Игорь Ротар (Igor Rotar). Стороны, участвующие в процессе коммуникации – отправитель и  получатель. Место распространения сообщения – Осло, Норвегия.

Количество публикаций составило: за 2006 год – 22, за 2007 год – 21, за 2008 год – 30 статей. Всего 73 работы.

В 2009 частота появления сообщений составляет 9 месяцев. Время появления сообщений – январь, февраль, март, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, декабрь 2009. Количество публикаций за 2009 год составило 20 статей.

В 2009 году происходит изменение в составе продуцентов – Джон Кинахан (John Kinahan) и Игорь Ротар (Igor Rotar) выбывают из списка постоянных корреспондентов Форума 18, и появляется новый продуцент Мушфиг Байрам (Mushfig Bayram). В 2009 и 2010 годах постоянными продуцентами являются Феликс Корли (Felix Corley) и Mushfig Bayram.

В 2010 частота появления сообщений составляет 6 месяцев. Время появления сообщений – февраль, март, июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь 2010. Количество публикаций за 2010 год составило 12 статей. Постоянные продуценты – Felix Corley и Мушфиг Байрам (Mushfig Bayram).

Количество публикаций составило: за 2009 год – 20, за 2010 год – 12статей. Всего 32 работы. Общее количество публикаций, посвященных Казахстанской религиозной жизни составило 105.

Используя одну из методик контент-анализа мы проанализировали публикации, посвященные освещению религиозной обстановки в Казахстане в исследуемом СМИ, по следующей классификации:

1.     Публикации с эмоционально негативным отражением, где эмоциональность высказываний проявляется через усиление  и личностный характер высказывания.

2.     Публикации с рационально негативным отражением. Для отражения рационально негативного типа характерно, что личная позиция автора не видна, а политический конфликт рассматривается лишь в качестве борьбы за властный ресурс, без ярко выраженного эмоционального противостояния личностей и идей.

3.      Публикации с нейтральным отражением. В нейтральных текстах сообщаются факты, свободные от комментария и отражающие спокойные эволюционные изменения в политической жизни.

4.     Публикации с рационально позитивным отражением. Рациональная аргументация текста подкреплена статистическими данными, «магия цифр» используется авторами в полной мере. В материале отражено позитивное взаимодействие акторов процесса, а также дается благоприятный прогноз развития ситуации, страны и т.д., что должно вызывать положительную реакцию у каждой «души населения».

5.     Публикации с эмоционально позитивным отражением. В них автор подчеркивает свое эмоциональное отношение к излагаемому, давая характеристику личностям, используя в тексте слова эмоционально-оценочного характера.

Объем проанализированного нами материала в этой части исследовательской работы, что составило 105 публикаций на английском языке на сайте Службы новостей Форума 18 о религиозной жизни в Казахстане с 01 марта 2006 года по 04 ноября 2010 года, позволил нам распределить публикации в данном англоязычном электронном СМИ по степени «напряженности» следующим образом: 1) Преобладают публикации с рационально негативным отражением; 2) Далее следуют публикации с эмоционально негативным отражением, где эмоциональность высказываний проявляется через усиление  и личностный характер высказывания. 3) Публикации с нейтральным отражением крайне малочисленны и встречаются реже двух предыдущих групп, но, тем не менее, они превалируют в количественном отношении над четвертой и пятой группами. 4) и 5) Публикаций с рационально позитивным отражением и публикаций с эмоционально позитивным отражением в материалах Службы новостей Форума 18 о религиозной ситуации в Республике Казахстан за период с 2006 по 2010 годы нами не обнаружены.

Список использованной литературы.

1.     А.Г.Косиченко. Межконфессиональные отношения в Казахстане: состояние и тенденции//Материалы Международной конференции «Межконфессиональное согласие как фактор стабильности казахстанского общества». Алматы, 12 ноября 2001. Центр внешней политики и анализа. – Алматы, 2001. – 84 с. ISBN 9965-13-130-9.

2.     Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология: Методы исследования. – М.: Издательство «Весь Мир», 1997. – 544 с.