Секция – История, подсекция – 4. Этнография

 

Мышепуд С.А.

 

УО «Белорусский государственный университет физической культуры»

 

РОЛЬ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

 

Выход Беларуси на путь самостоятельного развития поставил перед высшей школой важные и сложные задачи: формирование национального самосознания у студенческой молодежи, вовлечение ее в сферу духовной жизни нации, возвращение историко-культурного наследия, которое в недалеком прошлом считалось идеологически вредным.

За время обучения в вузе необходимо воспитать в молодом человеке личность, владеющую системой ценностей, которая позволит будущему специалисту активно участвовать в общественной жизни родной страны и преданно трудиться на благо нашего народа и государства. Гуманитарные знания, полученные студентами в вузе, помогут им бороться с проявлениями разного рода социального зла, пользоваться достижениями мировой и отечественной культуры, беречь их.

В 1993 году на базе кафедры философии и истории Белорусского государственного университета физической культуры открыт историко-этнографический музей.

Открытие музея стало важным событием в культурно-просветительской деятельности БГУФК в области сохранения историко-культурного наследия. Инициатором и исполнителем этого замысла является доцент кафедры философии и истории, кандидат исторических наук Мышепуд С.А. Обычно музеи создаются на основе коллекции или нескольких коллекций памятников культуры. Историко-этнографический музей БГУФК начинался с нуля. С 1994 года студенты начали изучать новый предмет “Культурология”, включавший в себя изучение культуры родной Беларуси. В беседах со студентами проявился интерес последних к белорусской культуре, культуре своего народа, своих дедов и прадедов. После получения согласия ректората на открытие музея кафедры студенты охотно включились в поисковую и научную работу по созданию музея. Такая работа стимулировала у них определенный интерес к изучению быта и культуры своего народа, содействовала глубокому познанию своей родословной. Собирая экспонаты, студенты узнавали много нового не только о предмете, но и о своих предках, а также о народных традициях, обрядах, порой, незаслуженно забытых.

В настоящее время в музее собраны экспонаты конца XIX века, но есть и более поздние предметы начала XX века.

Следует отметить, что большинство студентов отнеслось к поиску экспонатов с большой ответственностью. В настоящее время в музее находится свыше 1000 экспонатов со всех областей нашей страны. Кроме того, специфика вуза позволяет нашим студентам привозить экспонаты из-за границы. Поэтому в музее открыт уголок зарубежной этнографии, где собраны предметы быта, а также нумизматика.

Интересно проходят занятия по культурологии в музее кафедры, где создана соответствующая обстановка: столы, покрытые скатертью, лавки, стилизованные под старину. Это располагает к более глубокому изучению быта и культуры своего народа, народных традиций и обычаев, бытующих или уже забытых в настоящее время.

На занятиях по культурологии заслушиваются рефераты по быту и культуре белорусского народа. Студенты с серьезностью отнеслись к написанию рефератов и выступлениям с сообщениями о народных традициях, обрядах, обычаях, знахарстве, народной медицине и т.д. Таким образом, у студентов появился большой интерес к изучению этнографии белорусов.

Кроме выступлений с рефератами, студенты наглядно изучают быт и культуру своего народа. Из опроса студентов выяснилось, что такие занятия, когда все можно непосредственно увидеть в музее, более располагают к изучению быта и культуры белорусов.

Студенты проявляют большую заинтересованность и увлеченность в сборе экспонатов для музея. Так, например, студенты из Брестской области Целиковец Павел и Безмен Эдуард при сборе экспонатов узнали много интересного от своих бабушек. В годы Великой Отечественной войны их родственники, спасаясь от угона в Германию на принудительные работы, вынуждены были откупаться у немцев рушниками домашнего ткачества. На этом и сами немцы настаивали. Бабушка Целиковца Павла дала всего лишь половину рушника, и этого хватило для спасения всей родни. Вторую половинку она более 50 лет хранила в сундуке как семейную реликвию и как напоминание о тех страшных днях, которые пережил народ в годы войны. Ныне эта половинка рушника – экспонат музея.

Студент Мельник Александр подарил музею кафедры рушник, который был соткан в Пинском районе специально для проведения обряда крещения ребенка. Во время крещения в церкви ребенка клали на этот рушник, который передавался из поколения в поколение и являлся семейной реликвией.

Изучение обрядов помогает студентам более глубоко познавать быт и культуру своего народа, знакомиться с традициями своих дедов и прадедов, что, в свою очередь, вызывает у молодого поколения гордость и уважение не только к своим предкам, но и ко всему народу. Следует особо отметить, что увлеченность студентов как поисковой, так и научной работой стимулирует у них интерес к еще большему познанию быта и культуры предков, формируя тем самым национальную гордость.

Некоторые студенты решили помочь в создании музея кафедры своим собственным трудом. Так, студент Богатищев Дмитрий написал картину, рассказывающую о быте белорусского народа начала XX века. На картине отражена сельская жизнь людей, обустроенность, быт, культура и т.д. Полотно впечатляет своим реализмом. Студент Гридчин Артур написал картину “Сялянскае падвор’е”, где изобразил дом, хозяйственные постройки и двор крестьянина с колодцем-журавлем. Студент Кузьмин Александр написал икону Божьей Матери с Младенцем на руках.

Есть среди экспонатов музея предметы прикладного искусства. Так, студент Ткаченко Александр собственноручно сделал керамическую вазу для цветов, а Филипчик Марина из соломы сделала цветы. И таких примеров помощи в создании музея много. Некоторые студенты, занимаясь выжиганием по дереву, сделали картины и для музея, другие – отремонтировали патефон, на котором в настоящее время проигрываются грампластинки.

На сегодняшний день площадь музея расширилась, а количество экспонатов достигло тысячи. За время существования историко-этнографический музей кафедры посетили около 50 делегаций из разных стран мира, а также парламентарии Республики Беларусь, студенты не только нашего, но и других вузов г. Минска, а также учащиеся школ и детских садов. Студенты Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка в музее кафедры проходили практику (срисовывали узоры, образцы вышивки, плетения, ткачества рушников).

Следует отметить тот факт, что больше всего проявляет интерес к поискам экспонатов сельская молодежь вуза. Однако и у городских студентов, несомненно, велик интерес к проблеме изучения обычаев, обрядов, традиций белорусского народа. Городская молодежь, в отличие от сельской, не всегда может хотя бы понаблюдать за теми или иными народными праздниками, традициями и обрядами, бытующими до сих пор. Село является отчасти хранителем нашей национальной культуры, в нем более живучи народные традиции, обычаи, верования и обряды. Сельская молодежь в этом плане находится в более выигрышном положении, нежели городская, поскольку сельчане могут не только непосредственно наблюдать за проведением народных праздников, определенными обрядами и обычаями, традициями, но и принимать в них участие. Выходцам из сельской местности ближе атмосфера быта и культуры, в которой прошли их детство и юные годы. Но, как для городских, так и для сельских ребят нашего вуза историко-этнографический музей кафедры представляет особую гордость. О музее кафедры неоднократно писалось в прессе, были выступления по республиканскому радио и телевидению. Всегда с воодушевлением студенты рассказывали о музее – своем детище, в создании которого они принимали активное участие.

В настоящее время в музее широко представлено ткачество. Студентами собрано более 120 рушников, различного рода постилки, блузки, сорочки, скатерти и т.д. Много собрано предметов для ткачества. Это и коловроты, сукала, ниты, берда, льночесалки, гребни для вычесывания льна, веретена, щетки, сделанные из шерсти дикого кабана, а также из волос конского хвоста.

Большой интерес вызывает у студентов проигрывание на магнитофоне грампластинок. С любопытством рассматривают они изделия из глины, например, спарыши, которые называются «двойнятками», «близнятками», большую миску для растирания мака, как приправы к блинам (макотер).

Особый интерес у студентов вызывает «красный угол», где собраны иконы, молитвенники, подсвечники со свечами, а также лампадки к иконам конца XIX – начала XX века.

В музее собраны коллекции старинных самоваров, утюгов, маслобоек. С большим интересом студенты рассматривают нумизматику, в том числе бумажные и металлические деньги, собранные не только в Беларуси, но и в других странах. Определенный интерес вызывают водительские права, датированные 1929 годом.

В музее созданы уголки пчеловодства, рыболовства, гончарных изделий, а также изделий из соломки и лозы, представлена резьба по дереву. Имеется много предметов быта, которые человек применял в повседневности. Все собранные в музее предметы помогают студентам лучше изучить культуру белорусского народа, его занятия.

В музее создан уголок зарубежной культуры, где представлены книги Коран и 4 тома толкований к нему; есть в музее Евангелие на цыганском языке, книги Нового Завета Библии. Студенты подарили музею издание «Закон Божий» на старославянском языке. В уголке зарубежной культуры имеются папирусы из Египта, головные уборы из Турции, Индии, Израиля, Киргизии, а также другие предметы из разных стран.

Музеем кафедры проводится и большая воспитательная работа. Организовываются различные диспуты, беседы, конференции по изучению традиций  белорусского народа. Интересно прошли такие мероприятия как «Белорусские колядки», «Красота спасет мир», «Человек и время», «Жывая спадчына», а также диспут «О чем думаем, спорим, размышляем?» и др. Интересно прошло занятие по культурологии по теме «Застольный этикет». Аудитория, в которой проводились мероприятия, украшалась рушниками, вышивками, постилками и другими предметами быта и культуры белорусского народа.

Результаты анонимного опроса студентов свидетельствуют о том, что направление работы избрано верно, о том, что изучение быта и культуры нашего народа студентам интересно и необходимо. Приведем лишь некоторые выдержки из опроса: «в рефератах по этнографии много открыли нового для себя», «больше узнал об истории нашей Беларуси и ее быте», «это очень интересно и нам нужно знать хотя бы для общего развития», «интересно жить, когда в чем-то начинаешь разбираться» и т.д.

Проводимая со студентами поисковая, воспитательная и научно-исследовательская работа в определенной степени содействует не только формированию хорошего, разносторонне эрудированного специалиста в области физической культуры, но и созданию и укреплению системы моральных и нравственных ценностей у представителей молодого поколения – людей будущего.