Философия / 3. История философии

Коротич Г.В.

Приазовский государственный технический университет

Проблема познания в творчестве Ф. Ницше

 

Идея воли к истине связана в сочинениях Ф. Ницше с такими основными идеями его творчества как идея воли к власти и воли к жизни, а проблемы познания – с нравственными проблемами. Нравственным, с его точки зрения, в первую очередь, является то, что способствует поддержанию и развитию жизни, понимаемой не столько в биологическом, сколько в социальном плане – жизни человека как существа общественного, жизни народа и культуры. Ф. Ницше позволяет себе пользоваться биологической (даже физиологической) терминологией; он пишет о “гигиене жизни”, о доминирующем инстинкте совести, инстинкте свободы, историческом инстинкте, о мышлении как взаимосвязи инстинктов. Это не должно вводить читателя в заблуждение, так как здесь нет редукции к биологическому и приравнивания человека к животному. “Стать инстинктом” - означает “пронять до самой глубины”, стать естественным, необходимым, родным для человека (будто бы врожденным), доведенным “до автоматизма”, осуществляемым легко и свободно. Под “инстинктом чистоты” Ф. Ницше понимал чистоту интеллектуальной совести, принципиальность в борьбе за свои идеалы и ценности. Под страданием и усталостью подразумевал не столько физические страдание и усталость, сколько душевные, под здоровьем – не столько физическое, сколько душевное и духовное.

Ф. Ницше пишет о том, что не существует никакой “беспредпосылочной” науки, о том, что наука опирается на философию, пытаясь определить свое направление, смысл, границы, метод, право на существование [1, С.516]. В этом смысле наука должна произрастать из философской почвы. Философия учит мыслить, а также рассматривает проблему ценности научной истины. Способность к познанию проявляется в его органической (т.е. глубинной и естественной) усвоенности, его свойстве быть условием жизни человека. Жизнь вообще можно рассматривать как эксперимент познающего. Последнему необходимо осознавать свою ответственность за поиск истины. Тот, кто отбрасывает старые, отжившие убеждения и ценности, должен уметь творить, уметь создавать новые ценности, новые мнения, которые “не выражаются денежным курсом” [2, С.692]. “Преодолеть свое время в себе” означает стать творцами нового, хотя это и рискованное занятие.

У тех, кто страдает “ослаблением личности”, “великой усталостью”, безразличием ко всему ослаблена и воля к жизни; таким людям “недостает интеллектуальной совести” для взыскания достоверности, они демонстрируют “вялость чувств во мнениях и суждениях”, им ближе рутина и нежелание рисковать, у них отсутствует творческое начало, заставляющее постоянно искать истину, в конце концов, они – “нечистоплотны”. А чистая интеллектуальная совесть требует “уметь противоречить” “всему расхожему, традиционному, канонизированному” [2, С.636]. Это необходимо, чтобы развивалась жизнь, чтобы постоянно совершенствовался человек, утверждая “идеал гармоничной всеразвитости”, освобождаясь от духовной убогости (от “слишком человеческого”), от стадности. Есть истины “безразличные” к человеку и его жизни, и человек тоже к ним безразличен. Есть истины, вырастающие из справедливости, честности, правдивости, из нравственного здоровья, которые раздвигают горизонты науки, побуждая человека не полагаться на чужое мнение. Человек науки (тем более, философ) должен воспитывать в себе свободу духа, которая предполагает и его строгую дисциплину ума, и дисциплину сердца, и толерантное отношение к другим мировоззрениям, и постоянное настойчивое (“смелое”) вопрошание бытия о его цельности и многосмысленности. Побуждаемый волей к истине, человек становится недоверчивым (“злым”, критически настроенным), особенно к “твердым” (“безусловным”) убеждениям. Можно согласиться с Ф. Ницше в том, что такие убеждения еще более опасные враги истины, чем ложь [2, С.453]. Они ведут к ненаучному мышлению, которое считает, что открыло безусловную истину и нашло совершеннейший путь ее достижения. Ученый, находящийся в состоянии “вечного становления”, уверен в том, что его окружают не убеждения, а гипотезы. Он, однажды утративший почву под ногами (отсюда шестовский “апофеоз беспочвенности”), но не потерявший самообладания, не боится проблем, он готов сомневаться и рисковать, традиционное, общепринятое не давит на него своим авторитетом. Искание истины стало для него внутренней потребностью (в терминологии Ф. Ницше - инстинктом) и даже страстью. Этот процесс требует от ученого честности, мужества, даже жестокости по отношению к себе.

Противоречивость сложного процесса познания Ф. Ницше пытается передать при помощи образного языка и при этом часто сам себе противоречит. Так, он утверждает, что только из области чувств, которые не лгут, и истекает всякая достоверность, всякая чистая совесть, всякая очевидность истины [1, С.299]. Чувство истины рождается в чувственном эксперименте. Однако он же подчеркивает особую роль мышления в процессе познания, характеризуя этот процесс как особую интеллектуальную игру, называя ученого всецело мыслящей лавиной, свободным умом. Можно предположить, что для Ф. Ницше в процессе познания важен не столько его результат, сколько сам путь критического отыскания истины, воспитание воли к истине, которая есть проявление воли к власти. Из его сочинений можно сделать вывод, что потребность в сохранении своего “я” заставляла человека становиться консервативным в своих взглядах. Однако перед человеком стоит задача постоянного преодоления самого себя, воспитания в себе черт сверхчеловека, что предполагает и нацеленность на постоянный поиск истины.

 

Литература:

1.     Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2 /Ф. Ницше. – М.: Мысль, 1990. – 829,[1]с.

2.     Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.1 /Ф. Ницше. – М.: Мысль, 1990. – 829,[2]с.