К. филол. н.
Макаров А.Н.
Кировская
государственная медицинская академия, Россия
К. филол. н.
Тютюнник С.И.
Вятский
государственный гуманитарный университет, Россия
XVIII век и авантюристы
В эпоху
Просвещения критический подход к явлениям реальности, становление новейших
представлений о природе, мире, человеке и космосе влекли за собой развитие
точных и естественных наук, которые породили сомнения в истинности того, что
существовало ранее 1. Именно в этот период появился ряд авантюристов,
например, граф Сен-Жермен 2 (место и время рождения неизвестны, умер
27 февраля 1784 г. в Экернфёрде) и граф Калиостро 3.
Х. Уолпол
(1717-1797; создатель первого в мировой литературе «готического романа» («Замок
Отранто», 1764) писал, что Сен-Жермен располагал изысканными собраниями
драгоценностей, сочинял музыку и выступал как блестящий скрипач. Кроме того, в
Лондоне он опубликовал итальянские
песни и скрипичные сонаты. Позднее, видимо, он оказался в Германии, а затем в
Вене познакомился с французским военным министром маршалом Бель-Иль
(1684-1761), который пригласил его в Париж (1756-1760). Здесь он рассказывал о
различных исторических личностях и событиях как очевидец, чем привлек к себе
внимание маркизы Помпадур, представившей его королю Людовику XV. В Трианоне король повелел построить для Сен-Жермена
алхимическую лабораторию и в 1758 г. предоставил в его распоряжение замок
Шамбор на Луаре, где Сен-Жермен работал над новыми красителями для тканей; он
великолепно разбирался в фармакологии и утверждал, что ему известен эликсир
молодости.
Около
1760 г. Сен-Жермен выполнял поручения короля, связанные с заключением мирного
договора с Англией, что не понравилось министру иностранных дел Франции Шуазелю,
приказавшему арестовать Сен-Жермена. Ответом последнего было бегство в Лондон. С
этого времени он избегал Францию и находился большей частью в Германии и
Нидерландах. Предполагается также, что он принимал участие в перевороте
Екатерины II в России, но ничего точного об этом не известно.
Сен-Жермен
долго находился в Германии, где познакомился с Алексеем Орловым, а также был
очень близок к немецким масонским кругам. Известно, что масоны плохо относились
к Сен-Жермену, пропагандировавшему некий особый вариант масонского учения.
Ловкость и несомненный талант позволили Сен-Жермену познакомиться с наместником
датского короля в Шлезвиге Карлом фон Хессен-Кассель; они вместе занимались
алхимическими опытами и основали в
Экернфёрде красильню для шелковых тканей. Здесь
же Сен Жермен умер, о чем есть запись в
церковных книгах, и был похоронен в церкви Св.Николая; правда, его могила не
сохранилась.
Нет достоверных
сведений о происхождении Сен-Жермена; и
хотя сам он называл себя сыном трансильванского князя Франца II Ракоци
(1676-1735), что не доказано документально, Ракоци никогда не подтверждали
этого родства. По другой гипотезе он был сыном последней испанской королевы из династии
Габсбургов Марии Анны фон Пфальц-Нойбург (1667-1740) и мадридского банкира
графа Аданеро. Словом, существует много предположений и почти никаких достоверных
данных 4.
Другой известный авантюрист XVIII в., Алессандро
(Александр) граф Калиостро 5 (собств. имя Джузеппе Бальзамо),
родился 8 июня (по другим данным 2 июня) 1743 г. в Палермо и умер 26 августа 1795
г. Калиостро вырос в семье сицилийского ремесленника в бедном квартале
Альбергериа в Палермо. В юном возрасте он находился в монастыре, монахи
которого занимались лечением больных. Здесь он получил знания по фармакологии,
которые ему позднее пригодились. В конце концов он вступил в конфликт с
местными властями и был вынужден бежать с Сицилии, отправившись в Грецию, а затем
в Египет, Аравию, Персию, на Родос, где он занимался изучением алхимии, и на
Мальту. Здесь он был представлен великому магистру мальтийского ордена под
именем графа Калиостро. Именно магистр дал ему, своему собрату по алхимическим
штудиям, рекомендации в самые известные дома Рима и Неаполя.
В Риме Калиостро женился на красавице
Лоренце Феличиани, с которой он под различными именами путешествовал по Европе.
В 1771 г. он побывал в Лондоне и Париже, где продавал любовные эликсиры и
эликсиры красоты, алхимические порошки и т.д. В 1786 г. утверждали, что во
время пребывания в английской столице Калиостро вступил в масонскую ложу, хотя
данных о его присоединении к масонам нет. Правда, в 1788 г. уже сам Калиостро
выдавал себя за основателя египетской системы высших степеней масонства.
Обладая незаурядным талантом общения с
людьми, Калиостро был принят в высших кругах общества. О снова отправился в
путешествие по Германии и Голландии, Курляндии, России, и Польше и, наконец, в
1775 г. попал в Париж, где, как предполагается, оказался замешанным в скандал с
украшениями королевы. Калиостро удалось избежать наказания, но тем не менее он попал
в Бастилию, после освобождения из которой в очередной раз отправился в Англию,
где снова имел большой успех. В мае 1787 г. Калиостро навсегда покинул Британские
острова, направляясь через Европу в Рим, где создал ложу, а в 1789 г. был
арестован инквизицией, заточен в замок Св. Ангела, обвинен в ереси и приговорен
к смерти. Правда, в 1791 г. смертный приговор был заменен на пожизненное
заключение. Его жена была отправлена в монастырь, а сам Калиостро умер в тюрьме
Сан Лео неподалеку от Сан Марино. До сих пор неизвестно, что вызвало его
смерть. Следует отметить, что Калиостро на допросах в инквизиции рассказывал
страшные истории о масонах и иллюминатах, чтобы смягчить свой приговор. Можно
предположить, что именно его рассказы легли в основу многих расхожих
представлений об этих орденах.
Жизни Сен-Жермена и Калиостро являются
примером того, как могут сливаться воедино обман и наука. Собственно говоря,
подобные явления были неотъемлемыми атрибутами века Просвещения, а затем они
являлись элементами и романтического метода (Э. Т. А. Гофман и его новелла
«Песочный человек»; Шиллер и его роман
«Духовидец»). Литературные персонажи этого типа нередко сочетали в себе
глубокую научную, соответствовавшую их времени, подготовку, и безусловный
авантюризм, склонность к обманам. Все это мы видим на примерах как Сен-
Жермена, так и Калиостро, когда в одной личности сливались блистательный ученый
и шарлатан, махинатор, психолог и великолепный знаток многих существовавших в
ту пору наук, прежде всего естественных.
Жизнь обоих известных авантюристов была
всегда интересна для литераторов, будь то Гёте, Шиллер и Гофман, хотя
существовали и никому в настоящее время не известные искатели приключений, такие
как Карл Фридрих Август Гроссе (5 июня 1768 – 15 марта 1848; известен также как
Эдвард Варгас-Бедемар 7). Жизнь Гроссе походила на жизнь его старших
современников Сен-Жермена и Калиостро. Он был действительным членом общества
естествоиспытателей в Галле, латинского общества в Карлсруэ, надворным
советником, доктором медицины и философии, маркизом Фармузским, фендриком в
гвардии и каноником в Хальберштадте и т.д. Можно сказать, что он сочинил свою
жизнь и прожил ее, как пьесу. Нечто подобное можно, кстати, встретить у Гете –
его сочинение под говорящим названием «Поэзия и правда», которое можно было бы
перевести, как «Выдумка и правда» (от слова dichten, что значит не только сочинять стихи, но и
выдумывать).
Не случайна
так же склонность почти всех авантюристов к театральности, к все более
обостряющейся критичности в отношении Просвещения, хотя можно утверждать, что
эпоха Просвещения вовсе не была настолько просвещенной, как это, например,
хотел видеть Кант 8. XVIII в. сочетал
стремление к безусловной правдивости с нескрываемой тягой к чудесному, что
проявилось в литературе и искусстве предромантизма. Формировалось представление о том, что иллюзия, самообман и
заблуждение относятся к неотъемлемым свойствам человеческой личности. Причем несуразицы,
а нередко и выдумки, похожие на бред, понимались как свойство свободной
личности. Можно, вероятно, говорить о том, что общество устало от
ответственности и напряженной мыслительной деятельности, которых требовали от
него просветители. Не случайно получалось так, что в литературной и театральной
деятельности второй половины эпохи Просвещения первые места все больше занимали
не великие и глубокие, а так называемые второстепенные (или тривиальные)
писатели 9.
Неспособность
разума постичь сложность, противоречивость и запутанность мира все активнее
вела читающую публику к стремлению более легкого, нередко облегченного его
изображения. Можно сказать: не великие писатели были «властителями дум»
театральной и литературной общественности, а так назваемые «второстепенные»
писатели создавали пьесы, которые продержались на сценах немецких театров много
десятилетий. Получалась парадоксальная ситуация – люди были тривиальны в своих
деяниях, а в мечтах выходили за их пределы. Об этом решительно заявит
предромантизм, а затем частично хронологически шедший за ним романтизм. Правда,
тривиальность, то есть обыденность тем и ситуаций, далеко не всегда была именно
такой, как это нередко принято считать в современной науке о литературе. Важные
и необычные темы не частного, а мирового масштаба подчас возникали на страницах
именно таких, «второстепенных» сочинений.
Вопросы
театральной и литературной действительности той поры в литературоведении еще
далеки от разрешения. Для их решения следует отказаться от анализа истории
театра и литературы только на примере великих писателей, когда забывается, то есть
в итоге искажается, что же на самом деле происходило в этой сфере.
Литература:
1.
Kiefer, Klaus H. „Die famose Hexen-Epoche“ : Sichtbares und Unsichtbares in
der Aufklärung; Kant – Schiller – Goethe – Swedenborg – Mesmer –
Cagliostro. – München : Oldenbourg, 2004. – 353 S.
2.
Jessen, Willers. Der @Graf von Saint-Germain und Eckernförde. - Eckernförde
: Heimatgemeinschaft Eckernförde, 2004. - 54
S.; Langeveld, L.A. Der Graf von Saint-Germain. - Höhr-Grenzhausen : Saint
Germain, Starczewski, 1993. – 19, 311 S. На русском языке в энциклопедии Wikipedia.ru
3.
Cagliostro : Dokumente zu Aufklärung und Okkultismus; hrsg. und mit
Erl. von Klaus H. Kiefer. – Frankfurt am Main; Wien : Büchergilde
Gutenberg, [1992]. – 740 S. На русском языке в энциклопедии Wikipedia.ru
4.
Weizenhöfer, Sibylle. Die Schlüssel fürs Tor zum goldenen
Zeitalter. - Seeon : Falk, 2007. – 202 S.
5.
Schneider, Michael. Das Geheimnis des Cagliostro. – Köln : Kiepenheuer
& Witsch, 2008. – 764 S.; Freller, Thomas. Cagliostro : dunkle Seite der
Aufklärung. – Erfurt : Sutton, [2001]. – 222 S.
6.
Schneider, Michael. Das Geheimnis des Cagliostro.
7. Напр.:Grosse, Carl. Über das Erhabene. – St. Ingbert :
Röhrig, 1997. – 101 S.; Grosse, Carl. Der Genius : aus d. Papieren d.
Marquis C* von G**. -Frankfurt am Main
: Zweitausendeins, 1982. - 847 S. На русском языке см также: <http://de.wikipedia.org/wiki/Carl_Friedrich_August_Grosse>
8. Freller, Thomas.
Magister, Fälscher, Abenteurer. – Düsseldorf : Artemis und Winkler,
2006. – 327 S.
9. Макаров, А.Н. Штюрмерская литература в
немецком культурном контексте последней трети XVIII века. – М.:
Прометей, 1991. – 361 с.; Eco, Umberto. Lüge und Ironie : vier Lesarten zwischen Klassik und
Comic. – München : Dt. Taschenbuch-Verl., 2002. – 141 S.