Прищепа Наталья Александровна
Луганский областной колледж культуры и искусств
Развитие творческих
способностей учащихся младших классов ДШИ на уроках фортепиано
Мир звуков очень близок ребёнку с самого
раннего детства. Играя, дети напевают что-то своё, импровизируют попевки,
ритмы, однако способность легко тормозится и утрачивается, не получая должного
развития. Главной причиной является большая трудность перевода наивного и
бессознательного начала в творческом процессе малышей в русло осознанного действия.
Природная музыкальность детей проходит в
своём становлении определённые этапы. Независимо от возраста каждый ребёнок на
начальном этапе обучения должен сделать совершенно определённые первые шаги в
музыкальном искусстве, познакомившись практически с его простейшими элементами.
Основной задачей педагога является
разностороннее музыкальное воспитание учащегося. Для успешного её решения
первостепенное значение имеет методика обучения, применяемая буквально с первых
уроков.
Музыкальная
педагогика в целом, уделяет большое внимание слуховому развитию детей, развитию
их ритмических задатков, развитию самостоятельного музыкального мышления, а
также развитию творческой инициативы.
Целью данной работы является
систематизация творческих заданий для учащихся на начальном этапе музыкального
воспитания. Я предлагаю рассмотреть творческие задания, связанные с развитием
ритмических ощущений и изучением теории музыки.
Теоретический материал ( а именно – на
начальном этапе обучения – это нотная грамота, понятие «мажорный и минорный
лад», «тоника», «тональность» - и так
далее) педагог старается преподносить очень доступно, рассказывая и показывая
ребёнку на конкретных примерах и произведениях.
Чтобы уроки проходили более интересно и
плодотворно, педагог может предлагать учащемуся всевозможные творческие задания, которые помогут ребёнку освоить и закрепить теоретический
материал.
Например, для закрепления нотной грамоты
можно воспользоваться такими заданиями как:
[2, с.45]
Для знакомства с понятиями «мажорный и
минорный лад», «тоника», «тональность» можно предложить такой пример:
[2,с. 40]
Также можно придумать задания для усвоения
штрихов:
Использовать музыкальные кроссворды:
Что же касается второго аспекта данной
работы, то можно отметить, что воспитать у юного пианиста чувство ритма,
достаточно сложно. Прежде всего, педагог акцентирует внимание ребёнка на
значении поэтического текста к мелодиям. Воспринимая речь как элемент музыки,
ребёнок чувствует выразительность метроритмической структуры мелодии.
Важнейшим фактором, активизирующим
ритмическое воспитание учащегося, является также ансамблевая игра. Она требует,
прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической устойчивости.
Вот некоторые примеры для закрепления
метроритмической пульсации :
[4,
с.35-36].
В средних классах, при изучение
фортепианных миниатюр в жанре колыбельной, танца, марша, сравнения их
ритмические особенности можно
предложить ребёнку более сложное задание: сочинение программной пьесы на
заданный ритм, типичный для одного из указанных жанров.
Например
[1, с.50-53] .
Занятие творчеством помогут ученикам
научиться слушать и лучше понимать музыку. Такие уроки разовьют способности и
раскрепостят мышление ребёнка. Поэтому, помимо выше предложенных аспектов, в
процесс обучения могут входить
творческие задания, способствующие развитию различных видов относительного
слуха и развитию творческих навыков.
Литература
1.
Подвала В. Створюйте
музику! / В. Н. Подвала – К.: Музична Україна, 1990. – 62с.
2.
Ребенок за роялем [под
ред. Г. Балтер] . – М. : Музика, 1981 – 102с.
3.
Тургенева Э. Музыкальная
поляна в 2ч/ Э.Ш. Тургенева. – Ч.1. – М.: Владос, 2002. – 50с.
4.
Тургенева Э. Развитие музыкально- творческих навыков. В 2ч / Э.Ш Тургенева,
А.Н. Малюков. – Ч.1. - М.: Владос,
2002. – 96с