О.М. Осиянова
Кафедра английской филологии и методики
преподавания английского языка
Оренбургский государственный университет
Культура речевого общения преподавателя как ресурс повышения качества подготовки специалиста
История показывает, что процветание общества зависит не
только от развития экономики, техники и общей культуры, но и от культуры
речевого общения, которая обеспечивает полную, точную передачу информации и установление
созидательных межличностных отношений. Представляя коммуникативную культуру
личности, культура речевого общения отражает систему ценностей, норм, идеалов
человека. Она помогает организации общения по установлению контактов, их
развитию, согласованию, налаживанию и корректировке для выражения своей
личности в творческой деятельности. Низкий уровень культуры речевого общения разрушает
среду любой профессиональной деятельности (в большей или меньшей степени),
создает барьеры, препятствующие взаимодействию.
Формирование
культуры речевого общения продолжается в течение всей жизни и деятельности
человека. Наиболее важным звеном, несомненно, является образовательный процесс.
Овладевая культурой речевого общения,
учащиеся приобретают социальные навыки, усваивают этические принципы,
вырабатывают основы жизненной позиции и начинают испытывать собственные
творческие способности в значительной степени в образовательном процессе, что
актуализирует проблему обучения культуре речевого общения в средней и высшей
школе.
В работах ученых, посвященных вопросам совершенствования культуры общения, подчеркивается мысль о том, что речевое развитие учащихся, их речевая культура должны быть заботой каждого учителя (не только словесника), она должна обогащаться педагогами в соответствии с особенностями и потребностями любого предмета (Т.А. Ладыженская, Г.И. Щукина). В ситуации образовательного процесса вуза забота о речевой культуре, как содержательной основе культуры речевого общения, обязывает видеть в любой дисциплине источник развития студентов, их интересов, активности, самостоятельности, подводящих к позиции субъектов учебной деятельности, способных выражать свои суждения, строить отношения независимо от авторитетов. А культура речевого общения, обеспечивая коммуникативную безопасность отдельной личности и общества в целом, способствует реализации основных задач успешного речевого общения – полноценный обмен информацией, восприятие и понимание собеседниками друг друга, выработка общей стратегии взаимодействия субъектов общения.
Культура речевого общения предъявляет требования к
культуре процесса обучения. Диалектика культуры процесса обучения может быть
представлена, как взаимодействие трех культур: «ставшей» педагогической
культуры, то есть социального опыта педагогической культуры, культуры студента
и культуры преподавателя. Эти культуры, вступая в диалогические отношения,
порождают гуманитарную направленность обучения. Обучение, таким образом,
является одним из видов коммуникации, а преподаватель и студент – коммуникантами
диалогического отношения в обучении, целью которого является результат свободного
выбора студента, его самоопределение. Педагог же в этом диалоге помогает выбору
цели, выращиванию, рождению смысла [2, с. 157-158]. Причем сущность обучения в
диалоге обусловлена диалогической активностью субъектов обучения, а не только
технологическими характеристиками или средствами обучения. Открытая позиция
преподавателя, моделирующая определенное отношение студентов к изучаемому
предмету через призму своего восприятия, своего личного опыта, вызывает у студента
ответное желание раскрыться. Преподаватель вуза, понимающий значимость своей
собственной культуры как компонента содержания обучения, уважает позицию своих
учеников, всерьез и доверительно относится к их слову, как бы опыт студентов ни
отличался от опыта преподавателя по своей гносеологической ценности, он
изначально равен ему в другом – личностном измерении [2, с. 150].
Отношения преподаватель – студент являются
стимулятором их деятельности, рождения интереса к учению и общению. Путь к
этому – в активном деятельном участии в учебном процессе каждого студента, в
его совместной деятельности с преподавателем, обнаруживающие благоприятный
результат благодаря культуре речевого общения. Культура речевого общения
ориентирует преподавателя на создание индивидуальной траектории развития
каждому студенту в соответствии с его возможностями и способностями,
обеспечивая целостность и результативность высшего образования. В.С. Грехнев
считает, что педагог должен быть «творцом общения», владея личностными и
операциональными умениями, как профессиональными – этическим феноменом,
обогащенным ценностным потенциалом участников образовательного процесса [1].
Культура речевого общения
преподавателя вуза - многоаспектное, полифункциональное,
системно-интегративное, динамичное личностное качество, проявляющееся в способе
осуществления речевого общения, основанном на системе ценностных ориентаций
личности, знаниях норм культуры языка, речи и поведения, коммуникативных
умениях, обеспечивающих в общении творческий характер процессов речевого
восприятия, выражения, воздействия и личностной рефлексии. Оно включает
отношение субъекта к целям, процессу и результатам общения, проявление в нем
личностных качеств, полноту и тщательность соблюдения языковых и поведенческих
норм общения. При этом культура восприятия проявляется в адекватном понимании,
осмысленной самооценке и позитивном восприятии партнеров по общению;
культура выражения, являясь показателем развития субъектов речевого общения как
субъектов деятельности, отражает в речевом высказывании оттенки
отношений; культура воздействия выражается субъектной позицией личности в форме
конструктивных предложений, требующих самостоятельности, активности и
творчества, побуждающих к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Культура речевого общения преподавателя выполняет в
образовательном процессе высшей школы информативно-познавательную,
ценностно-ориентационную, коммуникативную, стимулирующую, прогностическую и
рефлексивную функции. Ценностно-смысловое единство всех функций помогает
преподавателю и студенту овладевать культурой речевого общения, соотнося
позиции каждого из субъектов друг с другом, позволяя осуществлять выбор
ценностей, задавая критерии для оценок социальных, нравственных, и
педагогических явлений. Единство функций учит умению вырабатывать собственное
мнение.
Проведенное нами диагностическое исследование уровня
культуры речевого общения преподавателей университета подчеркнуло актуальность
обозначенной проблемы и помогло конкретизировать задачи обучения культуре
речевого общения, способствующей развитию активности, самостоятельности,
креативности, ответственности и толерантности личности.
Преподаватели
вузов представлены в диагностике гуманитарными, естественно-математическими и
техническими специальностями факультетов гуманитарных и социальных наук,
аэрокосмического института, филологического, физико-математического,
геолого-географического, архитектурно-строительного и юридического факультетов
Оренбургского государственного университета. Наши наблюдения (более 1000
лекций, семинаров и других организационных форм обучения), анонимное анкетирование, интервью, беседы и опросы
позволили выделить три группы преподавателей, отличающихся отношением к
студенту, что является существенным параметром в определении культуры речевого
общения.
Первую
группу составили преподаватели, проявляющие внимание к партнеру по речевому
общению. Они отличаются бережным отношением к студенту, стремясь понять и его и
себя с позиции субъектно-субъектных отношений. Их речь доказательна и
эмоционально окрашена, позитивная оценка студента сохраняется даже в случаях
исправления речевого выражения. Вторую группу составили те преподаватели,
которые в речевом общении воспринимают и выражают себя. Завышенная самооценка и
отсутствие интереса к студентам позволяет им строить авторитарное речевое общение,
сковывая свободу речевого выражения категоричностью своих требований. Третью
группу составили преподаватели, вступающие в речевое общение по необходимости с
преобладающей негативной оценкой студентов. Нарушение логики изложения за счет
бурных эмоциональных проявлений, призывающих студентов к активности, характерны
для речевого общения преимущественно на репродуктивном уровне. Как видно,
только позиция первой группы преподавателей может побуждать к поиску путей и
средств речевого общения, которые обеспечат его успешность и удовлетворят
субъектов общения.
Таким
образом, диагностический аспект культуры речевого общения преподавателей
университета убеждает в необходимости специально организованного обучения
культуре речевого общения, выполняющей все свои функции, а значит,
ориентированного на специалиста, способного видеть приоритеты в гуманном
отношении к человеку и окружающему природному миру, умеющего эффективно
взаимодействовать с ними; специалиста, наделенного опытом самопознания, саморегуляции, самоорганизации и
самореализации. Культура речевого общения поможет преподавателю вуза стать
центральной фигурой в XXI
столетии, владеющей интеллектуальным, духовным и нравственным ресурсом для
подготовки высококвалифицированных специалистов, соответствующих международным
стандартам.
Литература:
1.
Грехнев, В.С. Культура
педагогического общения / В.С. Грехнев. – М. : Просвещение, 1990. – 143 с.
2.
Сенько, Ю.В. Гуманитарные
основы педагогического образования : курс лекций : учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Сенько. – М. : Академия, 2000. – 240 с.