О типах предложений в структуре изображенной внутренней речи персонажа художественного произведения
Трудно переоценить роль синтаксических средств в создании внешнего и внутреннего образа персонажа, в передаче его мыслей, речи и действий. Создание речевого образа героя включает в себя, во-первых, наделение его прямых высказываний синтаксическими приемами какого-либо стиля; во-вторых, собственно синтаксическую индивидуализацию его речи: закрепление за ним определенной манеры построения фраз и их сцепления.
Изобразительные синтаксические средства в речи героя не
только персонифицируют его образ, но и позволяют обнаружить внутреннее
психологическое состояние героя в момент речи. Так, состоянию взволнованности,
смятения чувств соответствует речь прерывистая, эллиптическая, с эмфатическими
возгласами, вопросами, повторами, с нарушением синтаксической связности и
логической последовательности в движении фраз. Такие синтаксические приемы
могут передавать эмоционально-психологическое состояние персонажа и в процессе
интерперсонального общения, и в процессе общения с самим собой, при
воспроизведении его внутренней речи.
Одной из особенностей внутренней речи в целом является
относительная краткость входящих в нее высказываний. Внутренней речи не
свойственно употребление усложненных грамматических конструкций, напротив, в
ней явно прослеживается тенденция к экономии языковых средств. Во внутренней
речи функция редуцированных конструкций состоит не столько в сжатой передаче
определенной информации, сколько в изображении скрытых эмоций и чувств,
владеющих персонажем в момент речи.
В изображенной внутренней речи представлены различные виды
предложений с сокращенной синтаксической структурой: эллиптические предложения,
номинативные, предикативные, инфинитивные, междометные конструкции,
парцеллированные конструкции и т. д. Обычно они встречаются в разнообразных
сочетаниях, осуществляя при этом как общие, так и собственные специфические функции.
Односоставные предложения (предложения с одним
синтаксическим центром, обычно субстантивным) обладают значительным
экспрессивным потенциалом. Их лаконичность позволяет сфокусировать внимание на
самом главном, существенном в размышлениях героя, т. е. они служат средством
выделения коммуникативного центра высказывания.
Номинативные
предложения, выражающие законченную мысль, употребляются для констатации факта,
репрезентации какого-либо явления, предмета. Включая в себя и образ предмета, и
идею его существования в данный момент, они позволяют читателю “видеть”
описываемую ситуацию. Помимо этого, они служат средством выделения внутренней
речи в авторском повествовании,
поскольку имеют форму настоящего времени, а авторская речь обычно представлена
в прошедшем времени. Номинативные предложения могут выступать в качестве зачина
внутренней речи, создавая как бы фон для дальнейших размышлений героя. Например:
“It would be a whole
other environment for you, Jessie. A thousand circles crisscross the city with
all kinds of people – foreign, artistic, old money, new money – all kinds.”
True. True. And there
were such fine schools in the city. Enrichment. Small classes. Claire at
Breadly or Spence. Expensive, but what could be more worth working for? [Plain 6; 225]
Предикативные и инфинитивные предложения оформляют уже
сложившиеся мысли персонажа. Во внутренней речи они передают значение
побуждения, направленного либо на самого себя, либо на реального собеседника,
который по определенным причинам не должен знать истинные мысли и намерения
героя. Подобные предложения посредством сепаратизации элементов своей
синтаксической структуры воссоздают хаотичность процесса мышления персонажа во
время итраперсонального общения.
Широкое распространение эллиптических предложений во
внутренней речи обусловлено, прежде всего, спонтанным, спорадическим характером
речемыслительного процесса индивида. Эллиптические предложения не только служат
созданию речевой характеристики персонажа, но и передают отрывистость и
фрагментарность его внутренней речи. Например:
He rocked to and fro in
the chair. What did he understand? Nothing. Where was he headed? Nowhere. What
did he want? To know. What? A meaning. Why? A riddle [McGullers 5; 202].
Этот фрагмент внутреннего
диалога интересен так же с точки зрения своей ритмической организации:
чередование эллиптических конструкций с полными предложениями ассоциируется с
равномерным покачиванием кресла, в котором сидит герой во время своих
размышлений.
It rushed through his mind in a wave and he
called out for her in his heart -Mom! Hey Mom! Jesus, what am I doing here?
Mom! wondering with a lover’s longing intensity what she was doing now, right
this minute. Sitting at the window, smoking, looking out at the ocean, a book
open beside her? Watching TV? At the movies? Sleeping? Dying? Dead? [King, Straub 4; 219]
Здесь наличие эллиптических предложений объясняется еще и
темой размышлений героя: его беспокойство о судьбе матери, его высокое
внутреннее напряжение эффективно передается краткими обрывочными репликами.
Синтаксическое своеобразие изображенной внутренней речи
персонажа художественного произведения определяется во многом внеязыковыми
факторами, ведущим среди которых является ее спонтанность, непредсказуемость,
неподготовленность. Поэтому внутренней речи свойственны практически все
синтаксические особенности внешней разговорной речи: редуцированные структуры
разных типов, инверсия, бессоюзные конструкции при отношениях подчинения,
разные виды повторов, обилие транспонированных конструкций, преобладание
вопросительных и восклицательных предложений. Для собственно разговорной речи
они являются нейтральными, коммуникативно-обязательными синтаксическими
формами. Но в тексте литературного произведения они выполняют специфические
функции: своим символическим смыслом или прямым значением они способствуют
созданию художественного образа.
1. Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса. М., 1984.
2. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Уч. записки Ленингр. пед. ин-та. Л., 1946. Т. 53. С.165
3.
Белянин В.П. Психолингвистические аспекты
художественного текста. М.,
1988.
4.
King
S., Straub P. The Talisman. L., 1984.
5.
McGullers
C. The Heart is a Lonely Hunter. N.Y., 1968
6.
Plain
B. Random Winds. N.Y., 1985.