Морженакова Ольга Васильевна,
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 19 с
углубленным изучением отдельных предметов», г. Черногорск, Республики Хакасия,
учитель высшей категории
Игра как средство развития
интереса к урокам русского языка.
Роль игры в современном уроке. Система современного образования недостаточно активизирует
внутренние мотивы учения. Она диктует ребенку свои условия и не оставляет места и времени
для его вопросов. В результате школьник перестает их задавать, теряет интерес к
окружающему миру и, соответственно, к обучению.
Сейчас
школьник является объектом обучения, он пассивен, все больше времени проводит в
обществе компьютера и телевизора: проще
иметь дело с послушным прибором, пассивно потребляя предлагаемые развлечения.
Часто ребенок попадает в сильнейшую зависимость от теле- или компьютерной
реальности, а игры со сверстниками, которые проявляют собственную волю и
которых не выключишь кнопкой, его просто пугают. Запреты здесь не помогут.
Выход один – детям должно быть известно что-то более интересное, чем
компьютерные игры и телевизор. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре
игры, ведь это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к
общению с людьми. Школа не может считать игру не своим делом.
Образование же должно быть двусторонним процессом, в
результатах которого заинтересован и учитель, и ученик. Чтобы достичь этой
цели, нужно помнить не только об обучении, но и о воспитании. Стремясь только
обучить, педагог попытается заинтересовать учащихся своим предметом, найти
новые приемы, способы подачи материала. Интерес, безусловно, возникнет, но он
будет временным. Стоит ученику привыкнуть к подобным внешним эффектам», и
интерес снова исчезнет. Поэтому, обучая, необходимо воспитывать ребенка как
всесторонне развитую личность, активизировать его интерес к окружающему миру,
поскольку именно личности присущи внутренние мотивы, позволяющие сформировать
познавательные интересы. Шанс дает игра. У игры есть прекрасное свойство – они
сама организует обучение. Не обязательно сначала учить по какому-то новому
методу и тогда уже вводить игры. Можно наоборот - начнем играть, а сама форма
игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрежки. В игре
незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и
самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит, учит
и детей, и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения,
творческого, радостного, эффективного.
Следует различать внешние и внутренние мотивы учебной
деятельности. К внешним относится: желание получить хорошую оценку, обеспечить
собственное благополучие, избежав неприятностей с учителями и родителями, и
тому подобное. Среди внутренних можно выделить:
познавательный интерес к изучаемому материалу, интерес к процессу обучения, желание найти объяснение непонятным явлениям,
Для
формирования постоянного интереса нужно создать временные, внешние мотивы
обучения и через них подойти к внутренним.
Поставленной
цели можно достичь разными средствами. Нельзя допускать скуки и однообразия на
наших уроках. Толчком к заинтересованности может стать эмоциональное
возбуждение ребенка, которое, в свою очередь, достигается с помощью стимулов. В
отличие от мотива, представляющего собой, по выражению А. Н. Леонтьева,
трансформацию внешних целей в цели самой личности, стимул рассматривается как
внешний фактор. Мотив более индивидуален в своих проявлениях, чем стимул.
Перечислим
основные стимулы и средства их создания.
1.
Удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи. Учитель
рассказывает о неизвестных, необычных явлениях, помогает детям по-новому
взглянуть на уже знакомые факты. (Удивление может быть связано с историческим комментарием — рассказом
учителя об истории языкового явления.)
2. Потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей. Здесь
при определении степени сложности заданий необходимо учитывать уровень развитии
школьников. (На преодолении трудностей построено проблемное обучение)
З. Эмоциональное оживление, вызванное сменой деятельности, переключением
внимания с одного объекта на другой. (Переключению внимания помогают средства
наглядности.)
4. Получение эстетического наслаждения. Эстетическое наслаждение может быть
обеспечено выбором примеров, иллюстрирующих орфографическое или пунктуационное
правило, а также выбором тем для изложений. Это могут быть тексты, в которых
присутствует описание природы
или произведений искусства, в которых затронуты нравственные проблемы,
актуальные для школьников.
5. Эмоциональное благополучие ребенка в классе. Эмоциональное благополучие
ребенка •в коллективе обеспечивают:
индивидуальный подход к каждому ученику; самостоятельная работа, самоконтроль,
основанные на доверии учителя к учащимся; ролевая игра, позволяющая ребенку раскрепоститься, поверить
в свои силы; доброжелательное отношение к детям, поощрение.
Игра
как средство формирования познавательного интереса. Игра является одним из
средств формирования познавательного интереса. Она способствует развитию
качеств, которые повышают уровень усвоения материала на уроках русского языка и
улучшают владение родной речью.
Есть множество способов классифицировать
игры.
Условно выделены
игры: Учебные
– наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и
приобрести устойчивый навык применения знаний. Данные игры развивают быстроту
мышления, критичность оценки сделанного, речевую изобретательность, приучают
сосредоточенно работать в условиях цейтнота.
Предлагаемые
игры можно использовать при изучении различных разделов курса русского
языка.
В 6 классе в начале года при
повторении изученного в 5 классе был проведен урок с элементами игры «Эрудиты»
по теме: «Многозначные слова», вызвавший интерес у учащихся. Целью урока было: развитие
умения употреблять слова в свойственном значении.
Условия игры. Учитель-ведущий
перечисляет многозначные слова, а учащиеся должны с каждым из слов записать
словосочетание или предложение, которые ясно указывали бы на значения. Задача играющих -— составить примеры, не
упустив ни одного значения слова, и не допустить ошибки в их употреблении. На
каждое слово отводится 1 минута, затем
учитель называет следующее слово. После того как работа будет закончена (она
может включать, например, пять-десять
слов), учащиеся зачитывают свои примеры. Если у кого-то примеры совпадают, они
вычеркиваются. Побеждает тот, у кого окажется больше оригинальных
словосочетаний или предложений и не
будет ни одной ошибки.
Игру рекомендуется проводить на
уроках по закреплению или повторению материала, возможно, также придать ей вид
разминки- пятиминутки.
Варианты. Игру можно провести как
соревнование команд. Каждой группе
учащихся выдается список из десяти слов. Слова могут :повторяться или же у
каждой команды может быть свой вариант списка. По сигналу учителя команды в
течение 10— 15 минут выполняют работу
по составлению словосочетаний или предложений, выявляющих значение слова. При
проверке, если списки слов у команд совпали и у них оказались одинаковые
примеры, последние вычеркиваются и не
учитываются; если даны разные слова, то команды следят за правильностью
употребления слов, а также добавляют
примеры тех значений слова,
которые были упущены.
Образец. Список слов, значения которых нужно определить
путем включения их в словосочетание или предложение.
Земля, крыло, площадь, огонь,
картина; мягкий, высокий, горячий, слабый, живой; гореть, диктовать, нести,
звенеть, таять.
Работа учащихся может выглядеть
следующим образом: со словом слабый можно записать шесть словосочетаний.
1. Слабые руки (в которых нет силы, нетренированные).
2. Слабый характер (мягкий, уступчивый).
З. Слабый ответ (низкого уровня, не соответствующий требованиям).
4. Слабый свет (еле видный).
5. Слабый голос (еле слышный, тихий).
6. Слабый лед (некрепкий, ломкий).
Ребята работали очень
активно, хорошо усвоили материал. Выполнение практических заданий не вызывало
трудностей. На уроке по данной теме элементы такой игры были использованы с
целью: выявить влияние такого вида работы на активность учащихся во время
урока, на их внимание, на усвоение материала. «Мнемоника»
Данная игра подходит для детей любого возраста. Лучше, если она станет
регулярной.
Ход игры.
Суть игры в следующем: всякий раз, когда работа с очередной темой требует
механического запоминания чего-либо (исключений, списка слов, сложных
терминов), объявляется конкурс на лучший мнемонический прием, позволяющий
запомнить то, что необходимо. Это могут быть стихи, рисунки, афоризмы,
зрительные образы, аллегории, ассоциации – что угодно. Через несколько дней
после объявления конкурса подводятся итоги. Мнемонические находки ребят
представляются классу, и все вместе
определяют победителей. Задача учителя – оценивать мнемонические находки с
точки зрения корректности: в них не должно содержаться неверных или неточных
утверждений.
Комбинаторные
игры – достаточно широко известные
игры, в которых играющий работает с материальной стороной языкового знака,
обычно слова; эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать
варианты, подбирать комбинации, а кроме того, существенно активизируют
словарный запас ребенка.
На уроке в 6 классе
при знакомстве со словарями были использованы элементы ролевой игры-
презентации «Необычная лексикография». Цель: 1. Ознакомление учащихся с работой по составлению
словарей. 2.Развитие способности
анализировать и систематизировать знакомый лексический материал.
Условия игры. Игра носит длительный характер и предполагает
ознакомление ребят с устройством словарных статей в словарях. На втором этапе
класс делится на творческие группы «лексикографов», которым предстоит
самостоятельно разработать несуществующие словари. Количество групп зависит от
количества разрабатываемых словарей. Можно предложить следующие варианты:
1.Словарь
любимых слов.
2.Словарь добрых слов.
3.Спортивный
словарь.
4.Словарь вежливых слов. 5.Словарь
самых важных слов.
Стиль словарика определяют сами группы. Он может быть юмористическим или
научным. Этот подготовительный этап можно проводить непосредственно на уроках.
Следующий этап - собственно работа по составлению словариков, которые должны
включать не менее двадцати слов( максимум сорок). На подбор лексики и ее
обсуждение в группах отводится одна неделя, в конце которой руководители групп
на уроке сообщают о результатах: сколько подобрано слов, какие трудности
встретились. При наличии трудностей по подбору слов учитель должен помочь
ребятам: что- то подсказать, посоветовать, как работать, может быть, вместе с
ними несколько слов. Оформление словариков может занимать неделю. Ребята
самостоятельно придумывают оформление своих работ: это могут быть тетради,
альбомы малого формата, возможно, это будет лист ватмана или листы бумаги,
скрепленные вместе; словарики могут иметь рисунки или быть строгими. Учитель обязательно должен познакомить
учеников с различными шрифтами, чтобы научить разным способам графического оформления,
использование прописных букв, цвета, символических знаков.
Заключительный этап – представление словариков. В этом случае требуется
организовать пространство класса. Затем устраивается выставка. В течение недели
все ученики смогут ознакомиться с работой групп. Реквизит.
Толковые словари, словари иностранных слов для отбора лексики и знакомства с
оформлением словарных статей, ватман, листы бумаги, альбом для оформления
работы, карандаши, фломастеры, ручки или краски. Варианты.
Игра может проводиться как конкурс на самый лучший и интересный словарик на
одну тему для всех групп лексикографов. При этом вслед за подготовительным
этапом может быть организован заключительный, т.е. непосредственно работа над
словариком, которая проводится после уроков. На нее следует выделить около 2
часов. Такой вариант работы требует некоторого пересмотра тематической лексики.
Например, словарь эпитетов для мамы, словарь школьной лексики. Презентация может быть перенесена на
следующий день, чтобы учащиеся смогли подготовить выступления. Аналитические игры развивают способность
самостоятельно анализировать факты и закономерности, подмечать общее и
различное, учат рассуждать логически. Использование аналитического подхода в
этих играх отличается от механического «раскладывания по полочкам», которое в
школе называют анализом. Аналитические игры не требуют от ребенка действовать
по образцу, а предлагают ему самостоятельно найти метод анализа и проверить его
эффективность. Они воссоздают в миниатюре ситуацию научного открытия, когда
требуется не только беспристрастный логический анализ, но и интуитивное видение
ответа, прозрение, которое приходит в
момент творческого подъема и позволяет в один миг
сконцентрировать опыт предшествующего долгого пути познания. Самые простые
задания, предлагаемые в этих играх, можно быстро решить с помощью одной только
логики – для решения остальных нужны ассоциативное мышление, интуиция,
способность мыслить раскованно, видеть неожиданные связи между явлениями.
Игры закрепляют представления учащихся о лексическом значении слова,
словах однозначных и многозначных, прямых и переносных значениях слов,
омонимах, синонимах, антонимах, лексике ограниченного употребления, лексике
иноязычного происхождения, фразеологизмах, развивают у учащихся сообразительность,
быстроту реакции, внимание, способность отбирать лексику по определенной
тематике, обогащают словарный запас учащихся за счет работы со словарями разных
типов.
Игры направлены на облегчение
усвоения учебного материала, активизацию мыслительной и речевой деятельности
учащихся, расширение их словарного запаса, формирование и развитие общеучебных
умений (слушать, слушать, адекватно воспроизводя информацию; критически
относиться к воспринятому тексту, уметь оценивать его, высказывать свое мнение,
подтверждая примерами), пробуждение интереса к родному языку, а также развитие
речевой изобразительности и умения нестандартно и оригинально мыслить. Игра
дает возможность учащемуся оценить себя на фоне других ребят, выдвигая при этом
иные критерии оценки. Игры разнообразят процесс обучения во время урока и во
внеурочное время.
Список литературы:
1. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие
для учителя. – М.:Мирос –Маик «Наука /Интерпериодика»,2000. -144 с.
2. Соловьева Н.Н. Игры на уроках русского языка. 5-9
классы /Книга для учителя. – М.: Материк – Альфа, 2007. – 224 с.
3. Выборки статей из журнала «Русский язык в школе».