Алиханов
Р.Д.
СПбГУ МВД России, г.Санкт-Петербург
Обычное уголовное право народов Дагестана: некоторые проблемы формирования и развития
Проблема
становления и развития обычного права народов Дагестана является в
российской историко-правовой науке одной из самых малоизученных. Некоторое
оживление в ее исследовании наблюдается во второй половине ХIХ века, когда после ликвидации Имамата Шамиля
императорская Россия вынуждена, была пойти по пути проведения в Дагестане
административной и судебной реформ. Однако это не прибавило интереса к проблеме
права народов Дагестана. В современный
период наблюдается повышенный интерес к этой проблеме, в первую очередь это
работы З.Х. Мисрокова[1], Исмаилова М.А. [2]
Алимжана К.А.[3] и вечниковой.Г[4].
Как известно уголовно-правовые воззрения, основанные на адатах,
характеризовались локальной ограниченностью. В основу понимания преступления по
адату легло подчинение материального или морального вреда сельскому обществу,
частному лицу, семье или роду. Наказание
по адату прежде всего выступает как средство выражения неодобрения поступка человека сельским обществом.
Уголовное право народов
Дагестана основывалось на адатах М.М.
Ковалевскийпишет "ни одна сфера
правовой жизни Дагестана не представляет доселе такого господства обычая как
уголовная..."[5].
Наказание главным образом,
было предназначено для утверждения в локальном обществе адатов, детально
регламентировавших поведение членов общества. Поэтому самой суровой мерой
наказания считалось изгнание особо опасного преступника из общества.
Обычное уголовное право содержало «учения об умысле, о пособничестве и
покушении, об увеличивающих и уменьшающих вину обстоятельствах, о случае и
неосторожности»[6]. Оно
также в более позднем периоде установило взамен родовой, личной уголовной
ответственности.
Сфера уголовно-правовых
отношений была основным уголовным пунктом расхождения между шариатом и адатом.
Шариат оказался бессильным вытеснить адат из уголовного права. Жестокие
телесные наказания, широко предусмотренные шариатом, казались горцам
оскорбительными для их достоинства. Они получили применение только в период
военно-теократической системы Шамиля.
Памятниками права
Дагестана являются кодекс Умма-хана Аварского (Справедливого) (ХVII в.), "Постановления кайтагского уцмия Рустам-хана"
(ХVIII в.) и др. многочисленные сборники адатов разных
обществ и наибств. Преобладающее количество норм указанных источников
регулировало вопросы уголовного права.
С утверждением в Дагестане
"Положения об управлении Дагестанской областью и Закатальским
округом" от 5 апреля 1860
года началось проникновение в Дагестан общероссийского права, основанного на
традициях европейской культуры. Местное право, основанное на этнокультурных
традициях народов Дагестана, находилось в глубоком противоречии с принципами и
нормами общероссийского права.
Как уже отмечалось, местное
право народов Дагестана основывалось на адате и шариате.
«В тех частях Дагестана,
которые числились в имамате Шамиля, сильна была позиция шариата, в других
частях ведущее место в отношениях между людьми принадлежало адату. Царское
правительство решило дать предпочтение адату и приложило немало усилий к тому,
чтобы восстановить разбор дел по адатам и там, где они были ликвидированы
Шамилем»[7].
Политика царской
администрации, направленная на упрочение адатов и ослабление позиции шариата в
правосознании горцев, привела к значительному росту насильственных преступлений
(убийств и ранений). Шариат, который служил в руках имамов в условиях мюридизма
единственным средством в борьбе с адатами в том числе, и с некоторыми
реакционными адатами, такими как кровная месть, похищение женщин и т.д. был
ослаблен.
Общественный строй Дагестана в
XIX веке характеризовался феодальными отношениями. В
равнинной части - развитие феодальных отношений, а в горной части - преобладали
феодальные отношения, переплетавшиеся с пережитками патриархально-родовых
отношений. Традиционное адатное право, определяемое господствующими
социально-экономическими отношениями, уже приобрело черты феодального права.
Адаты не только феодальных владений (аварского ханства, Тарковского
шамхальства, Мехтулинского ханства и др.), но и так называемых "вольных
обществ"[8] уже были
приспособлены для защиты, интересов феодалов.
Основной пережиточной формой
ранее существовавших кровнородственных связей выступал дагестанский тухум.
Сохранение тухумных отношений в социально-экономической
сфере определяет наличие в адатном праве такой меры наказания, как дият, или
кровная месть.
Более развитым институтом
наказания, получившим широкое развитие в адатном праве, является штраф, который
поступал в пользу сельской общины или феодалов, в чье владение входит данная
община.
Как говорилось выше, на
адатное право значительное влияние оказывал и шариат. Не без влияния
мусульманской религии и шариата появились такие адаты, как выдача замуж
малолетних, многоженство и т.д.
Первым актом
царской администрации после падения шариатской системы Шамиля было
восстановление разбора уголовных дел по адату. Возврат к старине обернулся
ростом убийств и ранений. Царизм пошел на поддержку адатов не столько потому,
что некоторые нормы адатного права уже были приспособлены к нуждам феодалов,
сколько из-за того, что шариат, являющийся в определенной степени альтернативой
адата, выступал в качестве основного препятствия внедрению в Дагестан имперского
законодательства.
М.М.
Ковалевский, который писал «…Отношение русского правительства к горскому адату
с самого начала нашего владычества приняло характер решительного признания и
явного покровительства. Причина, побудившая русское правительство к такой
политике лежит в том соображении, что оппозиция нашему владычеству всегда
выходила из сфер благоприятных шариату…»[9].
Народы Дагестана выступали
против судопроизводства по царским законам
Н.Ф. Грабовский описывает случаи, когда горцы оказали полное неповиновение
царским судам и требовали их отмены[10].
Особо сильное влияние на
кризис обычного права оказало развитие капиталистических отношений в Дагестане
в конце ХIХ века и в начале XX века. Конец XIX и
начало XX века в Дагестане характеризуется развитием в городах
промышленного капитализма, зарождением местной буржуазии и местного
пролетариата. Капиталистические отношения проникли и в сельское хозяйство
равнинного Дагестана, они коснулись также кустарной промышленности и крупных
товарных овцеводческих хозяйств узденской верхушки горного Дагестана[11].
Изменение социально-экономических отношений приводило к изменению
нравственно-правовых представлений горцев.
Но,
тем не менее, как уже
говорилось выше, обычное право по существу оставалось доминирующей правовой
системой в Дагестане вплоть до первой четверти ХХ века, а некоторые институты
проявляются до сих пор.
[1] Мисроков З.Х. Отмирание шариатской юстиции в автономиях Северного Кавказа. М., 1979.Мисроков З.Х Адат и Шариат в Российской правовой системе М.,2002
[2] Исмаилов М.А. Формирование и развитие права народов Дагестана в XVIII- нач.XX Махачкала ДГУ 2006: Обычное право .Курс лекций. Махачкала ИПЦ ДГУ 2004.; он же История государства и права Дагестана .Курс лекций Махачкала ДГУ 2006.; он же История государства и права Дагестана .Хрестоматия Махачкала ДГУ 2007. Шапсугов Д.Ю Свечникова Л.Г Исмаилов М.А Обычное право,мусульманское право и акты и российского государства на Северном Кавказе Ростов на Дону. Издательство СКАГС 2009
[3] Алимжан К.А. Вопросы теории обычного права Алматы 2003
[4] Свечникова Л.Г Понятие обычая в современной науке // Государство и право. 1998. № 7.
[5] Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т.3. М.,
1980. С.216.
[6] Там же С.216.
[7] Магомедов P.M. История
Дагестана. Махачкала, 1968. С.294.
[8] «Вольными обществами» в Дагестане назывались
объединения нескольких сельских общин и отселков в один союз во главе с более
крупным и сильным сельским обществом. (См.: Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., 1961. С.237).
[9] Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т.2. М.,
1980. С. 279.
[10] Грабовский Н.Ф. Очерк суда и уголовных преступлений в
Кабардинском округе // ССКГ. Вып. IV.
Тифлис, 1870. С.7.
[11] Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., 1961. С.242.