Гасанова Загидат
Зайнулабидовна
Дагестанский государственный педагогический университет
Современные проблемы семьи
Общество располагает не только государственными рычагами регуляции происходящих в нем процессов, сглаживания и гармонизируя возникающие противоречий и напряженности, но и такими мощными собственными институтами как семья и школа. Мировой опыт свидетельствует о росте их влияния и веса в воспитании нового поколения. По институциональному признаку семейное воспитание занимает главенствующую роль.
За жизнь одного поколения в нашем государстве можно сосчитать достаточно много катаклизм выпавших на долю его граждан. В расчет мы попытались взять те, которые оставили сильное воздействие на сознание и психику членов нашего общества.
У современной семьи в связи с перестройкой возникли в корне иные проблемы, в решении которых ее члены не могут опереться на прежний социальный опыт старших поколений, своих отцов.
В связи с этим изменились и ролевые отношения. Если прежде главные роли могли брать на себя только родители, то ныне главные роли берут на себя те, кто приносит домой достаток. Они диктуют свои правила жизни и этим мотивируют свои права. Устанавливают определенные моральные и материальные обязательства и отношения между членами семьи поскольку в обществе еще не выработаны новые общепринятые социальные отношения зависимые от материального достатка каждого члена семьи. Особый интерес к семье вызван и тем, что из всех институтов социализации, только он, относительно сохранен. Это повышает потребность изучения глубинных процессов и общих закономерностей развития семьи.
Нам интересна проблема влияния всех происходивших общественных процессов в жизни граждан нашего общества на семью: как отразились они на поведенческом уровне, каковы были установки, стереотипы на их основе сформированные?
Одной из важнейших проблем является изучение возможности и каковы перспективы современной семьи, что культивируется в сознании молодежи на что, они опираются. Все глубже осознается обществом (молодежью подверглись сомнению критичность) повседневное и разноуровневое влияние общих процессов происходящих в нашем государстве на семью и на каждого члена, на характер взаимоотношений между ними. По принципу «обратной связи» воздействие конкретной семьи ее членов на характер отношений других людей. В отличие от других институтов семья является также и институтом брака.
Нынешняя разобщенность между институтами воспитания привело к фрагментарности в воспитании, нарушению принципа единства и непрерывности.
Наши представления о семейных отношениях замешано на моральных, экономических и социально - психологических ценностях.
Женщина приобрела невиданную прежде свободу и независимость, перед ней открыты все двери учреждений в области бизнеса. Если до революции основным критерием для брака было непременно экономическая сторона и знатность рода, а не нравственная или умственная сторона, то и ныне мы наблюдаем схожие процессы в обществе.
Современная молодежь находится в поиске своей идентичности не ими достигнутых достоинств, а в поиске своей родовой титулованности восстанавливая историческую справедливость «достраивают» генеалогическое древо известными рыночными методами. Таким образом, расширяют социальное пространство, входя в более крупную, значимую и привлекательную общность.
Прежние признаки избирательности при создании брака снова заняли прочное место среди прочих критериев отбора. Это не значит, что не создаются семьи по большой любви, но молодежь на собственном опыте испытывает их несостоятельность и передают негативный опыт другим. Молодежь осознает весь риск, на который себя могут обречь наверняка при абсолютном отсутствии социальных гарантий от государства. На собственном опыте подтверждают непрочность таких основ для создания семьи.
Слишком велик риск, на кону оказывается счастье собственных детей. Реальные жесткие условия дикого рынка диктует новые законы и принципы. Современная молодежь вынужденно научается терпимости к духовно непривлекательным сторонам жизни. Они практически убедились в неприемлемости социального опыта старшего поколения. При отказе от него был отметен и позитивный опыт социальной жизни старшего поколения. У большинства населения не было опыта владения частной собственностью, передачи наследственности и других новшеств современных реалий.
Период первичной адаптации семьи к новому статусу представляет собой промежуточный период, когда прежний статус утрачен, а новый еще не приобретен. В силу его непривлекательности процесс принятия затягивается. В психологии, такое состояние личности или общности носит название маргинальность. Длительность маргинального периода будет зависеть от осознания своего положения и его принятия. Следует отметить, что это семья, которая пребывает в пограничном состоянии, старого статуса нет, а новый еще не принят.
Алгоритм необходимых отношений вырабатывается с трудом, болезненно, ломая прежние свои и родительские стереотипы.
Сегодня налицо трансформация различных религий в сознании молодежи, не зависимо от религиозной принадлежности родителей или их прародителей. Так, встречается сочетание различных религий в одной и той же семье, не потому, что семья сама разнонациональная или разноконфессиональная, а по «духовной близости» того или иного членов семьи.
Сосуществование различных религий, происходит не так легко как кажется на первый взгляд это трагедии от нареканий до отказа от детей в последствии с различными травматическими переживаниями, до смирения с реальным фактом. Если религиозное воспитание раньше воспринималось как дань принадлежности к религии родителей, затем как новое веяние, то сегодня религиозное воспитание в противовес прежней неверной и неправильной системе воспитания формирует религиозное сознание и поведение молодежи, где любое отношение к религиозным ценностям воспринимают как кощунственное посягательство на их религиозную идеологию, как единственно верной и непререкаемой и не подлежащей никакой критике.
Реализуя принцип единого подхода в воспитательной системе в различных институтах воспитания государство должно проводить политику на воспитание культуры межнационального воспитания и патриотизма с целью сохранения своего единства.
По опыту многих развитых западных стран государство должно быть заинтересовано в культивировании в сознании своих граждан, какого бы происхождения они не были, любви к своей Родине и народам в ней проживающих. Дефицит в этой области в кризисное время для государства, непременно восполняют деструктивные элементы, так как когда народ не доволен системой жизнеустройства, то высока готовность принять альтернативные позиции.
Все общество или, по крайней мере, большая его часть, должно получать системные, единые нравственные знания. Система образования должна быть, так устроена, чтобы на этапе школьного и семейного воспитания формировалась культура межнационального общения. Человек с малого возраста должен получать единые социальные и нравственные установки, определяющие основные их представления о незыблемых и вечных, жизненных ценностях человечества: уважение человеческого достоинства, дружба между людьми, равенства людей независимо от их национальной принадлежности и уровня материального достатка.
Начиная с малого возраста в семье, с дошкольного образовательного учреждения, в школе, в различных общественных организациях должны прививаться единые нормы и требования относительно культуры межнационального общения и норм межнационального поведения. Во всех институтах воспитания и социализации должны уметь проводить профилактические мероприятия, тактично корригируя различные по уровню противоречия и конфликтные ситуации в этой области.