Канд. искусствоведения Строй Л.Р.

Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры

Творческие взаимодействия художников Красноярска и Томска в период становления художественного образования Сибири

Подготовка статьи осуществлялась

при поддержке Благотворительного фонда Михаила Прохорова

С конца XIX века в сибирской прессе активно обсуждалась необходимость становления и развития регионального искусства. Ее суть заключалась в нехватке местных художников, в их низком профессиональном уровне, в бессистемной и вялой художественной жизни в городах. Лучшие провинциальные творческие силы, как правило, уезжали учиться в столицу. Сибирь в этом смысле не была исключением и как отмечал Сарабьянов, «Многие крупные русские живописцы    Перов, Крамской, Репин, Суриков, Васнецов – были провинциалами. Они получали первичное образование в местных школах или пользовались советами местных художников, подчас брали у них уроки. В разных городах огромной России шла своя художественная жизнь. Пусть ее уровень был весьма невысок и далек от того, какой был в Петербурге или Москве. Он был, однако, достаточен для того, чтобы молодые талантливые живописцы могли сделать первые шаги на пути к профессионализму и, попав в Петербург или Москву, поступить там в Академию или училище».

Проблема с нехваткой профессиональных художников в регионе обострялась тем, что не все желающие могли поехать учиться в столицу. Постепенно в сибирском обществе вызревала мысль о важности открытия рисовальных классов и воспитании местных  творческих кадров. Сибирская интеллигенция отмечала в 1883 году, что «школа эта может удовлетворить не одни эстетическия потребности, но пригодится ко многим практическим целям и послужить помощью при изучении края». Журналисты акцентировали, что «рисовальная школа составляет довольно определенную потребность… Рисовальная школа по нашему должна быть основана самостоятельно, для разночинцев, независимо от классов рисования при гимназиях, где конечно получают образование только лица привилегированныя и обеспеченныя».

Изначально сибиряки полагали, что рисовальная школа должна быть «основана в двух городах: в Тюмени и Томске». Тюменский художник Василий Герасимович Федоров пытался открыть в Тюмени школу рисования и живописи, но, получив в 1889 году предложение организовать художественную школу в Казани, уехал из родного города. В Тюмени школу учредили только после 1917 года. В Томске это удалось сделать в марте 1910 году (второе открытие в этом городе состоялось в ноябре того же года, при поддержке Ильи Ефимовича Репина). Однако, первая художественная школа Сибири была учреждена в Красноярске – в январе 1910 года. Оба начинания были реализованы благодаря подвижникам художественной жизни Сибири и творческим взаимодействиям между ними.

Сибирские газеты и материалы архивных фондов свидетельствуют о существовании определенного «обмена» учениками между сибирскими художественными заведениями. Так, скульптор художник Георгий Лавров с 1911 года учился в Красноярской рисовальной школе и был одним из лучших учеников ее первого выпуска. В 1915 году он поступил на медицинский факультет Томского университета. Студенческую жизнь он совмещал с вечерней учебой в классах рисования и живописи Томского Общества любителей художеств (ТОЛХ). Его учителями был Николай Федорович Смолин, Василий Дмитриевич Малько. Во время Февральской революции в Томске активизировалась художническая молодежь, в том числе учащихся классов рисования и живописи ТОЛХ. Они предложили  городскому народному собранию создать в городе учреждение живописи и рисования. В апреле 1918 года было принято постановление губернского исполнительного комитета СОВДЕПа об открытии 1 мая Сибирской народной художественной академии, на два отделения которой поступило сразу 43 человека. Здесь преподавали пластическую анатомию, перспективу, историю и теорию изобразительных искусств, эстетику и другие, необходимые образованному художнику дисциплины.

В конце XIX – начале XX веков Томск являлся культурным центром региона, «умственным центром Сибири», «сибирскими Афинами» не только для ученых, но и для передовых творческих сил, в том числе и для художников, которые привезли с собой мечту открыть в этом городе художественную школу. Но даже для таких энтузиастов, как Базанова, Щеглов, Прохоров, Капустина, Ткаченко, такая задача была весьма непростой. В 1909 году они, при содействии Потанина, организовали Томское общество любителей художеств, почетными членами которого были Репин и Суриков. Предположительно членом ТОЛХ был Костылев Михаил Григорьевич – второй заведующий Рисовальных классов Красноярска и художников, живущих в городе на Енисее стал для томичей определяющим в процессе открытия художественной школы в 1910 году.

Таким образом, в Сибири, в тесном взаимодействии художественных сил, постепенно сформировалось динамичное творческое поле, где учились и работали местные художники, устраивались общесибирские художественные выставки, совместно решались образовательные задачи в области культуры и искусства, синтезировались традиции красноярских и томских мастеров, во многом определив последующую историю изобразительного искусства.

Литература

1.      ГАТО, Ф. 216, л.5

2.      ГАТО, Ф. 216, л.10-11