Сочин
Сергей Анатольевич - к.п.н., доцент
Жетысуский
государственный университет им.И.Жансугурова, Казахстан
Прокофьева
Марина Анатольевна - к.п.н., доцент
Жетысуский
государственный университет им.И.Жансугурова, Казахстан
Куракбаева
Асыл Жексембаевна - к.п.н.,
ст.преподаватель
Жетысуский
государственный университет им.И.Жансугурова, Казахстан
Проблема военно-патриотического воспитания
Проблема
военно-патриотического воспитания учащейся молодежи занимает одно из важных
мест в общей проблематике педагогических исследований, что подтверждается
многочисленными теоретическими и практическими разработками многих ученых.
К концу 60-х годов ХХ века
исследователи начинают детально анализировать составные части патриотического воспитания,
вычленяя военно-патриотическое воспитание. Одним из первых начал изучать
проблему формирования готовности к защите Родины в рамках узкого
военно-патриотического воспитания Н.М. Конжиев. Исследования
военно-патриотического воспитания молодежи проводили А.А. Аронов,
А.В.Барабанщиков, М.А. Терентий, Н.А
Белоусов, В.Ф. Фарфаровский, Т.М.Шишло, З.К. Зглыстова,
Д.Д. Светлова, С.П. Меньшиков, И.А. Прилюдько, Г.А.Самарец и другие.
В докторских диссертациях В.Ф.
Фарфоровского, М.А. Терентия, Н.А. Белоусова и др. широко анализировались
теоретические и практические проблемы патриотического, военно-патриотического и
связанного с ним интернационального воспитания.
Н.А. Белоусов рассматривает
военно-патриотическое воспитание как самостоятельное направление воспитания в
широком и узком смысле слова.
Под военно-патриотическим
воспитанием исследователь понимает «специально организуемый, комплексный,
педагогически управляемый учебно-воспитательный процесс, главная цель которого
состоит в формировании у допризывной и призывной молодежи потребности,
всесторонней готовности и умения до конца выполнить свой священный долг по
защите Родины».
А.А. Аронов, определяя место
военно-патриотического воспитания в системе коммунистического воспитания
школьников, раскрывает сущность базовых понятий и специфику процесса
военно-патриотического воспитания.
П.М. Конжиевым
военно-патриотическое воспитание рассматривается как относительно
самостоятельное специфическое направление коммунистического воспитания. Пытаясь
уточнить понятия системы военно-патриотического воспитания, автор утверждает,
что нужно идти не от попыток составления всеобъемлющих формулировок, а от
выделения ее существенных признаков, свойственных реальному процессу
воспитательной работы в школах. В.С.Чудный под системой военно-патриотическое
воспитание школьников понимает совокупность содержания, форм и методов
организации их познавательной и практической деятельности, направленных на
всестороннею подготовку к выполнению долга по защите завоеваний социализма.
Рассматривая военно-патриотическое воспитание как важнейшую часть общей системы
воспитания и развития личности, ее гражданского становления, определяет данное
понятие: «С одной стороны – военное,
военно-техническое, военно-физическое воспитание и обучение,
самообразовательная деятельность старшеклассников. Оно обеспечивает овладение
военно-техническими знаниями, навыками и приемами владения оружием. С другой
стороны – это гражданско-патриотическое, морально-волевое воспитание,
самовоспитание, базирующиеся на общечеловеческих и национальных
культурно-исторических ценностях и традициях. Обе стороны
военно-патриотического воспитания для диалектики взаимосвязаны, представляют
собой единство».
Проблемы
военно-патриотического воспитания изучаются и казахстанскими учеными
С.С.Таулановым, А.Н.Минжановым, Б.А.Тойлыбаевым, У.К.Санабаевым,
С.Т.Иманбаевой, С.К.Нурмукашевой и др.
Среди них наиболее значимой
является диссертация С.Т. Иманбаевой, в которой рассмотрены вопросы теории и
практики патриотического воспитания. Особое внимание автор уделяет формированию
казахстанского патриотизма, основанного на государственной идеологии нашей
страны. Ею предложено следующее определение: «военное воспитание» трактуется
как формирование у воинов, офицеров высокого политического сознания,
беззаветной преданности своей родине, добросовестное выполнение обязанностей,
верность и бдительность, готовность к боевым действиям, настойчивость и
мужество в военной службе, а «военно-патриотическое воспитание рассматривается
как отрасль воспитания, формирующая
готовность к защите Отечества и патриотические чувства. В результате
военно-патриотического воспитания молодежь учится защите чести и достоинства,
свободы, суверенитета Отечества, с честью несет героические традиции
Вооруженных Сил».
В работе К.Н. Менлибаева
раскрыты главные направления и принципы общеказахстанского патриотического
воспитания в современных условиях, раскрыты механизмы воздействия национальных
традиций на людей, а также причины, определяющие национальные виды спорта как
традицию.
Теоретическое обоснование,
разработка содержания и методики военно-патриотического воспитания будущих
учителей начальной военной подготовки в учебном процессе вуза с учетом
деятельности военной кафедры освещены в работе Е.С. Салтанова. Исследователем
выявлена психолого-педагогическая сущность понятия «военно-патриотическое
воспитание будущих учителей начальной военной подготовки в учебном процессе
вуза» определены ее особенности. Разработаны Концепция военно-патриотического воспитания
будущих учителей начальной военной подготовки вуза, спецкурс
«Психолого-педагогические основы военной подготовки будущих учителей начальной
военной подготовки на военной кафедре».
Аналитическое рассмотрение
специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема
военно-патриотического воспитания учащейся молодежи занимает одно из важных
мест в общей проблематике педагогических исследований.
В то же время, следует
признать, что объективная реальность свидетельствует об ослаблении военно-патриотического
воспитания молодежи. Говоря о будущем поколении, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев также
выразил тревогу в связи с недостаточностью, нечеткостью в проведении
воспитательной работы среди молодежи «в духе патриотизма, любви к Родине, к
народу, к земле». В этой ситуации возникает необходимость поиска эффективных
средств воспитания.
Роль боевых
традиций в военно-патриотическом воспитании трудно переоценить. Боевые традиции
изначально были органичной частью военно-патриотического воспитания,
формирующего высокие морально-волевые, психологические и физические качества
подрастающего поколения. Проблема военно-патриотического воспитания школьников
как будущих защитников Отечества на основе боевых традиций приобретает особую
значимость также и по той причине, что в военно-патриотическом воспитании
школьников, как отмечает С.К. Нурмукашева, имели место «игнорирование
культурно-исторического и героического наследия и традиции казахского народа …
догматизация и формализация содержания, форм, средств военно-патриотического
воспитания, преобладание информационно-словесных методов учебно-воспитательной
работы, сокращение сферы личностно-деятельностного участия в патриотической
работе».
К.Н. Менлибаев
в своей работе, указывая на недостаточность философско-социологического анализа
физическо-патриотического воспитания, впервые попытался раскрыть роль
национальных традиций как общественного явления, состоящего из разнородных
компонентов (комплекс чувств любви, преданность Родине, определенный народ или
народы с их историей, культурой, языками. Исследователем раскрыты главные
направления и принципы общеказахстанского патриотического воспитания в
современных условиях, раскрыты механизмы воздействия национальных традиций на
людей, а также причины, определяющие национальные виды спорта как традицию. По
мнению автора, главными функциями национального спорта в патриотическом
воспитании являются: нормативно-регулятивные, познавательно-информационные.
Проблеме
использования традиций старшего поколения в патриотическом, идейно-политическом
воспитании посвящены труды Ш. Амралиева, которому удалось показать сущность
национальных чувств и традиций в общесоветском патриотизме.
Рассматривая патриотическое воспитание как
средство формирования патриотизма, А. Бейсенбаева утверждает, что «общим в
патриотизме во все времена и эпохи является чувство принадлежности, возникающее
у человека по отношению к той общности, в которую он включен с рождения. Важное
значение для его формирования имеют любовь к родным местам, история народа,
т.е. географическая, политическая, социальная и культурная среда, что
отражается на различных уровнях сознания - психологическом и идеальном.
Наконец, эти идеи и чувства воплощаются в деятельности по преобразованию
социальной реальности».
Исследователь, привлекая казахский героический эпос
как средство патриотического воспитания, разработала программу специального
курса «Воспитательный потенциал казахского героического эпоса» для
старшеклассников и программу теоретического семинара «Педагогические основы
формирования патриотизма старшеклассников средствами казахского героического
эпоса» для учителей и классных руководителей.
Воспитанию патриотизма учащихся средствами
героических образов казахских батыров посвящено диссертационное исследование
А.К. Дуйсебаева. Автор попытался дать уточненное определение понятиям
«героический образ батыров», «казахский патриотизм», «воспитание любви к
Родине», предложить теоретическую модель, критерии и показатели формирования
патриотических свойств учащихся 5-11 классов. В ходе исследования автором
разработаны и апробированы дополнения к естественно-гуманитарным дисциплинам
(«Казахская литература», «История Казахстана», «География Казахстана»,
«Начальная военная подготовка», учебная программа факультативного курса «Ерлік дәстүрі» для 7-х классов и спецкурса
«Отантану» для 10 класса).
Таким
образом, исследователями проблем военно-патриотического воспитания
подрастающего поколения внесен конкретный позитивный вклад в осмысление
сущности, принципов, путей, методов, форм и средств подготовки к защите
Отечества.
Анализ
специальной литературы позволил нам, однако, несмотря на исследованность
проблемы и наличие научных работ посвященных военно-патриотическому воспитанию,
сделать вывод о том, что имеется много неразрешенных вопросов по проблеме
военно-патриотического воспитания, так как сегодня мы заговорили о Казахстанском патриотизме, поэтому появляется
необходимость выявления сущностной
характеристики данного понятия.
Литература:
1.
Барышникова В.П.
Развитие творческой личности: принципы и направления совершенствования
деятельности преподавания в вузе правоохранительной системы: Монография. -
Красноярск: СЮИ МВД, 2003.
2.
Васильев Г.И.
Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и
поведения: Автореферат дисс. … канд.пед.наук. – А., 2005. – 25с.
3.
Загвязинский В.И.
Педагогическое творчество учителя – Москва: Педагогика, 1987. – 160с.
4.
Дайкер А.Ф.
Экстремальная психопедагогика. – М.; 2002.
5.
Карпыкбаева А.С.
Подготовка будущего учителя к патриотическому воспитанию в процессе изучения
цикла гуманитарных дисциплин: Автореферат дисс. канд.пед.наук. – Туркестан,
2008. – 27с.